Урок-путешествие по русскому языку "Имя числительное как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью;
  • Сформировать понятие об имени числительном;
  • Выработать умение находить числительные в текстах и отличать количественные числительные от порядковых, различать числительные и однокоренные слова других частей речи.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап.

- Дорогие ребята, мы с вами сегодня путешествуем по безбрежному океану Морфология. Наш корабль “Виктория” назван так неслучайно. Я уверена, что каждый из вас сегодня будет победителем, каждый будет успешным. Давайте отметим дату нашего путешествия и место, откуда начнем свой путь.

Слайд 1

Мы проплываем мимо острова Имен существительных, а вот подплываем к островам Имен прилагательных, вдалеке виднеется о. Глаголов. А вот еще один остров, название которого не разобрать. Что ж, ребята, придется нам сменить курс и познакомиться с жителями этого острова.

II. Этап освоения новых знаний.

Слайд 2

1. Вот мы на таможне острова, чтобы ее пройти, нужно заполнить таможенную декларацию.

Ученики заполняют мини-анкету:

  1. Сколько тебе лет?
  2. В каком классе ты учишься?
  3. Сколько у тебя сегодня уроков?
  4. Какой номер вашей школы?

- Кто из вас готов озвучить ответы декларации?
- Какая часть речи помогла вам заполнить декларацию?

2. - Значит, остров, на котором мы с вами сейчас находимся, называется….

о. Имен числительных…..

- А с какой целью мы сменили курс? (Чтобы познакомиться с (жителями) числительными и уметь находить их среди других частей речи).
- Поэтому сегодня мы будем знакомиться с числительными. (Запись в тетради темы).

На доске открываю таблицу.

- На какие вопросы вы отвечали в декларации? (Сколько?, Какой?)
- Что обозначают числительные? (Число и количество).
- Какие особенности данной части речи отражены в термине имя числительное? (“Именует”, называет число).

Слайд 3

3. Продолжаем наше путешествие по острову Числительных.

Мы подошли к историческому музею.

Давайте войдем и познакомимся с историй происхождения названия острова..

Название числительное является производным от слова “число” и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное).

По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять.

Имя числительное — уникальная часть речи. Все числительные можно назвать, их 50 с небольшим.

В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.

Начиная с 11-и и кончая 39-ю, числительные имеют часть слова – дцать, оно произошло от древнерусского “десяте”. В результате фонетических изменений получилось один –над- цать = одиннадцать.

4. Покинув музей, давайте вспомним , что мы узнали о числительных.

(Работа с таблицей).

Слайд 4

- Давайте с вами вспомним, на какие вопросы отвечают имена числительные?
- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос Сколько?
- Какой?
- Какая еще часть речи отвечает на вопрос какой?
- Чем они различаются?
- На какие две группы можно разбить имена числительные по разрядам?

(Количественные и порядковые).

5. Продолжаем путь по острову, мы оказались на перекрестке улицы Количественной и Порядковой.

Слайд 5

- Нас очень много, жители острова в замешательстве, они собрались на перекрестке и не знают, куда им идти. Наша задача – отправить жителей на ту улицу, на которой он живет.

Слайд 6

- Что нам поможет не ошибиться?

(Сигнальные карточки).

Количественные Порядковые
Сколько? Какой?

Шесть, двадцать, первый, одиннадцать, шестидесятый, шестьсот, восьмой, четырнадцать, пятый, седьмой.

6. Отправляемся дальше.

Раздаются сигналы сирены, приземляется летающая тарелка.

Слайд 7

- Что случилось?
- К нам на остров прилетели инопланетяне, они утверждают, что тоже являются числительными, потому что имеют числовое значение. Помогите нам восстановить справедливость.

Учитель: Давайте поможем жителям, но в начале сами разберемся, кого же отправить на другие острова.

Слайд 8

- Как отличить имена числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи?
- Давайте определим, кто же лишний в этом городе? Отправим их на свои острова, а числительные оставим на острове.

Слайд 9

Два,
Двое,
Двоюродный,
Двойка,
Двойник,
Тройной.
Пятак,
Пятый,
Пятиклассник,
Пять.
Три,
Утроить.

- Соединить стрелками летающие тарелки и слова, которые относятся к данным частям речи.

Работаем парами, советуемся с соседом, чтобы не ошибиться.

- Кого же мы оставим на этом острове? (Два, двое, пятый, три, пять).

7. А теперь пришли мы в парк отдыха (физминутка).

Слайд 10-14

- Выполняйте те движения, которые показывают вам деревья.

8. Продолжаем дальше знакомиться с числительными.

Просклонять числительные: пять, пятый.

Слайд 15

И. Пять, пятый.
Р. Пяти, пятого.
Д. Пяти, пятому.
В. Пять, пятого.
Т. Пятью, пятым.
П. О пяти, о пятом.

- Как изменяются числительные? (По падежам) (Работа с таблицей).

1. Высота дуба достигает 25 (двадцать пять) метров.
2. Высота дуба достигает 25 (двадцати пяти) метров.

- Сформулируйте задание к данным предложениям.
- Запишите то предложение, в котором правильно употреблено числительное?

9. Вот мы подошли к бухте “ Синтаксические признаки”.

Слайд 16

Учитель диктует предложения. Учащиеся должны определить, какими членами предложений являются имена числительные.

Семь и одиннадцать – восемнадцать.

Он учится в шестом классе.

Поделите пятнадцать на пять.

А.С. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году.

(По одному у доски).

- Что же узнали о роли числительных в предложении?

(Работа с таблицей).

III. Этап рефлексивно-оценочный...

- Наше путешествие подходит к концу, поэтому мы опять на таможне.
- Перед тем, как мы покинем остров, таможенники проверят наш багаж знаний, который мы увозим с их острова.
- Что мы узнали о числительных. (Работа с таблицей).

Вывод: Числительное – это часть речи, которая обозначает число или количество предметов при счете.

- Числительные делятся на количественные (сколько?) и порядковые (какой?).
- Имена числительные изменяются по падежам.
- Имена числительные могут быть разными членами предложения.

Тест 1.

1. Укажите слово, не являющееся именем числительным.

а) Пять;
б) Пятеро;
в) Пятак;
г) Пятый.

2. Продолжите предложение:

Имена числительные делятся на ___ и ____.

3. Укажите количественное числительное.

а) На втором;
б) В одиннадцатом;
в) Двадцать пятый;
г) Сто двадцать пять.

4. Замени цифры количественными числительными.

11____;
3_____.

5. Укажите порядковое числительное.

а) Сто десять;
б) Два;
в) Семнадцать;
г) Восьмой.

(Взаимопроверка работ).

IV. Домашнее задание: записать поговорки, пословицы, фразеологизмы, в которых употребляются имена числительные.

Приложение.