Использование учебно-методического комплекса "География села Красноярска" в преподавании географии

Разделы: География


Учебно-методический комплекс "География села Красноярка" создан к юбилею села Красноярка, и так получилось, к моему личному юбилею - к 30 годам моей педагогической деятельности. Возникло оно не в одночасье, понадобилось ровно 26 лет, т.е. все то время, что я прожила в Красноярке, поэтому оно посвящено ученикам-красноярцам.

На создание УМК, ушло 4 года, т е это долгий, но интересный и познавательный период моей жизни.

Почему учебно-методический комплекс "География села Красноярка"?

В нём собраны вместе методический, теоретический, аттестационный материал и творческие работы ребят, юных исследователей природы, есть всё, что надо для познания, исследования нашей локальной территории.

На мой взгляд, это очень удачный вариант, для книги небольшого селения, и предложен он был Л.В. Азаровой.

Теоретическая часть написана мною, а компьютерный дизайн выполнен Ефремовой Ж.И.

Руководителем проекта и научным консультантом является Ф. И. Новиков, зам. председателя Омского регионального отделения Русского Географического общества, профессор РА естествознания, заслуженный эколог РФ.

Научный редактор - Л. В. Азарова, доцент, кандидат географических наук.

Рецензенты:

  1. С. В. Новиков доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и регионального развития Ом ГАУ, член Русского Географического общества
  2. Г И Саренко - заведующая кафедрой естественно-географического образования "Института развития и образования Омской области"
  3. Рекомендован УМК "Институтом развития и образования Омской области" и Комитетом по образованию Омского муниципального района.

Нам задают вопрос. Зачем Вам это надо? Что вам это дает?

Ответ такой.

Много ли красноярцы знают о природе своего села? Знают ли, в чем уникальность и неповторимость этой небольшой территории земного шара, могут ли передать любовь к родному краю своим детям?

С этой целью на уроках географии, биологии, краеведения обязательно необходимо использовать модуль краеведения, а значит, нужен готовый, собранный воедино материал о своем крае. Кроме того, во внеурочное время учащиеся выполняют научно-исследовательские и творческие работы, а чтобы выбрать тему исследования, выявить возникшие проблемы и предложить пути решения этих проблем надо знать больше о своей малой Родине.

Таким образом, разработанный учебный материал данного учебно-методического комплекса можно применять на уроках выше названных дисциплин, на занятиях предметных кружков в младшем и среднем звене или на занятиях элективного курса в старшем звене, во внеклассной и научно-исследовательской деятельности.

В УМК каждый найдет для себя интересное, познавательное, новое. Все природные компоненты: рельеф, климат, растительный и животный мир, почвы - описаны доступно, интересно, много внимания уделено вопросам охраны природы и антропогенной деятельности красноярцев.

Основой УМК является разработанный элективный курс "Моя малая родина - село Красноярка", который может быть использован для школьников, обучающихся в профильных классах: социально-гуманитарном, социально-экономическом, географо-биологическом, универсальном и др. Курс рассчитан на два года: 1-й год - изучение природы родного края, 2-й изучение населения и хозяйственной деятельности красноярцев.

В УМК представлено 5 разделов.

Первый раздел "Организационно - методический" включает:

учебно-тематический план элективного курса для школьников "Моя малая родина - село Красноярка", в котором есть

1 пояснительная записка,

2 требования к уровню подготовки школьников (т.е. то, что учащиеся должны уметь и знать),

3 содержание элективного курса для школьников "Моя малая родина - село Красноярка" (предпрофильное образование),

4 тематика практических работ и учебных экскурсий, творческие задания для самостоятельной работы школьников.

Во втором разделе "Географические подходы к изучению объектов территории родного края. Особенности выполнения географических исследований и методические рекомендации" разработаны рекомендации, по изучению и исследованию физико-географических объектов в природе через выполнение практических и научно-исследовательских работ, проведение учебных экскурсий (например, рельеф-овраг, горные породы; климат - ведение календаря погоды; внутренние воды - реку, озеро, природный комплекс) в природе.

