Переосмысление роли личности в обществе вызвало потребность воспитания в людях активной жизненной позиции, творческого деятельностного подхода к своей работе, учебе. Современная школа призвана выполнять социальный заказ общества по подготовке к жизни подрастающего поколения. Поколения сознательного и высокообразованного, способного как к физическому, так и к умственному труду, к активной творческой деятельности. Школа должна быть ориентированна на формирование индивидуальности школьника, развивать его способности. Поэтому внедрение различных образовательных технологий и методик является одним из факторов, способствующих воспитанию подрастающего поколения, способного к творческой деятельности.
Интегральная технология является закономерным этапом развития образовательной технологии, обеспечивающим переход от традиционных систем обучения к новым информационным. Внедрение интегральной технологии изменило подход к обучению от трансляционного к организационному, обеспечивающему развитие обучающихся через деятельность по решению целесообразно подобранных задач на основе оперирования самостоятельно добываемой информацией. Вследствие этого и сам образовательный процесс выстроился как работа с задачами, оставляющая простор инициативе и самостоятельной деятельности учающихся.
Интегральная технология является технологией четвертого поколения, сочетает личностно- деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяет обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.
Минимальной единицей учебного процесса в интегральной технологии является блок уроков, в структуре которого условно выделяются постоянная и переменная части.
Уроки постоянной части определяются в основном характером учебного материала и меньше зависят от других параметров в отличие от уроков переменной части, которые полностью зависят от течения процесса и высоко чувствительны к информации обратной связи.
Для переменной части блока специально создана новая форма урока: семинар-практикум. Это обеспечивает предметное и личностное развитие учеников через коммуникативную активность и групповую динамику на основе кооперативной мотивации.
Имеется система непрерывной обратной связи и динамического управления процессом внутри переменной части блока уроков - отслеживается движение учеников в группах переменного состава, позволяющее проявлять инициативу ученикам и поощряющее их прогресс. В тоже время ни один из учеников, традиционно называемых «слабыми», не чувствует дискомфорта, так как все характеристики их состояния имеют временно ситуативный характер и не оглашаются.
Все приемы педагогической техники также направлены на обеспечение психологической комфортности учеников, что позволяет увеличить предметно-содержательную нагрузку их труда.
Интегральная технология обеспечивает каждому ученику право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может.
Типовая структура блока уроков интегральной технологии
Изучение нового материала. При изучении нового материала в начале блока внимание уделяется только общеобязательному – основному объему. Для этого элемента блока, предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам укрупненную дидактическую единицу. Можно использовать беседу, рассказ и реже семинар. Изучаемый обязательный материал немедленно отрабатывается.
Тренинг- минимум. Задачи минимального уровня планируемых результатов обучения , умение их решать отрабатываются до автоматизма .Для этого блока уроков используется беседа.(с параллельным контролем, с пред контролем, с пост контролем, с пошаговым контролем, с комментированием).
Изучение материала дополнительного объем (семинар-практикум) Прежде чем перейти к обучению на последующие уровни, требуется познакомить учеников с необходимой информацией дополнительного объема, обеспечивающей работу на общем и тем более продвинутом уровнях. Поэтому в структуре блока уроков появляется еще один элемент изучения нового материала, предусматривающий активную познавательную деятельность школьников, в значительной мере самостоятельную. Переходим к дифференцированному обучению, где и будут реализованы идеи систем задач, соответствующих планируемым результатам, групповые способы организации обучения, идеи развития как относительно изучаемого курса, так и личностного. Здесь отслеживается схема развития динамики групп. Этот элемент блока уроков называется развивающим дифференцированным закреплением.
- Обобщающее повторение.
- Контроль.
- Коррекция.
Технологическая схема проектирования семинара практикума
- Исходя из картины расслоения класса по актуально достигнутым уровням, зафиксированной результатом среза, проектируется организационная схема урока.
- На основе психолого-социометрических характеристик класса продумываются состав групп, функциональные роли учеников.
