Цель урока: воспитывать экологическую культуру, развивать и расширять речь и кругозор детей, учить видеть красоту природы, быть внимательным и добрым.
Оборудование: телевизор, кассета “12 месяцев” С.Я.Маршака, “Вальс-фантазия” Глинки, плакаты “Февраль – месяц вьюг и метелей”, таблички со словами (вьюжный, снежный, холодный, вьюги, метели, сугробы, бокогрей, лютень, коротышка, трещат деревья), иллюстрации зимнего леса, зверей и птиц, на альбомных листах следы зверей.
Ход урока
I. Организационный момент
Слово учителя: Февраль – месяц метелей, месяц бегучих и летучих снегов. Идёшь по улице, а у ног снег, подгоняемый ветром, струится, течёт по земле. Это называется метель-позёмка.
Если же сильный ветер кружит, вьёт в воздухе снег, это вьюга. Ну а если в степи, где нет удержу, может разыграться снежная буря – буран. (эти слова можно дать детям).
Учитель: Сегодня мы с вами пойдём в гости к одному из зимних месяцев, а вот к какому, вы узнаете после просмотра фрагмента мультфильма (кассета “12 месяцев С.Я.Маршака).
Дети отвечают, что это месяц февраль. Если есть затруднения, то можно прочитать стихотворение:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
И бураны и метели
На деревья налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это? (февраль)
Вывешивается на доску плакат ФЕВРАЛЬ – МЕСЯЦ ВЬЮГ И МЕТЕЛЕЙ”
П. Работа по теме урока
Учитель:
Какими словами можно охарактеризовать месяц февраль, что вы о нём узнали?
Возможные ответы детей: вьюжный, снежный, холодный, вьюги, метели, сугробы…(вывешиваются плакатики на доску)
Учитель:
А ещё месяц февраль в народе называют бокогрей. Чуть солнышко припекло и опять морозы да метели возвратятся. Лютый холод иногда стоит в феврале. За это его прозвали лютень. Февраль – самый короткий месяц в году, поэтому его прозвали коротышка (вывешиваются плакатики на доску).
Учитель
Давайте сравним то, как мы охарактеризовали февраль и что говорится о нём в тексте (на каждой парте текст, дети читают про себя, а затем один ребёнок читает вслух:
Февраль – месяц вьюг и метелей
Зима в разгаре. Снега в лесу столько, что без лыж и двух шагов не сделаешь. Ночью бывает такой мороз, что деревья трещат. И метели часто в гости приходят…)
Учитель
Верную ли мы дали характеристику февралю? (ответы детей)
Учитель
А какие интересные и необычные слова вы прочитали в тексте? (если дети затрудняются, то самой прочитать деревья трещат) Как вы понимаете это словосочетание? (ответы детей).
Учитель
Давайте заглянем с вами в февральский лес. (вывешиваются картинки) Что мы можем сказать о природе в зимнем февральском лесу?
Возможные ответы детей: деревья в снегу, снег шапками, снег искрится на солнце, туман, всё затаилось, тишина и т.д.)
Учитель
Как вы думаете, ребята, в каком состоянии лес?
Ответы детей: тихо, спокойно, складывается впечатление, что он спит.
Учитель
А действительно ли лес спит? Замирает ли вся жизнь в лесу? Кто живёт в нём даже в такое холодное время?
(дети перечисляют)
Учитель
Сейчас мы поговорим о некоторых из них.
Я вам буду загадывать загадки, а отгадки мы будем вывешивать на доску (на доске появляются иллюстрации)
Рыжая плутовка спряталась под ёлкой
Зайца ждёт ждёт хитрюга та
Как зовут её?…(лиса)
Он за модой не следит,
На “показах” не сидит,
Но как сменится сезон,
Поменяет шубку он –
Серую немаркую
На белую и яркую
Модницам на зависть?
Кто же это?...(заяц)
В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка
Кто же это?...(мышка)
Учитель
Что мы знаем об этих зверях? Какая жизнь у них в феврале? Как они ведут себя зимой? (ответы детей)
Физминутка
Мы снежинки
Это мы – парашютики зимы
Это мы над вами кружим
Это мы с ветрами дружим
Мы танцуем дни и ночи
Даже несколько недель
Наши танцы, между прочим,
Называются МЕТЕЛЬ
Учитель
Замела метель все тропинки и снег похож на чистый лист бумаги, но прошло время и на нём появились таинственные знаки. Что это за знаки? ( на партах листы со следами)
Ответы детей (следы зверей)
Учитель
Мы можем предположить следы каких животных на снегу? (дети отвечают)
Учитель
Сейчас я вам предлагаю послушать музыку. Закройте глазки и представьте, что вы попали в зимний февральский лес. Какая красивая природа, какое дыхание леса, какие звери и птицы? Что же вы услышите? (дети слушают “Вальс-фантазия” Глинки)
Ответы детей что они представили и услышали
Учитель
Послушаем ещё зимний лес. Чьи голоса вы можете услышать в зимнем лесу? (запись с голосами птиц)
Ответы детей (дятел, ворона, сорока) – вывешиваются иллюстрации.
Ш. Закрепление
Учитель
Как вы думаете, уютно ли птицам в зимнем лесу?(можно пригласить детей к доске, чтобы они показали как неуютно птицам и зверям в лесу – они голосами животных их изображают)
Ответы детей
Учитель
Поэтому многие птицы прилетают на зиму в город и мы с вами их подкармливаем. Почему необходимо подкармливать птиц? (на интерактивной доске появляются фотографии когда дети вывешивали кормушки и кормили птиц)
Ответы детей
Учитель
В наше время погоду предсказывают синоптики, издавна люди старались наблюдать за поведением птиц, зверей и явлениями природы чтобы знать погоду на ближайшее время, т.е. пользовались народными приметами, придумывали пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете о феврале?
Ответы детей
Учитель
Я для вас тоже приготовила приметы и пословицы о феврале, давайте их прочитаем.
- Завизжит метелица – всю неделю прометелится.
- Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
- Бури да метели на февраль налетели.
- Февраль – месяц лютый, спрашивает: как обуты?
- Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
Учитель
В гости к какому месяцу мы сегодня с вами ходили?
Ответы детей.