От учителя – основной фигуры педагогического процесса – зависит, какое влияние на здоровье ученика оказывает его пребывание в школе, процесс обучения. Основными направлениями работы учителя коррекционной школы при создании здоровьесберегающего пространства являются:
- построение образовательного процесса на индивидуальной основе;
- здоровьесберегающая организация учебного процесса;
- здоровьесберегающая методика обучения;
- обеспечение здоровья учащихся;
- освоение здоровьесберегающих педагогических технологий.
Построение образовательного процесса на индивидуальной основе возможно, если учитель ведёт учёт типологических особенностей ученика. Эти особенности зависят как от генотипических (тип темперамента, доминирующее полушарие мозга, преобладающий тип памяти, морфофункциональная конституция, биохимическая специфика организма и др.), так и от фенотипических предпосылок (подразделение на “лидеров” и “ведомых”, психологический тип, степень и направленность социальных притязаний и др.). Не меньшее значение имеет и учёт возрастных, половых и семейно-бытовых обстоятельств.
Вся совокупность данных позволяет довольно точно представить личность ученика, что при заинтересованном отношении педагогов обеспечит действительно индивидуальный подход к обучению (обсуждение данных происходит на психолого-медико-педагогическом консилиуме, совещании при замдиректора). Рекомендации для учителей по основным аспектам индивидуального подхода к обучению - индивидуализация учебных заданий, коррекция поведения каждого ученика, воспитание отдельных сторон общей культуры, развитие и активизация положительных качеств и способностей - будут положены в основу индивидуальной программы образования каждого учащегося, которая постоянно уточняется и корректируется. Именное такой подход позволит сгладить отрицательное влияние самого образования на здоровье учащихся.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса – важнейшая задача как образования в целом, так и каждого учителя в частности.
Понятие “образовательная среда” включает в себя весь комплекс условий образовательного процесса, т.е. организацию учебного процесса, обстановку в классе, в школе. Несомненно, что особое значение имеет рациональная организация самого процесса образования: структура учебного года и расписание учебных занятий.
Современная структура учебного года не является оптимальной – после 7-недельной второй четверти каникулы составляют 2 недели, а после 10-недельной третьей – только одну. Следует учитывать и тот факт, что в первые две недели обучения каждой четверти происходит постепенное врабатывание учащихся в учебную деятельность, затем на протяжении 4-5 недель умственная работоспособность остаётся постоянной с последующим её снижением.
Правильно составленное расписание учебных занятий учитывает факт, что с утра умственная работоспособность учащихся, как правило, низкая. Уже в процессе учёбы работоспособность постепенно повышается до оптимального уровня. Есть целый ряд способов ускорить врабатывание: утренняя зарядка, вторая половина которой должна включать упражнения, подготавливающая школьника к последующей умственной деятельности; своеобразная разминка, ускоряющая врабатывание, роль которой непосредственно перед уроком может играть тщательная подготовка рабочего места и др.
Вслед за фазой врабатывания наступает фаза устойчивой работоспособности, когда учащийся усваивает информацию наиболее продуктивно. Длительность этой фазы, а, следовательно, и эффективность занятий определяется видом самой работы, её характеристиками (интенсивность, смена периодов высокой и более низкой активности и т.д.), индивидуальными особенностями школьника (мотивацией, интересом), условиями выполнения самой работы (показателями состояния воздуха, обстановкой, шумом и др.), самочувствием и т.д. Несомненно, что правильной организацией учебной деятельности можно заметно удлинить фазу высокой работоспособности.
Постепенно в процессе работы начинает развиваться утомление. Вначале оно субъективно не ощущается, однако затем проявляется рядом внешних признаков.
Внешние признаки утомления при умственном труде
Объекты наблюдения | Утомление |
||
незначительное | значительное | резкое | |
Внимание | редкие отвлечения | рассеянное, частые отвлечения | ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствуют |
Поза | непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища | частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание | стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула |
Движения | точные | неуверенные, замедленные | суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка |
Интерес к новому материалу | живой интерес, задаёт вопросы | слабый интерес, отсутствие вопросов | полное отсутствие интереса, апатия |
Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс, конечным звеном которого в биологическом плане является движение. Если же ученик в процессе умственной деятельности двигаться не может, это приводит к формированию очага застойного возбуждения в центральной нервной системе. Кроме тог, в организме в течение учебного дня скапливается значительный объем гормонов, сопровождающих развитие стресса. Вот почему короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий защищают от преждевременного утомления, а после завершения учебной работы позволяет снять застойную “рабочую” доминанту и устранить накопившиеся гормоны стресса. Это явление получило название “активного отдыха” (И.М.Сеченов).
