Цели урока:
- Обучающие: обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.
- Развивающие: развивать познавательные способности учащихся.
- Воспитательные: осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, товарищество.
Оборудование: индивидуальные жетоны красного, синего, зелёного цвета; картинки к кроссворду; буквы на магнитах; таблица; для оценки работы на уроке используются лепестки 3-х цветов; для подведения итога урока карточки с вопросами, рабочие места обучающихся снабжены: правилами письма, каллиграфическим написанием букв.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Прозвенел звонок – начался урок! Ребята, а что бы узнать какой урок сейчас у нас будет вы должны разгадать кроссворд. Слово кроссворд английское и может быть переведено как пересекающиеся слова. (Дети разгадывают кроссворд по картинкам. Зашифрованное слово «русский язык».) Использована мет. литература А.В.Поляковой «Превращения слов».
– Мы начинаем урок русского языка!
II. Повторение словарных слов
(Приём элементов программирования на уроках русского языка)
– Ребята, прочитайте слова, написанные на
доске. Какие это слова? (Cловарные)
– Как ещё их можно назвать? (Слова с
безударными гласными непроверяемыми ударением)
– Посмотрите внимательно и подумайте, какой
вариант ответов подходит для всех слов. Найдите
правильный ответ. (Звучат варианты ответов
детей)
– Докажите свой выбор. (Дети читают слова,
говорят, какая пропущена буква, и называют
правильный вариант ответа)
Слова | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
гр.жданин | о | о | о | а | о |
М.сква | а | а | о | о | а |
Отеч.ство | и | е | е | е | и |
Р.ссия | о | а | о | о | о |
Род.на | е | и | и | и | е |
ч.ловек | и | е | и | е | е |
– Скажите, какой темой можно объединить все эти
слова? (Ответы детей: «любовь к Родине»,
«патриот» и т.д.)
– Как вы можете объяснить лексическое значение
слова патриот? (Патриот – это тот, кто любит
свою Родину.)
– Какие пословицы вы можете назвать на эту тему? (Ответы
детей)
– Прочитайте пословицу, которая записана на
доске. (Жить – Родине служить.)
– Как вы ёё объясните? (Высказывания детей)
Запись пословицы в тетрадях по чистописанию, с
предварительным повторением правил письма.
– Ребята, а какое словарное слово можно было ещё
дописать в нашу таблицу? (Предположение детей:
ключевое слово – народ)
III. Изучение новой темы
– А сейчас, откроем тетради, и запишем это слово. (Запись в тетради - число, классная работа, с красной строки слово народ)
1. Постановка проблемы
– Давайте запишем транскрипцию слова народ. (Нарот)
– Скажите, совпадает звуковой состав слова с
буквенным? (Нет)
– Какой можно сделать вывод? (В слове есть
опасное место, орфограмма)
– Какие слова можно написать рядом с этим словом?
(Ребята предлагают слова. Слова записываются с
комментированием. Для записи слов с недостающими
парными согласными на конце слова, дети
записывают слова, с помощью учителя. Для этого,
используется материал из книги «Азбуковедения») На
доске появляются парные согласные – звонкие.
Доскажи словечко:
1) Да не бойся, ладно уж, не ужалит этот … (уж)
2) Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно,
Жаль вот только гривы нет…
Что за конь? (Велосипед)3) Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я – … (осьминог)
– Подчеркните буквы, которые вы написали на
конце слова.
– Подумайте и сформулируйте, тему нашего
сегодняшнего урока? (Высказывание детей)
Сообщение темы урока: «Правописание парных
согласных на конце слова»
2. Работа у доски
– Ребята, а что общего вы заметили в этих
словах? Какой звук слышится на конце слова? Какой
вывод можете сделать? (Звонкие согласные
оглушаются)
Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки
на конце слов заменяются парными глухими – оглушаются.
Запомните!
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
– Давайте вспомним и соберём все пары по глухости и звонкости.
Работа у доски.
– А когда вы писали эти слова, возникали ли у
вас сомнения, какую букву нужно писать на конце
этих слов? (Ответы детей)
– Какой вопрос хотелось вам задать? (Какое
правило мы должны знать, чтобы не ошибиться в
написании данной орфограммы?)
– Конечно, мы с вами знаем орфограмма – это
написание по правилу.
3. Работа с учебником
стр.137 упр. 238 – устная работа по вопросам
– Кто может сформулировать правило, что нужно сделать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова? (Ответы детей)
Знакомство с правилом на стр.138.
IV. Первичное закрепление
– Давайте закрепим это правило и выполним упр.241 в учебнике дидактический материал стр.104. Первое слово объясняет учитель и записывает на доске. (Работа у доски, записываются только слова с пропущенной буквой)
Самостоятельная работа. (Выполняется по уровню сложности, учитывается желание и возможность ребёнка.)
– Ребята, а теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Работу вы можете выбрать для себя каждый сам. Те, кто уже считает, что усвоил правило очень хорошо и может его применять без моей помощи, будет работать по учебнику дидактический материал стр.107 упр.247. А тем, кому нужна моя помощь мы будем с вами работать по учебнику упр.240. Если вы выбираете сложное задание, поднимите красный жетон, кто будет работать с моей помощью, поднимите – синий жетон. Перед тем, как вы начнёте работать, я хочу ещё раз напомнить вам правило:
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Можете начинать свою работу, я думаю, что у вас всё получится!
Дети выполняют работу самостоятельно в учебниках.
V. Подведение итога урока
– Молодцы, вы хорошо все поработали и усвоили
новую орфограмму! Наш урок
подходит к концу, и пришло время подвести итоги.
Сейчас я предлагаю поработать вам в группах. Не
забывайте, что при работе в группе вы должны
уважительно относиться друг к другу, не
перебивать своих товарищей, и работать очень
тихо, что бы не мешать другим!
У каждой группы на столе есть конверт, там есть
карточка с вопросами, на которые вам нужно
ответить. Помочь вам в этом могут опорные слова,
которые вы видите на доске. А после обсуждения вы
должны наш урок оценить солнышком. У вас в
конверте их два вида. Посмотрите 1 солнышко
весёлое, улыбается, а другое грустное. Выберите
одно которое как вам кажется подходит для нашего
урока. (Дети работают в группах, отвечают на
вопросы.)
Совместная работа по вопросам. Дети вывешивают каждый своё солнышко, которое выбрали в группе.
– Посмотрите, и представьте что это у нас небо, а на нём замечательное солнышко, которое нам улыбается. Давайте дополним нашу картинку полянкой, и пусть на ней расцветут цветочки. На уроке вы каждый оценивали свою работу жетонами разного цвета. Посмотрите жетонов, каких цветов у вас больше? Выберите лепесток такого же цвета.
Дети по рядам прикрепляют свои лепестки оценивая свою работу красный – «отлично», синий – «хорошо», зелёный – «я постараюсь завтра». На доске получаются цветочки с лепестками трёх цветов.