Цели:
- создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала;
- сформировать понятие "родственные слова", ввести понятие "корень слова", провести осмысление этих понятий на основе разграничения родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем синонимов и слов с омонимичными корнями; "открыть" способ действия по нахождению в слове корня.
- повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость; развивать мыслительные операции (анализировать, делать выводы).
Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Форма урока - мультимедийная презентация.
Оборудование - учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка", 2 класс; тетрадь-задачник №2 к учебнику; мультимедийный проектор и экран; компьютер; презентация.
Ход урока
1 этап. Психологическая установка на урок
- Ребята, давайте создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Как вы это сделаете? (улыбнёмся друг другу)
- Я желаю вам плодотворно потрудиться и при этом относится друг к другу всегда по-доброму.
2 этап. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим о родственниках и наш урок будет называться "Собираем родственников" (Приложение, слайд 2).
- Как вы думаете, кого можно назвать родственником? (маму, папу, дядю и т.д.)
- С вами согласен поэт Яков Аким - давайте прочитаем его стихотворение (слайд 2 )
Моя родня
Мама с папой - моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю :
- А вот что говорит другой писатель, Константин Паустовский, о родне (слайд 3).
"Родник родит речку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня."
- Как вы думаете, что он хотел нам сказать? (то, что у слов тоже есть родственники)
- Каких же родственников мы будем собирать на уроке? ( родственные слова)
3 этап. Словарная работа.
- Давайте сейчас отыщем родственников к следующему слову. Но к какому - вам нужно отгадать! (слайд 5)
Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал - там и пропал.
- Молодцы! Это сахар. ( слайд 6). Определите количество слогов. Какой слог ударный? Запишите слово с "окошком".
- Прочитайте, какое лексическое значение имеет слово:
"Один из основных питательных продуктов, белое кристаллическое сладкое вещество, добываемое из свекловицы или из особого вида тростника."
- Хорошо. А теперь определите по словарю букву "опасного" гласного звука (а).
- Вставьте букву. (работа по слайдам 7,8) - А теперь подыщем родственников.
- Как вы думаете, на что мы должны обратить внимание? ( ответы детей)
4 этап. Работа по теме.
- Откройте учебники на стр.6. - Наш знакомый Антон тоже заинтересовался словом сахар. У него возник вопрос - слова сахар и конфета тоже родственники? Ведь сахар сладкий и конфета сладкая! Объясните Антону, почему эти слова не являются родственниками. ( ответы детей)
Давайте сделаем вывод - какие слова можно назвать родственными? (слайд 9)
РОДСТВЕННЫЕ - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.
- Подберите родственные слова к слову сахар (сахарный, сахарница, сахарок). Запишем эти слова. Определите общую часть (сахар). Объясните значение каждого слова.
- Молодцы!
5 этап. Физпауза (зарядка для глаз) (слайд 10-16)
6 этап. Работа по теме (продолжение).
- Вы сумели определить общую часть слова сахар. Прочитайте стихотворение Н. Бетеньковой и скажите, как называется общая часть родственных слов? (слайд 17)
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
- Правильно, это корень слова. - А как по-другому можно назвать родственные слова? (однокоренные)
- Попробуйте определить, почему корень слова - главная часть?
- Прочитайте правило (стр.8 учебника)
7 этап. Самостоятельная работа. (слайд 18)
- Перед вами два задания - выберите для себя одно по силам и попробуйте выполнить.
1. упр. 285 учебника
2. Спиши и подчеркни лишнее:
- Добрый, чуткий, доброта.
- Учитель, школьник, ученик, учение.
- Шиповник, шипеть, шипы.
- Водный, вода, водитель.
Проверка: фронтально.
- Как искали корень слова? (слайд 19)
8 этап. Итог урока. (слайд 20)
- Прочитайте стихотворение "Мы все из одного гнезда"
Я дом, во мне живут.
А я домашняя работа, -
Меня на дом задают.
А я страшилка - домовой,
Никто не хочет жить со мной.
Мы разлетимся кто-куда,
Но мы родные навсегда!
- О чём оно? (ответы детей)
- Какие родственные слова нашли в нём?
- Почему так решили?
- Какая же часть здесь одинаковая?
9 этап. Домашнее задание.
Упр. 286; правило, стр.7 (учить);
Записать 5 словарных слов.
Рефлексия
- Дорогие ребята, наш урок подошёл к концу. Вспомните свои впечатления на уроке. Закончите предложения:
Сегодня на уроке я познакомился с ________ .
Я работал с ________ настроением.
Я _______ доволен собой.
Я испытал затруднения, когда ________ .
- Я хочу поблагодарить вас за активность, творчество, инициативность. Молодцы!