Физическая география России. Тема урока "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели:

  1. Образовательная: формирование представлений об уникальности Урала, его острых экологических проблемах и возможных путях их решения;
  2. Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, через создание мини проекта, написание обращения (телеграммы);
  3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  1. совершенствование навыков работы с картами;
  2. расширить знания о природных богатствах России;
  3. создать комфортную, культуротворческую и здоровьесозидательную обстановку на уроке.

Оборудование: физическая карта Урала, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация (приложение 1).

Ход урока

1. Орг. Момент

Здравствуйте, ребята. Я надеюсь. Что этот урок пройдёт интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те кто равнодушен к географии, с нашего урока ушёл с глубоким убеждением: география – интересный и очень нужный предмет.

2. Рефлексия

Ребята, у вас на партах лежат солнышки, отражающие ваше настроение. Одно улыбающееся, а второе – пасмурное, выглядывающее из-за тучки. Выберите каждый себе солнышко… А я к вам сегодня пришёл с хорошем настроением и солнышко у меня улыбающееся. Я думаю, что у нас у всех в течение урока такое хорошее настроение и останется.

3. Актуализация знаний

Посмотрите на доску …. С какой территорией России ассоциируются эти словосочетания … (Урал)

(Ассоциация слов и словосочетаний: Малахитовая шкатулка, граница между Европой и Азией, крупнейший Минералогический музей, Ермак Тимофеевич, «Каменный пояс земли русской» (слова Василия Никитича Татищева)).

Смотрите, вот опять в небесах
Плывёт чёрный дым над тайгой.
День и ночь под рёв машин
Мы леса свои крушим
Словно мы на планете чужой.
Смотрите, гибнут звери в лесу,
Уходит вода из ручья.
Мать – Земля, за часом час
На руках качая нас,

Разве знать ты могла, где беда твоя? – эта беда настигла УРАЛ.

Тема сегодняшнего урока: Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.

4. Постановка целей

Глядя на тему урока, давайте определим, что вы сегодня на уроке должны будите узнать.

5. Проблемный вопрос

Ребята, а в чём заключается уникальность Урала и какие проблемы за этим скрываются? На этот вопрос вам необходимо будет ответить к концу урока.

6. Изучение нового материала:

На прошлых уроках вы уже говорили о природе Урала. Если Урал называют кладовой земных богатств, то Ильмены – самая богатая его шкатулка. На всей земле, пожалуй, не найдешь подобного изобилия минералов – почти вся система элементов Менделеева.

Ильменский заповедник образован в 20-ом году, на восточном склоне Южного Урала, и вначале действовал как минералогический. В 1935 году он был преобразован в комплексный, площадь которого стала больше 30 тысяч га. Ильменский заповедник - один из нескольких в России, который непосредственно курирует Российская академия наук, поэтому без лишнего пафоса эту территорию можно назвать экологическим достоянием страны. Слава же этой земли давно перешагнула границы нашей Родины. Ученые из многих стран, очутившись здесь впервые, и все увидев собственными глазами, сравнивали Ильмены с лучшими уголками Швейцарии. 
Край действительно уникальный своим природным ландшафтом и живым миром. Здесь найдено более 260 минералов, из которых 11 открыты впервые в мире, а среди растений есть виды, встречающиеся только здесь. Более 30 озёр - прекрасные места для того, чтобы отдохнуть не только телом, но и душой. Одно из знаменитых - озеро Тургояк.

Научный музей Ильменского заповедника - один из крупнейших геолого-минералогических музеев России.

Название свое заповедник получил от горного хребта Ильменского, который протянулся на 40 км восточнее главного Уральского хребта. Так же называется и одно из местных озер. Однако существуют две версии происхождения этого названия. По первому оно происходит из башкирского языка и означает «безопасный», «безвредный» - т.е. подчеркивается доступность и удобство места. По второму толкованию обозначает личное имя человека или родовой группы, некогда обитавшей здесь, и перешедшее затем к горам и озеру.

В заповеднике более 800 видов растений. Среди них немало реликтовых, дошедших до нас с ледникового периода. Богат и животный мир Ильмен: 50 видов млекопитающих, 200 – пернатых, 14 видов рыб. Многочисленны и местные колонии бобров и ондатры. В заповеднике обитают все представители уральской фауны: медведь, волк, рысь, косуля, лось, кабан и завезенный с Дальнего Востока пятнистый олень.

Река Чусовая известна далеко за пределами России своей неповторимой красотой и географической уникальностью, которая заключается в том, что Чусовая – единственная река, пересекающая центральную гряду Уральского хребта и протекает по двум частям света – из Азии в Европу.
Поэтому неслучайно именно на реке Чусовой возник природный парк второй по счету в области.

Географическая уникальность Природный парк «Река Чусовая» - является особо охраняемой природной территорией областного значения. Официальной датой его образования считается 17 июня 2004 года. Основные задачи парка: сохранение уникальных природных комплексов, экологическое просвещение населения и посетителей Парка, развитие экологического и познавательного туризма и обеспечение отдыха населения. Он расположен на территориях трех городских округов: Горноуральского, Шалинского, Староуткинского.

