Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках математики

Разделы: Математика


I. Введение.

Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Ещё В.А.Сухомлинский говорил: "Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает". Другой отечественный педагог М.В.Остроградский писал: "Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растёт, овладевает человеком и влечёт его к наибольшим излишествам".

Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Возникли вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству.

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к изучению проблемы формирования познавательного интереса к учению как способу развития творческих способностей личности, поэтому обоснованным будет поставить следующую цель: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики.

Для достижения цели потребовалось решить такие задачи:

  • изучить психолого-педагогические и теоретические источники по данному вопросу;
  • проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей поставленной проблемы;
  • апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению;
  • проанализировать результативность проведённого исследования.

В ходе исследования использовались такие методы, как: анкетирование, лабораторный эксперимент, наблюдение.

Объектом исследования выбран процесс формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики.

Выдвинута гипотеза: если создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, развитию творческих способностей личности и, следовательно, повышению качества результатов обучения.

II. Основная часть.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Проблема познавательного интереса - актуальная проблема психологии и педагогики.

Что такое интерес? Интерес - это сложное и значимое для личности образование, имеющее множество различных трактовок. Более конкретное определение, данное психологом В.А Крутецким: "Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданные с положительным эмоциональным отношением к ним. Всё, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из окружающей действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не всё, что его окружает, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность".

По утверждению психологов, особый вид интереса человека - познавательный интерес.

1.2. Познавательный интерес как особый вид интересов человека.

Познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательный процесс может быть широким, распространяющимся на получение информации вообще и углублённым в определённую область познания. Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных программах, при этом он обращён не только к предметному содержанию, но и к процессу добывания знаний, к познавательной деятельности.

Познавательный интерес - это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес - это эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.

Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются инициатива поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижение и постановка познавательных задач. Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.

Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения. Так определяется и характеризуется познавательный интерес психологами.

1.3. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

В педагогической науке выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться. Во-первых, интерес к предмету (я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Во-вторых, сознательность (занятия по предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься). В-третьих, принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя).

В педагогической практике доказано, чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже полной потере приобретённых знаний, умений и навыков. Таким образом, важность задачи формирования познавательных интересов очевидна.

1.4. Динамика познавательных интересов детей.

Формирование познавательных интересов детей начинается задолго до школы, в семье, их возникновение связывают с появлением у детей таких вопросов, как: "Почему?", "Отчего?", "Зачем?". Наблюдения показывают, что интерес выступает первоначально в форме любопытства. К концу дошкольного возраста под влиянием старших у ребёнка формируется интерес к учению в школе: он не только играет в школу, но и делает успешные попытки овладеть чтением, письмом, счётом.

В начальной школе познавательные интересы углубляются. Формируется сознание жизненной значимости учения. С течением времени познавательные интересы дифференцируются: одним больше нравится математика, другим - чтение.

1.5. Источники формирования познавательных интересов на уроках математики.

Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы обучающихся, педагоги-психологи выделяют два источника развития познавательных интересов: содержание учебного материала, организацию познавательной деятельности обучающихся (методы, приёмы, технологии).

В теоретической науке известно, что внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изолированно, а находится во взаимосвязи с другими источниками. Внутри каждого источника можно выделить несколько конкретных стимулов познавательного интереса. В группу стимулов, содержащихся в первом источнике, входят новизна содержания учебного материала, практическая значимость содержания знаний, историзм, современные достижения науки. В группу стимулов, содержащихся во втором источнике познавательной деятельности, входят проблемное обучение, практические работы исследовательского характера, творческие работы, специальные приёмы учителя (наглядность, занимательность).

III. Практическая часть.

Развитие познавательных интересов школьников.

В наше время в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться в сложной ситуации, быстро и безошибочно принимать решения. По справедливому замечанию писателя В.Каверина, "математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению", поэтому одним из важных стимулов для развития познавательных интересов при изучении математики считаю проблемное обучение. Из своего опыта приведу несколько примеров создания проблемных ситуаций.

Пример (1) "На пришкольном участке собрали замечательный урожай овощей: моркови - 4 ведра по 5кг в каждом ведре; огурцов - 6 вёдер по 5кг в каждом ведре; картофеля - 70 вёдер по 5кг в каждом ведре. Сколько килограммов моркови, огурцов, картофеля собрали школьники?

