Организация углубленной трудовой подготовки в 10–11-х классах коррекционной школы VIII вида

Разделы: Технология


Учитывая, что в настоящее время среди контингента учащихся YIII вида имеется тенденция к осложнению дефекта со стороны как психического, так и соматического здоровья, требуется новый подход к организации профессионально-трудового обучения. Одним из приоритетных направлений развития школы является усиление профессиональной ориентации и системы профессионально-трудовой подготовки. Так как состав учащихся сложен и неоднороден по структуре дефекта, к подготовке учащихся по трудовой специальности подходим дифференцированно. Исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся школы, условно делим их на следующие группы:

  • учащиеся с легкой степенью умственной отсталости, успешно осваивающие специальность, достаточно подготовленные к самостоятельному трудоустройству или к обучению в ПУ;
  • учащиеся с легкой степенью умственной отсталости, недостаточно готовые к самостоятельному трудоустройству или обучению в учреждениях начального профессионального образования;
  • дети-инвалиды, обучающиеся на дому.

Практика работы современной школы VIII вида показывает, что даже при обязательном 9-летнем сроке обучения не все её выпускники могут успешно самостоятельно трудоустроиться даже на доступные им рабочие места и конкурировать с нормально развивающимися сверстниками на рынке труда. В силу затруднений в социальной адаптации требуются и особые социально-педагогические условия.

Анализ катамнестических данных за 2004-2006 годы свидетельствует о том, что от 38 до 43 % выпускников смогли определить свою дальнейшую профессионально-трудовую судьбу. Самостоятельно обучаясь в ПУ, выпускники в силу психофизических особенностей испытывали большие сложности. Они были неспособны без руководства и помощи взрослых правильно освоить социальный опыт и, как следствие, нередко бросали обучение. Ситуация усугубляется ещё и тем, что большая часть детей воспитываются в так называемых «проблемных» семьях (около 48 %), где подростки не видят поддержки и помощи со стороны взрослых.

Проанализировав в 2005/2006 учебном году сложившуюся в школе ситуацию и опираясь:

  • на результаты диагностики сформированности личностных и профессиональных качеств учащихся выпускных классов,
  • заключение врачей по результатам обследования,
  • катамнестические данные,
  • опросы родителей,
  • рекомендации школьного психолого-медико-педагогического консилиума, сделали вывод о том, что для определенной части учащихся требуется продление срока обучения.

Рассмотрев возможные варианты, педагогический коллектив принял решение организовать для этих учащихся классы углубленной профессионально-трудовой подготовки на базе школы с привлечением к сотрудничеству учреждения начального профессионального образования города.

Начиная работать над проблемой, мы предположили, что:

  • открытие 10-11-х классов даст возможность выпускникам получить более глубокие профессиональные знания и умения и сократит сроки адаптации в ПУ, а также увеличит количество выпускников, поступающих в профессиональные училища по окончанию обучения в школе;
  • пересмотр содержания профессионально-трудовой подготовки будет способствовать более успешному трудоустройству и повышению конкурентоспособности выпускников школы на рынке труда;
  • продление сроков пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в школе создаст предпосылки для достижения ими большей социальной зрелости к началу самостоятельной жизни.

Все вышесказанное, а также отсутствие в специальном образовании системы практических рекомендаций по нормативному, научному и учебно-методическому сопровождению обучения в 10-11-х классах специальных (коррекционных) учреждений VIII вида определили необходимость подготовительного этапа (2006/2007 учебный год), основного (2007/2008 и 2008-2009 учебные годы), завершающего (2009/2010 учебный год).

На подготовительном этапе была проведена следующая работа:

  1. Подобраны нормативно-правовые документы.
  2. Намечены направления деятельности школы:
  • научно-методическое,
  • коррекционно-развивающее,
  • учебное,
  • материально-техническое,
  • работа с родителями и общественностью.
  1. Сформулированы задачи и с опорой на них разработан комплекс мероприятий, позволяющий поэтапно реализовывать углублённую профессионально-трудовую подготовку учащихся 10-11-х классов.
  2. Разработано положение об организации 10-11-х классов.
  3. Заключение договоров с профессиональными училищами. При выборе ПУ учитывались:
  • трудовые профили, по которым учащиеся могут обучаться;
  • наличие условий, способствующих адаптации в новом учреждении;
  • готовность руководства и коллектива ПУ к сотрудничеству;
  • востребованности предлагаемых ПУ профилей на рынке труда.

Результатом поиска стало заключение договора о сотрудничестве с профессиональным училищем №9, куда было передано часть часов трудового обучения 10-го и 11-го классов, предусмотренные учебным планом. На основе договорных отношений с ПУ №9 углублённую профессионально-трудовую подготовку учащиеся 10-11-х классов получают на базе учебно-производственных мастерских данного учреждения.