Но Чусовая – это еще и река-символ, река - история, река – память. У нее богатое историческое прошлое. Археологи обнаружили в этих местах следы человека, жившего в эпоху неолита и бронзового века. Первое упоминание Чусовой в русских летописях относится к 1396 году, когда берега реки заселяли племена манси. В 1581 году Ермак Тимофеевич со своей дружиной начинал по Чусовой путь в Сибирь. В XVIII веке с открытием на Урале железа и строительством заводов Чусовая становится главной торговой магистралью между Азией и Европой. Именно здесь, на берегах уральской красавицы, воспетой писателем Д.Н.Маминым - Сибиряком, рождалась знаменитая марка «Старый соболь». Не менее богат растительный и животный мир.

Версии происхождения названия реки «Чусовая»

Название «Чусовая» очень давнее. Впервые оно зафиксировано в 1395 году, когда никаких судов кроме лодок вогулов (народность манси), здесь не плавало, а их лодкам не нужно было дожидаться определенной высоты воды, чтобы выйти в путь.

Название Чусовой происходит от коми слова «чуоси», что значит «покровительница», «священная».

Во второй половине ХХ века топонимисты окончательно пришли к выводу, что слово «Чусовая» изначально звучало как «Чусва», а русские поселенцы приспособили его к своему произношению. «Чусва» членится на две части: «чус» и «ва». «Ва» означает по коми – пермяцки «вода» «река».

Кунгурская Ледяная пещера - уникальный памятник природы.

Почти на шесть тысяч метров тянутся в недрах каменной громады – Ледяной годы причудливо разветвленные ходы, расположенные на 4-х этажах. В Кунгурской пещере находится 58 гротов.

Тысячелетия растворяла вода гипсы и ангидриты Ледяной горы, создавая лабиринт с величественными залами, украшая невидимым резцом своды и стены. Белое кружево крупных ледяных кристаллов сменяется причудливыми выступами ажурных гипсовых сводов; сверкающие каскады льда - нагромождениями упавших глыб. Сверкающий бриллиантами наряд Кунгурской пещеры соткан из хрупких кристаллов изморози. Кристаллы растут всю зиму и достигают необычайно крупных размеров. Ажурные сростки разнообразных форм и сочетаний покрывают не только свод, но и ледяные сталактиты и сталагмиты. Фантазия природы неистощима.

Говорить о красоте ,богатстве и уникальности Урала можно бесконечно то , с чем вы познакомились сегодня далеко не все уникальные места, находящиеся на территории Урала. О других не менее уникальных местах я предлагаю поискать в дополнительной литературе.

Урал. Его современный облик формируют в основном антропогенные ландшафты. Уходят в прошлое дремучая уральская тайга, красочно описанная Д.И. Маминым-Сибиряком и П.П. Бажовым. И это всё благодаря интенсивному развитию промышленности и её высокой концентрации в данном регионе.

- Как вы думаете, почему на Урале высокая концентрация промышленных предприятий? (в связи с тем, что данная территория богата полезными ископаемыми + сюда были эвакуированы во время ВОВ предприятия из европейской части России).

- Как же происходит изменение природы Урала хозяйственной деятельностью человека? (Анализ рис.71 с.196)

7. Физкультминутка

8. Практическая работа (работа выполняется в парах)

Для того, чтобы нам определить степень изменения природы Урала, его главные экологические проблемы, мы заполним таблицу.

Экологические проблемы

Следствия проблем

Район распространения

Пути решения

Некомплексное использование минерального сырья

Потеря ценных компонентов, загрязнение воздуха и водоёмов, накопление в почве тяжёлых металлов, уничтожение естественной флоры и фауны

Крупные промышленные города

Совершенствование технологий эксплуатации природных богатств, строительство очистных сооружений на заводах и фабриках, создание заповедников и заказников

Вырубка лесов

Уничтожение ценных пород, замене хвойных пород малоценными лиственными

Средний и Южный Урал

(Обсуждение заполненной таблицы.)

Ребята, теперь мы с вами знаем об основных экологических проблемах Урала и их последствии, а также о районах распространения и путях решения сложившихся проблем. Мы можем помочь как жителям, так и властям данного региона. Если спросите чем? Мы сейчас, постараемся создать проекты природоохранных знаков для конкретного района, а после чего мы их защитим.

(Класс делится на группы по 4 человека.)

9. Создание и защита проектов природоохранных знаков

10. Рефлексия

- Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?

- Были ли достигнуты поставленные в начале урока цели?

А сейчас я предлагаю вам составить телеграмму Министру природных ресурсов и экологии России Юрию Трутневу, председателю Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктору Орлову, в защиту УРАЛА (Работа в группах по 4 человека)

11. Д/З: приготовить доклады к следующему уроку о других уникальных уголках Урала, отразив экологические проблемы и пути их решения.

Итог урока

И в завершении мне хотелось бы узнать, какое сейчас у вас настроение. Выберите себе СОЛНЫШКО,

(Твое отношение к уроку, даешь оценку работы уч-ся)…. а теперь покажите вы, свое настроение.

Я благодарю вас за урок и желаю, чтобы в ваших сердцах всегда светило СОЛНЦЕ.