Учащиеся быстро узнали сколько килограммов моркови, огурцов собрали школьники: 5+5+5+5=20(кг) - моркови; 5+5+5+5+5+5=30(кг) - огурцов.

Но возникла проблема, как определить количество собранного картофеля. Предыдущий вычислительный способ оказался громоздким, нецелесообразным. Задумались, каким более рациональным способом можно определить количество собранного картофеля. В классе всегда есть хотя бы один ученик, который может предложить нужный вариант: 5*70=70+70+70+70+70=350.

Таким образом, учащиеся познакомились с новым математическим действием - умножением и способом его возникновения. На основе полученных знаний составили таблицу умножения однозначных чисел.

Пример (2) Во время изучения темы "Умножение на 10, 100,1000:" решалась следующая проблемная ситуация: предлагалось решить примеры вида: 2*10= , 3*100= , 4*1000= .

Такие примеры школьники ещё не решали, задание казалось невыполнимым. Если первый пример можно было решить, используя действие сложения, повторить двойку слагаемым десять раз, то остальные примеры таким способом решать было нецелесообразно. Нашлись ученики, которые вспомнили переместительный закон умножения и применили его в данной ситуации. Получили следующие выражения: 2*0=10*2=10+10=20 3*100=100+100+100=300 4*1000=1000+1000+1000+1000=4000, следовательно, 2*10=20 3*100=300 4*1000=4000.

Анализируя значение произведения в каждом примере, учащиеся пришли к выводу, чтобы умножить число на 10, 100, 1000 : , достаточно приписать к этому числу столько нулей, сколько их рядом с единицей.

Пример (3) При изучении темы "Сумма углов треугольника" учащимся предложено начертить треугольники с тупым углом, с прямым углом, с острыми углами и, измерив углы, найти сумму углов каждого треугольника. Таким образом, опытным путём учащиеся получили новые знания: сумма углов треугольника равна 180*.

Пример (4) Изучая тему "Площадь прямоугольника", решали следующую задачу: длина прямоугольника 8см, ширина 4см. Найти площадь закрашенной фигуры. Учащиеся, рассматривая чертёж, заметили, что гипотенуза разделила прямоугольник на два равных треугольника. Равенство треугольников доказали практическим путём, измеряя углы и стороны треугольников, сделали вывод, что площадь треугольника равна половине площади прямоугольника, т. е. 8*4:2=16см2.

Вывод: из примеров видно, что практическая значимость содержания знаний является важнейшим стимулом развития познавательных интересов учащихся. Прав был Н.Я. Виленкин, автор учебника по математике, когда рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. Следуя этим рекомендациям, практикую задания типа:

Пример (1) Изучение темы "Уравнение" начинаю с демонстрации рисунка к следующей задаче: на левой чаше весов лежит дыня и гиря в 2кг, а на правой чаше - гиря в 5кг. Чему равна масса дыни? (Весы находятся в равновесии).

Неизвестная масса дыни принимается за х килограммов, тогда левую чашу весов представляют выражением х+2 и приравнивают к правой чаше, получая уравнение х+2=5.

Пример (2) При изучении темы "Периметр" провожу следующую практическую работу: нужно узнать сколько тесьмы потребуется для украшения салфетки.

Одни ученики путём приложения тесьмы к каждой стороне салфетки определяют необходимое количество тесьмы. Некоторые учащиеся пошли другим путём: они измерили линейкой все стороны салфетки, сложили результаты и таким образом ответили на вопрос задачи. Данная практическая работа помогла учащимся сформулировать понятие: "что такое периметр и как определить величину периметра?".

Стимулирующее влияние на развитие познавательного интереса оказывают творческие работы на уроках математики. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.

Примеры: составление математических задач по выражению, по схеме, по краткой записи, составление обратных задач, составление математических кроссвордов, написание сказок.

Исследование развития познавательных интересов школьников.

Развитие познавательных интересов школьников проанализировали совместно с психологической службой школы через анкетирование, наблюдения.

Проводя анкетирование, использовали диагностические методики школьной мотивации Н.Г. Лускановой, шкалу тревожности ребёнка Г.Я. Кудрина.