Физические упражнения в виде физкультминуток и физкультпауз призваны решать целый ряд задач:
- предупреждение раннего умственного утомления и восстановление работоспособности (решение этой задачи достигается активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания);
- устранение застойных явлений в кровообращении и в дыхательной системе (эффективными оказываются ритмичные чередования сокращений и расслаблений мышц брюшного пресса и ног);
- предупреждение нарушений зрения (обеспечивается упражнениями с последовательным напряжением и расслаблением мышц, отвечающих за аккомодацию);
- устранение длительного растяжения и расслабления мышц – разгибателей спины, отвечающих за осанку (с помощью упражнений именно на эти мышцы).
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление (при обычной структуре урока это происходит приблизительно на 25-30-й минутах). В течение урока проводится 1-2 физкультминутки, включающие 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин). Они обязательны на третьем и последующих уроках.
Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спёртый воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложит детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом; он же показывает упражнения, которые выполняются впервые.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, делая одолжение учителю, желаемого результата не даст. Желательно, чтобы учитель не оставался безучастным наблюдателем (или надзирателем), но и сам выполнял упражнения (3,4).
Здоровьесберегающая методика обучения предполагает рациональную организацию урока. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 мин. Исключение составляют лишь ученики 1 класса, для которых урок должен длиться 35 мин в соответствии с низкой устойчивостью их внимания. Для учащихся 2 класса рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 мин для снятия утомления – чтение, игры, разучивание комплекса физических упражнений. В остальных классах нужно проводить физкультминутки на втором и последующих уроках, примерно через 20 мин от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса – фазы двигательного беспокойства.
Для предотвращения наступления у школьников утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 мин любого урока занимает врабатывание, т.е. привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 мин для младших школьников, 20-25 мин – для среднего звена. После этого на несколько минут наступает переутомление, или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, ещё больше снижается интерес к происходящему в классе.
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№ п/п | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
рациональный | недостаточно рациональный | нерациональный | ||
1 | Плотность урока | не менее 60 % и не более 75-80 % | 85-90 % | более 90% |
2 | Число видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | не более 10 мин | 11-15 мин | более 15 мин |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена через 7-10 мин | смена через 11-15 мин | смена через 15-20 мин |
5 | Число видов преподавания | не менее 3 | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | через 10-15 мин | через 15-20 мин | не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (число) | 2-3 | 1 | нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами | с частичным соблюдением гигиенических норм | в произвольной форме |
9 | Чередование поз | поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель наблюдает за посадкой учащихся | имеются случаи несоответствия позы виду работы, учитель иногда контролирует посадку учащихся | частые несоответствия позы виду работы, поза не контролируется учителем |
10 | Физкультминутки | две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого | одна физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью | отсутствуют |
11 | Психологический климат | преобладают положительные эмоции | имеются случаи отрицательных эмоций | преобладают отрицательные эмоции |
12 | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | не ранее чем через 40 мин | не ранее чем через 35-37 мин | менее чем через 30 мин |
Можно предположить, что при выполнении описанных выше рекомендаций, урок будет соответствовать условиям здоровьесберегающей педагогики.
Обеспечение здоровья учащихся решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя коррекционной школы.
Организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся и семьи в целом, координация работы по формированию предпосылок здоровья с другими учителями. Важно уточнить общие требования к оценке освоения учебного материала; скоординировать межпредметные связи так, чтобы каждая дисциплина способствовала подкреплению знаний, полученных на других уроках, а с другой – расширению общего кругозора; выработать стратегию и тактику индивидуального обучения; согласовать объем и трудность домашних заданий, сроки проведения контрольных заданий.
В качестве критериев оценки здоровьесберегающей составляющей в работе учителя может быть использован перечень задач:
- включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;
- отслеживание соответствия СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др.Необходимо контролировать проветривание класса: частично – на переменах, сквозного – до и после занятий;
- обеспечение сильной, оперативной прямой и обратной связей: психологическое воздействие на ученика, умение стимулировать мотивацию учащихся, развивать адекватную самооценку;
- обеспечение интереса к предмету и уроку;
- обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне;
- обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;
- обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся;
- планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм другими;
- проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия;
- постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;
- соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке;
- реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знании: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика;
- обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным;
- контроль за состоянием учеников после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.
Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий возможно учителями в ходе самообразования и при участии в работе специальных семинаров по темам: “Образование и здоровье учащихся”; “Психофизиологические особенности школьников”; “Культура здоровья и ёё воспитание”; “Психология общения”; “Учёт индивидуально-типологических особенностей учащихся”; “Методы предупреждения утомления”, “Здоровье учителя и пути его обеспечения” и др.
Литература.
1. Вайнер Э. Как сохранить здоровье учеников: методические разработки для учителей. – М.:Чистые пруды, 2006.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: “ВАКО”, 2004.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
4. Целебная сила движений: физкльтминутки и подвижные игры в школе / сост. Н.Мирская. – М.: Чистые пруды, 2006.