Основной этап был посвящен разработке программно-методических материалов, внедрению комплексной модели углублённой профессионально-трудовой подготовки учащихся 10-11-х классов. Учебный план школы составлен на основе 1 варианта базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 10.04.02 № 29/2065-п, «Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии», утвержденного Правительством Российской Федерации 12.03.97 № 288.

Программно-методическое обеспечение по предметам, входящим в учебный план 10-11-х классов, составлено с использованием следующих сборников:

  1. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида / под ред. А. М. Щербаковой.
  2. Программно-методическое обеспечение для 10-11-х классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М., 2004.

Содержание программ педагогами адаптировано к возможностям учащихся.

Учебно-дидактические комплексы по профилям штукатурно-малярное дело, столярное дело, помощник повара, автослесарь составлены с учётом рекомендаций специалистов профессионального лицея и при их непосредственном участии.

В ходе научно-методической работы проводились малые педагогические советы по корректировке существующих программ. С учетом полученных замечаний и рекомендаций, программы дорабатываются, адаптируются, часть из них была экспертирована.

Одновременно в школе осуществляется работа, направленная на социальное, психологическое, педагогическое, медицинское сопровождение учащихся 10-11-х классов. Не останавливается и работа по развитию у учащихся 10-11-х классов трудовых умений, необходимых в обычной жизни.

Анализ данных жизненного определения выпускников 9-х и 11-го классов на протяжении последних трёх лет свидетельствует об устойчивой положительной динамике количества обучающихся, продолжающих обучение в ПУ города, и тех, кто желает продолжить обучение в классах с углублённой профессионально-трудовой подготовкой.

Жизненное определение выпускников 9-х и 11-го классов за 2006/2007 - 2008/2009 учебные годы

         

Учебный год

Количество выпускников

Из них

Самостоятельно поступили в ПУ

Дети-инвалиды

Перешли в 10-й класс с углублённой профессионально-трудовой подготовкой

Работают

9-е классы

11 класс

2006/2007

51

-

22 / 43%

6 / 12 %

12/ 24 %

11/21 %

2007/2008

34

-

12 / 35%

5/ 15%

12/ 35%

5 / 15 %

2008/2009

39

10

12 / 25%

4 / 8%

27/ 55%

6 / 12%

Из таблицы видно, что растёт число учащихся, продолжающих обучение в 10-м классе с углублённой трудовой подготовкой. Родители этих учащихся заинтересованы в получении детьми профессионального образования и увеличении срока пребывания детей в школе.

Часть учащихся самостоятельно поступают и обучаются в ПУ города. Их первоначальные профессионально-трудовые навыки, полученные в школе, достаточны для успешной адаптации.

Дети-инвалиды и их родители получают рекомендации специалистов ПМП консилиума о возможности дальнейшего обучения и трудоустройства.

Анкетирование учащихся, поступивших в 10-й класс, направленное на изучение их адаптации в условиях профессионально-трудового обучения, показало следующие результаты:

  • у 85 % учащихся представления о профессиональном обучении в училище подтвердились;
  • 87 % учащимся интересно учиться в училище;
  • 34 % учащихся испытывают затруднения при обучении в ПУ;
  • для 18 % учащихся основной трудностью при обучении в ПУ является восприятие и запоминание материала.

Таким образом, можно сказать, что учащиеся заинтересованы в обучении на базе ПУ, несмотря на возникающие при этом трудности. Характер этих трудностей говорит, с одной стороны, о необходимости консультирования педагогов профессионального лицея по специфике работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, с другой - об изменении методов преподавания в школе с целью подготовки учащихся к переходу на другой режим обучения.

В ходе заключительного этапа (2009/2010 учебный год) предполагается подведение итогов работы учреждения в рамках данного направления, оценка его результатов и распространение опыта работы школы.

В качестве результатов уже сейчас можно назвать следующие:

  1. В научно-методическом плане:
  • сформирован рабочий комплект нормативно-правовых и учебно-методических материалов по организации углублённой профессионально-трудовой подготовки учащихся 10-11-х классов с нарушением интеллекта.
  1. В практическом плане:
  • сократились сроки адаптации выпускников школы при обучении в профессиональных училищах;
  • отсутствуют выпускники, поступившие, но отчисленные из профессиональных училищ во время обучения;
  • расширился круг специальностей начальной профессиональной подготовки учащихся.

Таким образов, открытие классов с углубленной трудовой подготовкой способствует более успешной социально-трудовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида, которые не только овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и способны:

  • предложить себя на рынке труда,
  • работать самостоятельно без помощи руководства,
  • брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,
  • осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде,
  • адекватно осознавать собственные возможности и способности.