- Для всех структурных элементов урока с учетом психологических особенностей занятых в них учеников подбираются задачи.
- Продумываются приемы педагогической техники, отбираются или создаются средства обучения, направленные на гуманизацию образовательного процесса.
Мониторинг успешности учащихся и управление их деятельностью в переменной части блока уроков
На каждом семинаре- практикуме проводиться срезовый контроль на предмет достижения учениками тех или иных уровней планируемых результатов обучения. Срезовые работы имеют бинарные оценки: достиг (1) –не достиг (0), пустая клетка обозначает неучастие в срезе по любой причине.
|
Класс |
Минимум |
Уровень 1 |
Уровень 2 |
|||||||||||||
|
Список учащихся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Петров И |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Сидоров И |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Иванов И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
0 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержащая в матрице информация, позволяет планировать состав групп для семинаров-практикумов в переменной части блока уроков и видоизменять подготовленную перед началом темы систему задач в зависимости от хода процесса. Матрица отражает динамику развития учеников
Оценочная система интегральной технологии
|
Уроки |
Оценки |
1 |
Вводное повторение |
выставляются, так как рассматривается ранее изученный материал |
2 |
Изучение нового материала основного объема |
не выставляются, т.к. здесь основную роль играет учитель |
3 |
Тренинг - минимум |
Не выставляются т.к. отрабатываются умения решать задачи минимального уровня |
5 |
Развивающее дифференциальное закрепление(семинар-практикум) |
выставляются |
6 |
Обобщающее повторение |
средний балл |
7 |
Контроль |
выставляются |
8 |
Коррекция |
выставляются по желанию обучающего |
К окончанию модуля ученик набирает относительно много оценок, вычисляется средняя и эта оценка ставится в клетку урока обобщающего повторения.
Оценка, полученная на уроке контроля – абсолютна, т.к. отражает точно достигнутый учеником уровень
При выставлении итоговой оценки (четверть, полугодие), учитывается от каждого блока уроков две оценки - средняя относительная в клетке урока обобщающего повторения и абсолютная - контрольная.
Ученику дается возможность пересдать тему только один раз. Если ученик на уроке контроля справился только с минимальным уровнем, то на уроке коррекции он получит Уровень 1. Если справиться с ним успешно, то в клетке коррекции появиться оценка «4», в противном случае там будет поставлена та же оценка. Заполнение клетки урока коррекции автоматически влечет недействительность в дальнейшем оценки, стоящей в уроке контроля.
В интегральной технологии используется комбинация двух количественных оценочных шкал.
Методическая разработка части блока уроков
Тема «Квадратные уравнения» (УМК А.Г. Мордкович. Алгебра 8)
Подготовка блока уроков начинается с анализа учебных и научно-методических материалов: текста учебника и задач в нем, методического пособия. В результате этого анализа отбираю содержание обязательного минимального уровня планируемых результатов обучения и вспомогательный материал к нему. Над этим минимумом надстраивается на конкретном языке умений, в виде множества заданий (задач), общий уровень, а затем и продвинутый. Результатом этой деятельности является построение системы заданий (задач).