Результаты исследования учебной тревожности

Уровни тревожности 1 класс 2 класс 3 класс
низкий 50% 36% 20%
норма 40% 48% 70%
высокий 10% 16% 10%

Из результатов исследования учебной тревожности видно, что низкий уровень тревожности учащихся уменьшается. Это говорит о том, что уменьшается отрицательный опыт межличностных отношений, повышается эмоциональное благополучие, достигается адекватное отношение к действительности.

Результаты исследования учебной мотивации

Уровни 1 класс 2 класс 3 класс
высокий 54,5% 64,5% 71,5%
хороший 31,5% 21,5% 17,8%
Положительное отношение к школе 14% 8,6% 6,4%
низкий - 4,3% 4,3%
негативный - - -

Анализируя таблицу учебной мотивации, можно сделать следующие выводы: высокий и хороший уровни от класса к классу повышаются, положительное отношение к школе, когда школа привлекает только внеучебной деятельностью, понижается.

Обладатели высокого и хорошего уровня учебной мотивации отличаются высокими познавательными интересами, успешно справляются с учебной деятельностью. Об этом говорят показатели успеваемости и качества знаний по математике.

  1 класс 2 класс 3 класс
успеваемость 100% 100% 100%
качество   86% 89,3%

Лабораторный эксперимент тоже позволил проследить развитие познавательных интересов учащихся. Он заключался в следующем: учащимся было предложено решить любую задачу. Задачи были на одну тему "Нахождение периметра и площади прямоугольника", но разные по сложности:

Длина прямоугольника равна 8см, а ширина - 4см. Найти периметр и площадь прямоугольника;

Периметр прямоугольника равен 24см, длина - 8см. Найти площадь прямоугольника;

Площадь прямоугольника равна 32см2, ширина - 4см. Найти длину прямоугольника;

Периметр прямоугольника равен 24см. Найти площадь квадрата с таким же периметром.

Из двадцати четырёх учащихся двенадцать решили все задачи, восемь решили более сложные задачи, лишь четверо ограничились решением одной несложной задачи.

Вывод: данный эксперимент показал высокий уровень развития познавательных интересов в процессе учебной деятельности. Наблюдения также подтверждают достаточно высокий уровень развития познавательных интересов: работая в парах, группах учащиеся замечают недочёты, ошибки друг у друга, отстаивают свою версию или, наоборот, признают ошибочность в решении нестандартных ситуаций и задач, выбирая более рациональный вариант.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ изученной психолого-педагогической литературы, результаты диагностики убеждают в необходимости активной работы по формированию познавательных интересов школьников.

Как показывает практика, развитие познавательных интересов способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся, повышает учебную мотивацию, формирует способность ориентироваться в сложной жизненной ситуации, быстро и правильно принимать нужные решения, брать на себя ответственность за порученное дело, проявлять инициативу и настойчивость, отстаивать как свои интересы, так и интересы коллектива.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Архангельский С.И., Талызина Н.Ф. Формирование и содержание образования и процесса обучения// М.: Мир", 1975. - с. 352.
  2. Бабанский Ю.К., Данилов М.А. Целостность и системность при изучении и организации образовательных систем // Педагогика, М.: "Просвещение", 1983.- с. 304.
  3. Вяткин Л.Г., Лернер И.Я. Активизация познавательной и творческой деятельности личности// Педагогика и психология, 1981, - №9.
  4. Глейзер Г.И. История математики в школе// М.: Просвещение: 1998. - №4.
  5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей// М.: Просвещение: Владос. 1994. - 320с.
  6. Зеньковский В.В. Психология детства// М.: "Педагогика и психология", 1986. - №8.
  7. Кушнерюк Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах/ Мн.; Нар. Асвета, 1987. - 125с.
  8. Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников// М.: Школа - пресс, 1996. - 336с.
  9. Медведская В.Н. Активизация деятельности учащихся в процессе обучения их решению арифметических задач// Мн.; Нар. Асвета, 1987. - 111с.
  10. Осипова М.П. Проблема активизации познавательной и творческой деятельности младших школьников// Мн.; Нар. Асвета, 1987. - 89с.