Третий раздел содержит теоретический и фактический материал по физико-географической характеристике компонентов природы села Красноярка. В разделе дается комплексное описание территории, к тексту предлагаются:

творческие задания (O). Тема "Территория и географическое положение села Красноярка" - назовите три самые длинные улицы села, разместите их в порядке убывания длины. Какой номер дома (в числовом выражении) самый большой в селе? Сколько улиц в селе Красноярка, какая улица самая длинная, самая короткая.

Тема "Геологическое строение и история развития" - составь свою книгу в картинках "Геологическая история моего села".

Вопросы для обсуждения (?)

  • Тема "Геологическое строение и история развития" - что было в далёкое геологическое время (в неогеновый период, палеогеновый период) на территории вашей школы или дома
  • Тема "Климат и агроклиматические ресурсы" - предложите своим односельчанам сельскохозяйственные культуры, которые они могут выращивать на своих приусадебных участках, почему в центре села всегда теплее, чем на окраине?
  • Тема "Внутренние воды и водные ресурсы" - почему, путешествуя, по пойме реки нам приходится прыгать с кочки на кочку? Почему пастухи, выгоняя скот в пойму реки, на пастбище, выбирают только определённые места?

Когда задаёшь такие вопросы, казалось бы, очевидные, но они вызывают затруднения. Ребята мыслят масштабно, о природе России в целом, а о своей локальной территории просто не задумываются. Вот в этом и есть ценность таких работ, даётся возможность оглянуться, посмотреть на то, что их окружает, приблизиться к своей малой родине, увидеть её проблемы и, возможно, приступить к решению этих проблем.

Много материала печатается о истории страны, сел, о людях, а о природе довольно мало, и люди просто не задумываются о том, что их окружает.

Дополнительный материал и интересные факты (!!!) - легенда об Иртыше

В этом разделе читатель знакомится с ландшафтами села, с последствиями изменения природы в результате хозяйственной деятельности красноярцев, с состоянием компонентов природы и окружающей среды. Для всех жителей села и гостей разработаны правила поведения в природе.

В четвёртом разделе для проверки знаний и умений разработано и предложено содержание аттестационных материалов; это кроссворды, тесты, вопросы ко всем темам.

Контрольные вопросы и тесты разноуровневые, могут быть использованы для текущего и итогового самоконтроля, а для желающих расширить свои знания по интересующему вопросу предлагаются темы рефератов и исследовательских работ.

В пятом разделе предлагаются информационные источники, которые необходимы при выполнении заданий, это учебные пособия, справочно-энциклопедическая литература, картографическая и дополнительная литература.

В приложениях представлен интересный материал - результат самостоятельной научно-исследовательской и творческой работы учащихся школы села Красноярка, это сочинения, кроссворды, тесты самих ребят, отрывки из работ лауреатов районных, региональных НОУ "Поиск", а также геологических олимпиад в г. Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве. В этом разделе прилагаются картосхемы Омского района и картосхема села Красноярка, которую можно использовать как путеводитель.

Что дала эта книга авторам:

  • новые знания о природе села и его окрестностей;
  • готовый, собранный воедино материал, который можно использовать на уроках географии и при выполнении научно-исследовательских работ;
  • знакомство с новыми интересными людьми;

Что дала книга ученикам:

  • знания о природе родного края;
  • возможность для проявления интереса к тем местам, где они живут уже многие годы; проявление чувства любви и заботы к небольшому уголку нашей огромной Родины;
  • дополнительные оценки на уроках географии, биологии и т.д;
  • готовый материал к исследованию

Что дала книга жителям села:

  • знания и возможность задуматься о проблемах села (экологических, антропогенных, социальных и т.д.), и самим участвовать в преодолении этих проблем.

Что дала книга учителям:

  • готовый учебный материал, детально разработанные практические работы, экскурсии, на местности;
  • материал для классного часа, это и экскурсия, и тесты, и кроссворды и т д.

Одним словом, УМК - это платформа для каждого из нас, от которой можно оттолкнуться, проявить свою инициативу и творчество.

Одно дело написать книгу, другое дело её издать, найти спонсоров. Это оказалось очень сложно. Пришлось приложить много усилий. Основными спонсорами, которым мы говорим "спасибо" являются: Министерство промышленной политики, транспорта и связи, Областной Д Ю центр туризма и краеведения, Сан. "Колос", наша МОУ "Красноярская средняя общеобразовательная школа" и предприниматели села.