Комплексный анализ текста

Разделы: Русский язык


Цель:

  • учить работать с текстом;
  • углубить знания учащихся, отрабатывая технику определения темы, ключевых слов, типа текста, его стиля;
  • учить технологии построения своего текста публицистического стиля на примере текста профессионала;
  • создавать для каждого учащегося ситуацию успеха: «я смогу».

Ход урока

I. Учитель. Цели и задачи урока.

Сегодня мы работаем с текстом. Мы должны так его прочитать, чтобы можно было правильно определить тему текста и его идею, композицию, тип, стиль, роль изобразительных средств, выявить позицию автора. То есть мы делаем один из видов комплексного анализа текста.

Записываем в тетрадях число, классная работа, тему урока. (слайд 1)

II. Вступление к основной теме.

Информация о журавлях из разных источников: из энциклопедии, русских народных сказок, из стихотворений поэтов, из литературы других народов. (Сообщения делают подготовленные самостоятельно дети).

Учитель: Ребята, я просила вас в разных источниках собрать информацию о журавлях. Давайте обменяемся сведениями. (слайд 2)

Учитель (делает завершение лирическому вступлению). (Слайд 3)

III. Работа с текстом.

Учитель: Вот о таких птицах текст перед вами (Слайд 4). У учащихся – лист с текстом.

1. Прочитайте текст про себя.

2. Чтение текста вслух.

3. Докажите, что это текст?

4. Связь предложений идет по цепочке: одно вытекает из другого? Какая это связь? (Цепная)

– Как связано 1 и 2-ое предложение? (Личным местоимением)

– Какая это связь? (Грамматическая)

– Какая связь между 3 и 4 предложением? (Лексическая, т.к. повторяется слово «журавли»)

5. Определите тему текста.

Что такое тема? О чем текст? (О журавлях)

– Докажите, что мы определили тему правильно. Что надо сделать? (Найти ключевые слова)

– Что такое ключевые слова? (Это повторяющиеся слова, часто однокоренные слова или слова одной темы. Это существительные, прилагательные. Не глаголы. Могут быть слова и словосочетания. Они стоят чаще всего в начале предложения иногда, как вывод, могут быть в конце предложения.). найдем такие слова, подчеркнем их. Прочитайте их. Что мы доказали? (Этот текст о журавлях).

– Оставляем строку на заглавие. Что может стоять в заглавии? (Тема или идея текста).

Тему мы определили. В процессе работы решим, как нам лучше озаглавить.

6. Составляем план текста.

– Почему в тексте 3 абзаца? (Каждый из них имеет свою мысль).

– Абзац – это маленький текст со своим построением, со своей темой. Это микротема. Подчеркните ключевые слова 1-го абзаца.

Как озаглавим 1 абзац?

  • «Журавли – особые птицы». Подчеркните ключевые слова 2-го абзаца. Какое заглавие предлагаете?
  • «Журавли в критическом положении». Что выделим в 3-ем абзаце? Как озаглавим этот абзац?
  • «Убить журавля – большой грех».

(Слайд 5)

7. Определяем тип текста.

– Какие типы текста знаешь? (Описание, рассуждение, повествование)

– Что надо сделать, чтобы определить тип текста? (Внимательно его прочитать, увидеть особенности темы, построения текста)

– О чем 1-ый абзац? (О красивых птицах)

– Как это доказывается? (Используются имена прилагательные, синонимы к ним для описания журавлей)

– Какой это тип текста? (Описание)

– Самостоятельно определите тип 2 и 3 абзаца. (Это рассуждение, потому что сначала идет тезис, затем доказательства и вывод).

– Каков тип всего текста? (Соединение описания с рассуждением)

8. Рассмотрим композицию текста.

1) – Как построен 1-й абзац?

– Какова главная мысль (тезис) абзаца? («Особые птицы»)

– Как это доказывается? (Идет описание журавля)

– Какой вывод делает автор? (« … вызывают у людей особую любовь»)

2) – Назовите тезис 2-го абзаца. («Журавли в критическом положении»)

– Какие доказательства приводит автор, говоря о критическом положении птиц?

