Урок-путешествие "Сложение и вычитание именованных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование умения выполнять операции преобразования, сложения, вычитания именованных чисел.

Задачи:

  • Закрепить навыки решения задач изученных видов, умножать и делить числа, оканчивающиеся нулями, правило на порядок действий, формировать вычислительные навыки.
  • Тренировать в записи и чтении многозначных чисел.
  • Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи.

Оборудование: карта путешествия, карточки с рисунками.

Ход урока

I. Организационный момент

Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем сейчас урок.

– Какую тему изучали на предыдущем уроке?

II. Актуализация знаний

– Сегодня на уроке я предлагаю отправиться в путешествие. Вот карта нашего путешествия. (Учитель вывешивает карту путешествия.)

– Мы побываем на станциях: Измерений, Выражений, Преобразований, Отдыха, Задач, Вычислений и вернемся обратно в школу. Путешествовать мы будем на поезде. А где же паровоз?

– Кто нарисует паровоз одним росчерком, т. е. не отрывая карандаша от бумаги (мела от доски) и не проводя им дважды по одной и той же линии?

– А машинистом у нас будет ее величество Длина. В путешествии вы должны выполнить много сложных заданий по теме «Меры длины». Длина берет с собой знающих, сообразительных, находчивых, умелых. Есть у нас такие?

– А сейчас она проверит вас на внимательность.

Стр. 100 № 17 . У доски работают два ученика.

Фронтальная работа

Нам весело живется –
Понятно всем без слов.
На глаз определить длину отрезков
Кто уже готов?

Учитель показывает карточки с отрезками 10 см, 5 см, 1 см.

– Сколько в 1 километре метров, дециметров, сантиметров, миллиметров?

– Решите задачи:

а) Лань пробежала 6000 м, а машина за это время проехала 8 км. На сколько метров машина проехала дальше?

б) Движение человека, как правило, измеряют метрами, движение черепахи – дециметрами и сантиметрами. А чем измеряют путь, проделанный мотоциклистом? Самолетом?

– Вспомните:

  • 1 км = … м;
  • 1 км = … дм;
  • 1 км = … см;
  • 1 км = … мм.

Задание на развитие зрительной памяти

– Учитель показывает карточки, ученики запоминают рисунок и последовательность расположения. Затем карточки закрываются, а ученики по памяти воспроизводят рисунки у себя в тетради. После проходит самопроверка по эталону.

III. Работа по теме урока

– Прибываем на первую станцию Измерений.

– Без какого предмета нам не обойтись на этой станции?

Стр. 98 № 1, 2.

– Почему у вас у всех получились разные периметры?

– Распределите линии, изображенные на рисунке на три группы.

1 группа – кривые линии (1, 3, 6, 8)

2 группа – прямые линии (2, 5)

3 группа – ломаные линии (4, 7, 9)

– Мы прибыли на станцию Преобразований.

Стр. 98 № 3, 4

Вывод: система мер длины аналогична десятичной системе записи многозначных чисел.

Едим дальше. Станция выражений.

Стр.98 № 5 – выполнить коллективно с проговариваем вслух.

– Когда мы можем сравнивать, складывать или вычитать величины?

– Молодцы! И здесь успешно справились с заданием.

Едим дальше. Станция отдыха.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы о теме урока

– Заняли свои места. Едем дальше. Следующая станция Задач.

Итак, внимание.
Последние задания.
Вы задачи решите,
Нас знаниями своими поразите.

Стр. 98 № 6 – учащиеся подбирают недостающие данные и устно решают задачи.

Стр. 99 № 9

– Составьте краткую запись задачи и решите.

– Итак, мы прибываем на последнюю остановку Вычислений.

Стр. 99 № 7, 11 – выполнить самостоятельно с самопроверкой по эталону.

– А теперь вернемся в школу. На этом повторение материала по теме «Меры длины» заканчивается. Длина благодарит вас за интересное путешествие.

– Посмотрите на путь, что он вам напоминает?

– Что вы еще можете рассказать про нее?

– Путешествие наше продолжается на станции Вычислений.

VI. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа проводится по сборнику Л.Г. Петерсон, стр. 27 – 28.

VII. Подведение итогов урока

VIII. Домашнее задание.