|
Минимум |
Уровень 1 (общий) |
Уровень 2 (продвинутый) |
Уметь решать: |
Уметь: |
||
1 |
неполные квадратные уравнения |
квадратные уравнения с дробными коэффициентами |
применять теорему Виета и теорему обратную ей в решение задач |
2 |
полные квадратные уравнения с целыми коэффициентами |
уравнения приводимые к квадратным |
решать простейшие квадратные уравнения с параметром |
3 |
простейшие рациональные уравнения |
рациональные уравнения |
решать уравнения методом введения новой переменной |
4 |
простейшие текстовые задачи с помощью составления уравнения |
уравнения, приводимые к квадратным, методом введения новой переменной |
|
5 |
Разложить квадратный трехчлен на множители |
Знать теорему Виета и теорему обратную теореме Виета |
|
6 |
|
Применять вторую формулу нахождения корней квадратного уравнения |
|
7 |
|
Сокращать алгебраические дроби |
|
Примерные задания
Минимальный уровень
Задача №1 |
|
Задача №2 |
|
Задача №3 |
|
Задача №4 |
4х2 +7х=0 |
|
2 х2 +6х-4=0 |
|
4х 2 =10х-6 |
|
|
4х 2 -16=0 |
|
х 2 +3х-24=0 |
|
6х 2 +7х=5 |
|
|
17-х 2 =0 |
|
-х 2 +2х-5=0 |
|
2х (х-8)=-х-18 |
|
|
3х 2 +7=0 |
|
х 2 +4х+5=0 |
|
6х (2х+1)=5х+1 |
|
Задача №5
- Произведение двух последовательных натуральных чисел в 2 раза больше меньшего из них. Найдите эти числа
- За одно и тоже время велосипедист проехал 4км., а мотоциклист-10км. Скорость мотоциклиста на 18км/ч больше скорости велосипедиста. Найдите скорость велосипедиста?
- Найдите размеры клумбы прямоугольной формы, если ее периметр равен 28м, а площадь равна 24м 2
Задача №6
Разложить на множители
5х 2 -8х-4
-х2+16х-15
5х 2 -8х-4
Уровень 1 (общий)
Задача №8 |
|
|
Задача №9 |
|
|
Задача №7 |
|
|
|
|
0,2х 2 -10х+125=0 |
||
(х-2) 2 =3х-8 |
|
|
|
|
х 2 +х+=0 |
|
(х+4)(2х-1)=х(3х+11) |
|
|
|
|
0,25х2 –х+1=0 |
Задача №11 |
|
|
Задача №10 |
Сократить дробь |
|
|
Разложить на множители |
|
|
|
х 4 +5х 2 +9=0 |
|
|
х 6 +7х 3 -8=0 |
|
|
|
(3х-4) 2 -5(3х-4)+6=0 |
|
|
|
|
(х 2 +2х) 2 -5(х 2 +2х)-3=0 |
Задача №12
- Из пункта А в Пункт В, удаленный от А на расстояние 100км, отправился междугородний автобус. Из-за ненастной погоды он ехал со скоростью на 10км /ч меньшей, чем предполагалось по расписанию, и поэтому прибыл в пункт В с опозданием на 30 мин. С какой скоростью должен был ехать автобус по расписанию?
- Моторная лодка прошла 54км по течению реки и 42км против течения за то же время, что она проходит 96км в стоячей воде. Найдите скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения 3км/ч.
- Токарь должен был обработать 120 деталей к определенному сроку. Применив новый резец , он стал обтачивать в час 20 деталей на больше и поэтому закончил работу на 1ч. раньше срока. Сколько деталей он должен был обработать по плану?
Уровень 2 (продвинутый)
Задача №13
Пусть х1 и х2 -корень уравнения х2 – 9х- 17=0. Не решая уравнения, вычислите
а) х12 + х22
б) х12 х2 +х1 х22
Задача №14
Дано уравнение х2 –(2р2 –р -6)х + (8р-1)=0. Известно, что сумма его корней равна -5. Найдите значение параметра р.
Задача №15
Решите уравнение, используя метод введения новой переменной:
- (х2-3х+1) (х2-3х+3)=3
- (х2-5х+7) – (х-2)(х-3)=1
- х2 +х+1=
- (х+1)(х+2)(х+3)(х+4)=3
Примерный план блока уроков
Необходимо помнить, что план – не догма и в ходе реальной работы можно его изменять, уточнять и корректировать.
1 Изучение нового материала
2. Тренинг-минимум
3. Тренинг-минимум. Срез 1.
4. Семинар- практикум
5. Семинар-практикум. Срез 2
6-7.Семинар-практикум. Срез 3
8-9. Семинар – практикум. Срез 4
10-11. Семинар- практикум. Срез 5
12-13. Семинар- практикум. Срез 6
14-15. Семинар- практикум. Срез 7
16-17. Семинар- практикум. Срез 8
18. Обобщающее повторение
19.Контрольная работа
20.Урок коррекции
Постоянная часть блока уроков
Урок №1
Изучение нового материала.
