Цель: Формирование умения выполнять операции преобразования, сложения, вычитания именованных чисел.
Задачи:
- Закрепить навыки решения задач изученных видов, умножать и делить числа, оканчивающиеся нулями, правило на порядок действий, формировать вычислительные навыки.
- Тренировать в записи и чтении многозначных чисел.
- Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи.
Оборудование: карта путешествия, карточки с рисунками.
Ход урока
I. Организационный момент
Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем сейчас урок.
– Какую тему изучали на предыдущем уроке?
II. Актуализация знаний
– Сегодня на уроке я предлагаю отправиться в путешествие. Вот карта нашего путешествия. (Учитель вывешивает карту путешествия.)
– Мы побываем на станциях: Измерений, Выражений, Преобразований, Отдыха, Задач, Вычислений и вернемся обратно в школу. Путешествовать мы будем на поезде. А где же паровоз?
– Кто нарисует паровоз одним росчерком, т. е. не отрывая карандаша от бумаги (мела от доски) и не проводя им дважды по одной и той же линии?
– А машинистом у нас будет ее величество Длина. В путешествии вы должны выполнить много сложных заданий по теме «Меры длины». Длина берет с собой знающих, сообразительных, находчивых, умелых. Есть у нас такие?
– А сейчас она проверит вас на внимательность.
Стр. 100 № 17 . У доски работают два ученика.
Фронтальная работа
Нам весело живется –
Понятно всем без слов.
На глаз определить длину отрезков
Кто уже готов?
Учитель показывает карточки с отрезками 10 см, 5 см, 1 см.
– Сколько в 1 километре метров, дециметров, сантиметров, миллиметров?
– Решите задачи:
а) Лань пробежала 6000 м, а машина за это время проехала 8 км. На сколько метров машина проехала дальше?
б) Движение человека, как правило, измеряют метрами, движение черепахи – дециметрами и сантиметрами. А чем измеряют путь, проделанный мотоциклистом? Самолетом?
– Вспомните:
- 1 км = … м;
- 1 км = … дм;
- 1 км = … см;
- 1 км = … мм.
Задание на развитие зрительной памяти
– Учитель показывает карточки, ученики запоминают рисунок и последовательность расположения. Затем карточки закрываются, а ученики по памяти воспроизводят рисунки у себя в тетради. После проходит самопроверка по эталону.
III. Работа по теме урока
– Прибываем на первую станцию Измерений.
– Без какого предмета нам не обойтись на этой станции?
Стр. 98 № 1, 2.
– Почему у вас у всех получились разные периметры?
– Распределите линии, изображенные на рисунке на три группы.
1 группа – кривые линии (1, 3, 6, 8)
2 группа – прямые линии (2, 5)
3 группа – ломаные линии (4, 7, 9)
– Мы прибыли на станцию Преобразований.
Стр. 98 № 3, 4
Вывод: система мер длины аналогична десятичной системе записи многозначных чисел.
Едим дальше. Станция выражений.
Стр.98 № 5 – выполнить коллективно с проговариваем вслух.
– Когда мы можем сравнивать, складывать или вычитать величины?
– Молодцы! И здесь успешно справились с заданием.
Едим дальше. Станция отдыха.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы о теме урока
– Заняли свои места. Едем дальше. Следующая станция Задач.
Итак, внимание.
Последние задания.
Вы задачи решите,
Нас знаниями своими поразите.
Стр. 98 № 6 – учащиеся подбирают недостающие данные и устно решают задачи.
Стр. 99 № 9
– Составьте краткую запись задачи и решите.
– Итак, мы прибываем на последнюю остановку Вычислений.
Стр. 99 № 7, 11 – выполнить самостоятельно с самопроверкой по эталону.
– А теперь вернемся в школу. На этом повторение материала по теме «Меры длины» заканчивается. Длина благодарит вас за интересное путешествие.
– Посмотрите на путь, что он вам напоминает?
– Что вы еще можете рассказать про нее?
– Путешествие наше продолжается на станции Вычислений.
VI. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа проводится по сборнику Л.Г. Петерсон, стр. 27 – 28.