Цель:
- Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью;
- Сформировать понятие об имени числительном;
- Выработать умение находить числительные в текстах и отличать количественные числительные от порядковых, различать числительные и однокоренные слова других частей речи.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап.
- Дорогие ребята, мы с вами сегодня путешествуем по безбрежному океану Морфология. Наш корабль “Виктория” назван так неслучайно. Я уверена, что каждый из вас сегодня будет победителем, каждый будет успешным. Давайте отметим дату нашего путешествия и место, откуда начнем свой путь.
Мы проплываем мимо острова Имен существительных, а вот подплываем к островам Имен прилагательных, вдалеке виднеется о. Глаголов. А вот еще один остров, название которого не разобрать. Что ж, ребята, придется нам сменить курс и познакомиться с жителями этого острова.
II. Этап освоения новых знаний.
1. Вот мы на таможне острова, чтобы ее пройти, нужно заполнить таможенную декларацию.
Ученики заполняют мини-анкету:
- Сколько тебе лет?
- В каком классе ты учишься?
- Сколько у тебя сегодня уроков?
- Какой номер вашей школы?
- Кто из вас готов озвучить ответы декларации?
- Какая часть речи помогла вам заполнить
декларацию?
2. - Значит, остров, на котором мы с вами сейчас находимся, называется….
о. Имен числительных…..
- А с какой целью мы сменили курс? (Чтобы
познакомиться с (жителями) числительными и уметь
находить их среди других частей речи).
- Поэтому сегодня мы будем знакомиться с
числительными. (Запись в тетради темы).
На доске открываю таблицу.
- На какие вопросы вы отвечали в декларации?
(Сколько?, Какой?)
- Что обозначают числительные? (Число и
количество).
- Какие особенности данной части речи отражены
в термине имя числительное? (“Именует”,
называет число).
3. Продолжаем наше путешествие по острову Числительных.
Мы подошли к историческому музею.
Давайте войдем и познакомимся с историй происхождения названия острова..
Название числительное является производным от слова “число” и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное).
По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять.
Имя числительное — уникальная часть речи. Все числительные можно назвать, их 50 с небольшим.
В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.
Начиная с 11-и и кончая 39-ю, числительные имеют часть слова – дцать, оно произошло от древнерусского “десяте”. В результате фонетических изменений получилось один –над- цать = одиннадцать.
4. Покинув музей, давайте вспомним , что мы узнали о числительных.
(Работа с таблицей).
- Давайте с вами вспомним, на какие вопросы
отвечают имена числительные?
- Что обозначают числительные, которые отвечают
на вопрос Сколько?
- Какой?
- Какая еще часть речи отвечает на вопрос какой?
- Чем они различаются?
- На какие две группы можно разбить имена
числительные по разрядам?
(Количественные и порядковые).
5. Продолжаем путь по острову, мы оказались на перекрестке улицы Количественной и Порядковой.
- Нас очень много, жители острова в замешательстве, они собрались на перекрестке и не знают, куда им идти. Наша задача – отправить жителей на ту улицу, на которой он живет.
- Что нам поможет не ошибиться?
(Сигнальные карточки).
Количественные | Порядковые |
Сколько? | Какой? |
Шесть, двадцать, первый, одиннадцать, шестидесятый, шестьсот, восьмой, четырнадцать, пятый, седьмой.
6. Отправляемся дальше.
Раздаются сигналы сирены, приземляется летающая тарелка.
- Что случилось?
- К нам на остров прилетели инопланетяне, они
утверждают, что тоже являются числительными,
потому что имеют числовое значение. Помогите нам
восстановить справедливость.
Учитель: Давайте поможем жителям, но в начале сами разберемся, кого же отправить на другие острова.
- Как отличить имена числительные от слов с
количественным значением, относящихся к другим
частям речи?
- Давайте определим, кто же лишний в этом городе?
Отправим их на свои острова, а числительные
оставим на острове.
Два, Двое, Двоюродный, Двойка, Двойник, Тройной. |
Пятак, Пятый, Пятиклассник, Пять. Три, Утроить. |
- Соединить стрелками летающие тарелки и слова, которые относятся к данным частям речи.
Работаем парами, советуемся с соседом, чтобы не ошибиться.
- Кого же мы оставим на этом острове? (Два, двое, пятый, три, пять).
7. А теперь пришли мы в парк отдыха (физминутка).
- Выполняйте те движения, которые показывают вам деревья.
8. Продолжаем дальше знакомиться с числительными.
Просклонять числительные: пять, пятый.
И. Пять, пятый.
Р. Пяти, пятого.
Д. Пяти, пятому.
В. Пять, пятого.
Т. Пятью, пятым.
П. О пяти, о пятом.
- Как изменяются числительные? (По падежам) (Работа с таблицей).
1. Высота дуба достигает 25 (двадцать пять)
метров.
2. Высота дуба достигает 25 (двадцати пяти) метров.
- Сформулируйте задание к данным предложениям.
- Запишите то предложение, в котором правильно
употреблено числительное?
9. Вот мы подошли к бухте “ Синтаксические признаки”.
Учитель диктует предложения. Учащиеся должны определить, какими членами предложений являются имена числительные.
Семь и одиннадцать – восемнадцать.
Он учится в шестом классе.
Поделите пятнадцать на пять.
А.С. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году.
(По одному у доски).
- Что же узнали о роли числительных в предложении?
(Работа с таблицей).
III. Этап рефлексивно-оценочный...
- Наше путешествие подходит к концу, поэтому
мы опять на таможне.
- Перед тем, как мы покинем остров, таможенники
проверят наш багаж знаний, который мы увозим с их
острова.
- Что мы узнали о числительных. (Работа с
таблицей).
Вывод: Числительное – это часть речи, которая обозначает число или количество предметов при счете.
- Числительные делятся на количественные
(сколько?) и порядковые (какой?).
- Имена числительные изменяются по падежам.
- Имена числительные могут быть разными членами
предложения.
Тест 1.
1. Укажите слово, не являющееся именем числительным.
а) Пять;
б) Пятеро;
в) Пятак;
г) Пятый.
2. Продолжите предложение:
Имена числительные делятся на ___ и ____.
3. Укажите количественное числительное.
а) На втором;
б) В одиннадцатом;
в) Двадцать пятый;
г) Сто двадцать пять.
4. Замени цифры количественными числительными.
11____;
3_____.
5. Укажите порядковое числительное.
а) Сто десять;
б) Два;
в) Семнадцать;
г) Восьмой.
(Взаимопроверка работ).
IV. Домашнее задание: записать поговорки, пословицы, фразеологизмы, в которых употребляются имена числительные.