Материал в рамках темы дается сразу на первом уроке и подкрепляется простейшими примерами (задачи – минимум). Теория преподносится в виде блок-схемы, в которой четко прослеживается связи между объектами их сходство и различия.
Квадратное уравнение ах2 +вх+с=0, а0
Неполные уравнения |
Полные уравнения |
|||
В0 |
В=0 |
В=0 |
Неприведенные |
Приведенные |
ах2 +вх=0 |
ах2 +с=0 |
ах2=0 |
ах 2 +вх+с=0, |
Если а=1, то уравнение х2 +вх+с=0 называется приведенным. |
На первом уроке изучаем блок-схему с простейшими примерами. Примеры на каждый вид уравнения записываются в тетрадь вместе с учителем.
Примерные задания.
Задача 1 |
|
|
Задача 2 |
4х2=0 |
|
|
х2 +3х-24=0 |
2х2 -3х=0 |
|
|
2х2-3х-2=0 |
25х2 -16=0 |
|
|
4х2+4х+1=0 |
х2+18=0 |
|
|
3х2-5х+4=0 |
Урок №2 (тренинг-минимум)
Время |
Содержание работы класса |
|
1 |
Организация деятельности, мотивация, инициализация урока |
|
3
|
Определите вид уравнения, способ его решения, количество корней. х 2 -5х+6=0 х 2-2х+1=0 х 2 -2х+5=0 х 2 -9=0 |
Контроль домашней работы в виде экспресс - беседы
|
10
|
Решить уравнение х 2 -12х=0 7х -х 2=0 9-5х 2=0 4х 2 +17=0 6х 2 =0 |
Решение с участием учителя Задачи 1 минимального уровня в форме беседы с параллельным контролем. Оформление решения в письменном виде
|
18
|
х 2-22х-23=0 -34х+289 + х 2=0 10х + 4х 2- 6=0 5х 2+26х-24=0 5-3х 2-2х=0 |
Решения с участием учителя Задачи 2 минимального уровня в форме беседы с постконтролем. Оформление решения в письменном виде |
28 |
Самостоятельная работа каждого ученика 2х 2-9х = 0 х 2-3х-18 =0 9х 2 +6х+1= 0 -3х 2 +4 = 0 3+2х2 -7х = 0 6х(2х+1)=5х+1 (7х-3)(5-х)=0 |
|
38 |
Обсуждение с участием учителем самостоятельной работы |
|
44 |
Подведение итогов урока. Домашнее задание. Выучить классификацию квадратных уравнений и знать методы их решения. |
Урок №3(тренинг-минимум) Приложение 2
Переменная часть блока уроков.
Семинар-практикум
Состояние класса по признаку достижения или не достижения минимального уровня, выявлено первым срезом. Предположим, что в результате среза получено следующее распределение учеников по уровням: некомпитентные-16, достигшие минимального уровня-9. Из девяти человек формируется две группы.
Схема семинара-практикума такова:
Время |
Организационная работа (распределение по группам) |
||
3 |
Учитель с основным составом класса |
Группа 1(С\р) |
Группа 2 (С\р) |
9 |
Задача 3(М) |
||
13 |
Обсуждение задачи 71 в ходе защиты группы 1 с участием учителя |
||
18 |
Обсуждение задачи 72 в ходе защиты группы 2 с участием учителя |
||
23 |
Самостоятельная работа с задачей 2-3 |
Задача 81 (О) с учителем. |
|
28 |
Разбор самостоятельной работы с учителем. |
Задача 81 (О)- самостоятельная работа |
|
34 38 |
Срез минимального уровня |
Разбор самостоятельной работы |
|
Задача 82 (О) с учителем |
|||
44-45 |
Подведение итогов |
Урок №4 (семинар-практикум) Приложение 3
Следующий семинар-практикум планируется с учетом результатов среза минимального уровня.