  • 1-й аргумент – занесены в Красную книгу
  • 2-й аргумент – на журавлей охотятся
  • Вывод: «могут исчезнуть, если человек не придет на помощь»

3) – Как строит свою мысль автор в последнем абзацем?

  • 1-й аргумент – «нет радости от выстрела»
  • 2-й аргумент – «мясо несъедобно …»
  • Вывод: автор отрицательно относится к охоте на журавлей.

Учитель: Делаем вывод: построение всех абзацев одинаково.

– Скажите, какая связь м/у 1-м и последним предложением? (Они соединены одной мыслью).

Критик XIX века В.Г. Белинский считал одним из достоинств произведений А.С. Пушкина гармоническое сочетание начала текста с его концом.

Нам в своих сочинениях надо стремиться к такой гармонии. У профессионала – автора этого текста – такое сочетание вы обнаружили.

9. Между построением и стилем текста существует связь? (Да, существует. В логическом рассуждении (2-го абзаца) автор убеждает нас журавли обречены, в эмоциональном (3 абзац) призывает не убивать журавлей. Таким образом автор действует и на ум, и на чувства читателя. А это соответствует публицистическому стилю).

– Каковы основные признаки публицистического стиля? (Призывность, достоверность, образность)

– К чему призывает текст? Чему учит текст? (Берегите журавлей!)

– Что определили? (Идею текста)

– Это ясно из прямого утверждения? (Нет, это мы поняли из контекста – между строк, под строками всего текста).

– Что лучше подходит для заглавия? (Лучше основное содержание отражает идея, поэтому лучше назвать текст «Берегите журавлей!»). (слайд 6)

10. Теперь докажем, что языковые особенности этого текста соответствуют публицистическому стилю.

Какие должны быть средства изобразительности? (Эпитеты, олицетворения, сравнения, синонимы и др.)

Назовите эпитеты. В какой части текста будете их искать? (В 1 абзаце, т.к. там идет описание журавля).

Эпитеты – удивительное чувство, умны (журавли) нежной (гаммой окраски) удивительный, грустный, торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный (голос); печальное (обстоятельство), критическое (положение).

Сравнение – мелодичный, будто серебряный (голос).

Олицетворение – чувство собственного достоинства чувство равенства с человеком умны (журавли) продуманная (гамма красок)

Синонимы – рация, изящество (а не телосложение), гамма красок (но не цвет перьев), голос (сравните не крик), придет на помощь (сравните «позаботиться»)

Слова, подчеркивающие авторскую позицию – восклицательные предложения слова «нет», «нет сомнения», «большой грех», риторический вопрос.

– Что доказали? (Используя особые средства языка, автор выражает свою мысль).

– Что помогает автору выразить свою идею и тему наиболее полно? (структура текста и каждого абзаца тип текста, его стиль).

IV. Итог урока.

Учитель: Мы закончили работу с текстом.

Подведем итог.

Напишите, над чем мы работали сегодня.

Начать можно так:

Анализирую текст, …

Работая с текстом, мы установили, узнали, определили, выявили, доказали и т.п.

– Прочитайте свой вывод.

– Где это может нам пригодиться? (При написании сочинений, изложений, тестов).

– А еще мы с вами выполнили 6 заданий из государственного экзамена в 9 и 11 кл. (Стиль, тип текста, главная мысль, изобразительные средства, средства связи предложений, какой заголовок больше подходит).

– Когда надо начинать готовится к экзаменам? (Уже сегодня и каждый урок).

– Это трудно? (Если быть внимательным и выполнять все задания каждый день, то успех обеспечен).

Учитель: – Домашнее задание выявит, насколько глубоко вы знаете все о тексте. (Слайд 6)

  1. Написать свой текст о редких животных, птицах, растениях, занесенных в Красную книгу. Использовать все особенности публицистического стиля. (Сдать через неделю).
  2. На следующий урок.
    Найти все известные орфограммы и пунктограммы, графически их объяснить. Выписать прилагательные, указать их разряд.

Оценки за урок.

Презентация