Урок по русскому языку "Правописание парных согласных на конце слова" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Обучающие: обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.
  • Развивающие: развивать познавательные способности учащихся.
  • Воспитательные: осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, товарищество.

Оборудование: индивидуальные жетоны красного, синего, зелёного цвета; картинки к кроссворду; буквы на магнитах; таблица; для оценки работы на уроке используются лепестки 3-х цветов; для подведения итога урока карточки с вопросами, рабочие места обучающихся снабжены: правилами письма, каллиграфическим написанием букв.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Прозвенел звонок – начался урок! Ребята, а что бы узнать какой урок сейчас у нас будет вы должны разгадать кроссворд. Слово кроссворд английское и может быть переведено как пересекающиеся слова. (Дети разгадывают кроссворд по картинкам. Зашифрованное слово «русский язык».) Использована мет. литература А.В.Поляковой «Превращения слов».

– Мы начинаем урок русского языка!

II. Повторение словарных слов

(Приём элементов программирования на уроках русского языка)

– Ребята, прочитайте слова, написанные на доске. Какие это слова? (Cловарные)
– Как ещё их можно назвать? (Слова с безударными гласными непроверяемыми ударением)
– Посмотрите внимательно и подумайте, какой вариант ответов подходит для всех слов. Найдите правильный ответ. (Звучат варианты ответов детей)
– Докажите свой выбор. (Дети читают слова, говорят, какая пропущена буква, и называют правильный вариант ответа)

Слова 1 2 3 4 5
гр.жданин о о о а о
М.сква а а о о а
Отеч.ство и е е е и
Р.ссия о а о о о
Род.на е и и и е
ч.ловек и е и е е

– Скажите, какой темой можно объединить все эти слова? (Ответы детей: «любовь к Родине», «патриот» и т.д.)
– Как вы можете объяснить лексическое значение слова патриот? (Патриот – это тот, кто любит свою Родину.)
– Какие пословицы вы можете назвать на эту тему? (Ответы детей)
– Прочитайте пословицу, которая записана на доске. (Жить – Родине служить.)
– Как вы ёё объясните? (Высказывания детей) Запись пословицы в тетрадях по чистописанию, с предварительным повторением правил письма. 
– Ребята, а какое словарное слово можно было ещё дописать в нашу таблицу? (Предположение детей: ключевое  слово – народ)

III. Изучение новой темы

– А сейчас, откроем тетради, и запишем это слово. (Запись в тетради - число, классная работа, с красной строки слово народ)

1. Постановка проблемы

– Давайте запишем транскрипцию слова народ. (Нарот)
– Скажите, совпадает звуковой состав слова с буквенным? (Нет)
– Какой можно сделать вывод? (В слове есть опасное место, орфограмма)
– Какие слова можно написать рядом с этим словом? (Ребята предлагают слова. Слова записываются с комментированием. Для записи слов с недостающими парными согласными на конце слова, дети записывают слова, с помощью учителя. Для этого, используется материал из книги «Азбуковедения») На доске появляются парные согласные – звонкие.
Доскажи словечко:

1) Да не бойся, ладно уж, не ужалит этот … (уж) 

2) Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно,
Жаль вот только гривы нет…
Что за конь? (Велосипед)

3) Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я – … (осьминог)

– Подчеркните буквы, которые вы написали на конце слова.
– Подумайте и сформулируйте, тему нашего сегодняшнего урока? (Высказывание детей)
Сообщение темы урока: «Правописание парных согласных на конце слова»

2. Работа у доски

– Ребята, а что общего вы заметили в этих словах? Какой звук слышится на конце слова? Какой вывод можете сделать? (Звонкие согласные оглушаются)
Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки на конце слов заменяются парными глухими – оглушаются.

Запомните!

Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

– Давайте вспомним и соберём все пары по глухости и  звонкости.

Работа у доски.

– А когда вы писали эти слова, возникали ли у вас сомнения, какую букву нужно писать на конце этих слов? (Ответы детей)
– Какой вопрос хотелось вам задать? (Какое правило мы должны знать, чтобы не ошибиться в написании данной орфограммы?)
– Конечно, мы с вами знаем орфограмма – это написание по правилу.

3. Работа с учебником

стр.137 упр. 238 – устная работа по вопросам 

– Кто может сформулировать правило, что нужно сделать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова? (Ответы детей)

Знакомство с правилом на стр.138.

IV. Первичное закрепление

– Давайте закрепим это правило и выполним упр.241 в учебнике дидактический материал стр.104. Первое слово объясняет учитель и записывает на доске. (Работа у доски, записываются только слова с пропущенной буквой)

Самостоятельная работа. (Выполняется по уровню сложности, учитывается желание и возможность ребёнка.)

– Ребята, а теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Работу вы можете выбрать для себя каждый сам. Те, кто уже считает, что усвоил правило очень хорошо и может его применять без моей помощи, будет работать по учебнику дидактический материал стр.107 упр.247. А тем, кому нужна моя помощь мы будем с вами работать по учебнику упр.240. Если вы выбираете сложное задание, поднимите красный жетон, кто будет работать с моей помощью,  поднимите – синий жетон. Перед тем, как вы начнёте работать, я хочу ещё раз напомнить вам правило:

Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

Можете начинать свою работу, я думаю, что у вас всё получится!

Дети выполняют работу самостоятельно в учебниках.

V. Подведение итога урока

– Молодцы, вы хорошо все поработали и усвоили новую орфограмму!      Наш урок подходит к концу, и пришло время подвести итоги. Сейчас я предлагаю поработать вам в группах. Не забывайте, что при работе в группе вы должны уважительно относиться друг к  другу, не перебивать своих товарищей, и работать очень тихо, что бы не мешать другим!
У каждой группы на столе есть конверт, там есть карточка с вопросами, на которые вам нужно ответить. Помочь вам в этом могут опорные слова, которые вы видите на доске. А после обсуждения вы должны наш урок оценить солнышком. У вас в конверте их два вида. Посмотрите 1 солнышко весёлое, улыбается, а другое грустное. Выберите одно которое как вам кажется подходит для нашего урока. (Дети работают в группах, отвечают на вопросы.)

Совместная работа по вопросам. Дети вывешивают каждый своё солнышко, которое выбрали в группе.

– Посмотрите, и представьте что это у нас небо, а на нём замечательное солнышко, которое нам улыбается. Давайте дополним нашу картинку полянкой, и пусть на ней расцветут цветочки. На уроке вы каждый оценивали свою работу жетонами разного цвета. Посмотрите жетонов, каких цветов у вас больше? Выберите лепесток такого же цвета.

Дети по рядам прикрепляют свои лепестки оценивая свою работу красный – «отлично», синий – «хорошо», зелёный – «я постараюсь завтра». На доске получаются цветочки с лепестками трёх цветов.