Классный час на тему "Сагаалган"

Разделы: Классное руководство


Цель: Утвердить традицию празднования Белого месяца.

Задача звездного часа: вспомнить историю и традиции праздника Белого месяца.

Оформление кабинета: на доске – плакат с изображением и словами

Сайн байеа, хундэтэ нухэдууд!
Сагаан hараар Амаршалнабди!
Сагаан эдеэгээр угтанамди,
Сагаан сэдхэлээр амаршалнабди!

Оборудование: звездочки, таблички с номерами.

Ход мероприятия

Ведущий: Дорогие друзья! Наши гости!

Поздравляю Вас с праздником Белого месяца! Желаю Вам светлых радостных дней, светлых мыслей, добрых и верных друзей! По монгольскому календарю этот год Водяной овцы будет для Вас годом верности, уверенности в светлом будущем, добрых начинаний и исполнения всех желаний.

Сегодня классный час мы проведем в честь праздника Белого месяца. Молодой месяц растет, омытый молоком плодящих животных, поэтому и назван Цаган-Сар, что означает Белый месяц.

Белый месяц испокон веков наш народный праздник. С давних времен народы Центральной Азии стали пользоваться лунным календарем. Первоначально и долгое время он отмечался осенью перед зимовкой скота.

С проникновением буддизма ламы ввели свой календарь, перенеся Белый месяц на конец зимы. Первый день Нового года по лунному календарю приходится на разные дни февраля.

А празднование его называется Цагалган, поскольку дорогих гостей встречают молоком или молочными продуктами – основной пищей скотоводов. При этом буряты говорят: «Сагаалагты», «Сагаалая».

В дни Белого месяца обычно посещают близких родственников и друзей. Дети навещают родителей, младшие – старших, поздравляют, желают здоровья, счастья, долгих лет жизни, всяких благ, одаривают, угощают.

Чтобы лучше знать традиции, обычаи бурятского народа, истоки своего края, республики, сегодня, мы проведем с вами игру – конкурс «Звездный час»

Называю участников.

Участники занимают свои игровые места. Итак, начинаем!

По лунному календарю летоисчисление состоит из 12 годов.

Начнем 1 тур

Перед вами 4 года, следующих друг за другом: змея, дракон, лошадь, овца. Так ли это? Не нарушена ли последовательность?

(Ответ: дракон, змея, лошадь, овца.)

По национальной традиции в дни Сагаалгана гости обходили всех соседей, поздравляли с праздником, желали добра и здоровья, при этом соблюдались обязательные направления обхода: 1- по ходу луны, 2- против хода луны, 3- по ходу солнца, 4- против хода солнца.

(Ответ: 3.)

Третий вопрос по национальной кухне: по древнему обычаю угощения начинались, как и у многих других народов с …

1- чая, 2- отварного мяса, 3- с поз, 4- с молочной пищи.

(Ответ: 2.)

Самому почетному гостю принято было подавать: 1- крестец, 2- голову, 3- сердце, 4- грудинку.

(Ответ: 2.)

Пятый вопрос об искусстве и народном творчестве: перед вами 4 народных инструмента– хур, чанза, домбра, лимба. Угадайте, все ли из них бурятские?

(Ответ: домбра не бурятский инструмент (3))

Перед вами 4 географические названия – Святая Елена, Святой Матвей, Святой Георгий, Святой Нос. Какое название носит полуостров на Байкале?

(Ответ: Святой Нос (4))

Подводим итоги 1 тура.

Теперь проведем конкурс болельщиков.

За правильный ответ вам будет даваться звездочка, которую в конце игры вы сможете отдать понравившемуся игроку.

Вопрос 1: По Бурятии проходит БАМ. Перед вами 4 станции, следующие с запада на восток: Северобайкальская, Кичера, Таксимо, Янтукас.

Так ли это?

(Ответ: поменять 3 на 4).

Вопрос 2: Айраг, тараг, арса, хурэнгэ. Два из этих слов обозначают одно и же, т. е. один молочный продукт.

(Ответ: айраг, хурэнгэ).

Вопрос 3: Молочная пища – основная еда скотоводов, обязательная в дни Сагаалгана: урмэн, уураг, саламат, хушур. Какое из этих блюд не молочное?

(Ответ: хушур).

Начинаем 2 тур.

На доске пишу 10 букв. Вот эти буквы: в, а, л, н, и, р, с, е, о, к.

Задание: надо составить самое длинное слово, используя каждую букву только один раз.

Приглашаю к участию в этом конкурсе болельщиков, победителя ждет приз.

Время пошло.

Участники попрошу отложить ручки и послушать какие слова составили болельщики.

Награждаем победителя.

Подводим итоги 2 тура.

Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свой край.

Начинаем 3 тур.

Перед вами фамилии четырех известных бурятских писателей. Назовите, кто из них написал роман «Разрыв трава».

1 - Х. Намсараев, 2 - К. Балков, 3 - И. Калашников, 4 - А. Бальбуров.

(Ответ: 3).

Озеро Байкал богато рыбой, в нем водится: омуль, осетр, сазан, пелядь. Какие из этих рыб переселены в Байкал из других водоемов?

(Ответ: сазан с Амура, пелядь – с Еравнинских озер).

У русского народа есть много былин о богатырях, например, об Илье Муромце. У бурятского народа есть эпос о Гэсэре. Героический эпос состоит не из глав, а из ветвей. Вы должны угадать, сколько ветвей в эпосе. Перед вами 4 варианта ответа:

1 - 7, 2 - 9, 3 – 10, 4 – 12.

(Ответ: 9 ветвей (2)).

Перед вами 4 реки, протекающие на территории Бурятии, Они расположены в порядке уменьшения их длины: Селенга, Уда, Витим, Турка. Если нарушена последовательность, поменяйте местами.

(Ответ: 2 и 3 –Витим и Уда – поменять местами).

Перед вами 4 озера: Щучье, Большое, Арамгатуй, Хубсугул. Все эти озера расположены на территории Бурятии? Какое нет?

(Ответ: 4 – оз. Хубсугул – в Монголии).

Подводим итоги 3 тура.

Объявляется финал.

Сколько звезд у победителей. Болельщики кому вы отдаете свои звездочки.

Задание для финалистов: составить наибольшее количество слов из слова «Праздник».

Подводим итоги, выявляем победителя, вручаем приз, проигравшим – утешительные призы.