Цели:
- сформировать представление о распределительном свойстве умножения и способности к выполнению на его основе внетабличного умножения;
- развивать интеллект, творческие способности учащихся, коммуникативные способности;
- воспитывать активную личность.
Оборудование: учебник «Математика» 3 класс Л.В. Петерсон, портреты мореплавателей, физическая карта полушарий, таблица «Распределительное свойство умножения».
Ход урока
I. Самоопределения к деятельности.
– Сегодня нас ждёт очень интересный урок. А что нам понадобится на уроке математики? (знания)
– Да ваши знания нам очень пригодятся, тем более, что мы отправляемся в путь по пути известных мореплавателей. Но прежде выполним разминку.
– Откройте свои учебники на с. 75 и давайте выполним вместе задание № 9. (получился кораблик) Вот на этом кораблике мы и отправимся по пути мореплавателей.
– Дома, выполняя номер 10, вы расшифровали фамилию знаменитого русского мореплавателя. Как его зовут? (Михаил Петрович Лазарев) Что вы узнали о нём? (показать портрет М. П. Лазарева, Ф. Беллинсгаузена и по карте показать путь экспедиции)
16 июля 1819 году Михаил Петрович Лазарев и Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен отправились в экспедицию на двух кораблях «Мирный» и «Восток». Им нужно было «отыскать неизвестные земли». Но их успех превзошел все ожидания.28 января 1820 года вошло в историю как дата открытия Антарктиды. А вернулись в Россию они лишь только 24 июля 1821 года. Запишите, сколько лет экспедиция была в пути? (2 года)
Плавание российских моряков продолжалось 751 день, (запись числа), 29 (записать число) новых островов были нанесены на карту. Так началась летопись изучения и освоения Антарктиды, последнего из неизвестных материков. А сколько всего материков вы знаете?(6) (запись числа), а сколько океанов? (5)
(2, 751, 29, 6, 5)
– На какие группы можно разделить эти числа? (чётные и нечётные, однозначные и многозначные)
– А какое действие нужно выполнить, чтобы они превратились в круглые числа? (умножение) Умножьте этичисла на 10, а затем на 100.
II. Актуализация знаний.
Как вы думаете, а достаточно ли нам наших знаний, чтобы вместе с другим русским путешественником отправиться к берегам Индии?
1. Путешественники умеют решать самые трудные задачи, а вот одна из них. Найдите площадь данного прямоугольника.
– Как двумя способами можно вычислить площадь прямоугольника, если он состоит из двух маленьких.
5 ∙ 4 + 3 ∙ 4 = 32 (см)
(5 + 3) ∙ 4 = 32 (см)
III. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
– Сделайте вывод.
– Запишите это выражение буквами. Что обозначает это равенство?
(а + в) ∙ с = а ∙ с +в ∙ с
– Это равенство называется РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ СВОЙСТВОМ УМНОЖЕНИЯ.
– Откройте свои учебники на с. 73 и проверьте правильность нашего вывода.(чтение учащимися).
IV. Первичное закрепление.
– Выполните задание № 2. (работа в парах)
V. Самоконтроль с самопроверкой
– Решение № 5.
Расшифруйте имя португальского мореплавателя, впервые совершившего кругосветное путешествие.
Фернан Магеллан
Из 265 участников экспедиции, отплывших на 5 кораблях из испанского города Сна-Лукар, вернулись лишь 18 человек. Путешествие было очень сложным. Три долгих месяца пришлось плыть без пресной воды и еды. Моряки даже охотились на корабельных крыс. Сам Фернан Магеллан погиб на островах названных позже Филиппинскими. Лишь один корабль «Виктория» вернулся к испанским берегам. Так были развеяны сомнения в том, что Земля имеет форму шара.
(показать по карте путь экспедиции)
Физкультминутка
- упражнение «Гребцы»;
- упражнение «Капитан».
VI. Включение нового содержания в систему знаний и повторений.
– Вот мы и подошли с вами к решению задачи об Афанасии Никитине. А что вы знаете об этом путешественнике? (показать по карте путь Афанасия Никитина)
В 1466 году А. Никитин, тверской купец, захотел испытать торговое счастье в иноземных странах. Во время своего долгого путешествия в Индию, будучи пытливым и любознательным, он завёл дневник, куда заносил, всё, что видел и слышал. К сожалению, вернуться домой купец не смог, по дороге под Смоленском он заболел и умер. А книгу его «Хождение за три моря» привезли товарищи к княжескому двору. Вот строки из неё: « А Русскую землю бог сохранит…На этом свете нет страны, подобной ей … Но да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость.»
– Прочитайте задачу №6. Разбор данных и искомого. Составление схемы.
34 кг | (34 ∙2) кг | (I + II) кг |
Решение задачи.
- 34 ∙ 2 = 68 (кг) – во втором городе.
- 34 + 68 = 162 (кг) – в первом и втором городе.
- 102 – 12 = 90 (кг) – в третьем городе.
- 102 + 90 = 192 (кг) – пряностей купил А. Никитин.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
– Назовите тему урока (Умножение суммы на число)
– А какая операция является обратной умножению? (деление)
– Итак, сегодня мы учили умножение суммы на число, а на следующих уроках будем учить…
Домашнее задание: с. 75 № 8, 9.