Окружающий мир, 4-й класс. "Лесная зона России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Создавать условия для формирования представлений о лесной зоне и самостоятельного добывания знаний на их основе.
  • Развивать познавательную активность детей.
  • Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Метод: Частично-поисковый.

Дидактические материалы: Тесты, презентация, учебник А.А. Плешаков Мир вокруг нас (М.: Просвещение. - 2007).

Оборудование: Проектор, компьютер, аудио-магнитофон, карточки для групповой работы, физическая карта России.

Актуальность использования средств ИКТ: Объективное оценивание знаний, визуализация изучаемых явлений, экономия времени.

Структура урока:

  1. Организация начала урока. Мотивация. Целеполагание. (3 мин)
  2. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
  3. Ознакомление с новым материалом. (15 мин)
  4. Физкультминутка. (1 мин)
  5. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объекте изучения. (15 мин)
  6. Домашнее задание. (2 мин)
  7. Итоги урока. (2 мин)
  8. Рефлексия. (2 мин)

ХОД УРОКА

Содержание Дидактическое оснащение Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Мотивация. Целеполагание.
Добрый день ребята! Начинаем наш урок. Он пойдет ребятам в прок, постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать. И первая тайна – тема урока. Она спрятана в стихотворении С. Погорельского. Прослушав стихотворение, определите с какой природной зоной мы сегодня познакомимся
(на фоне записи пения птиц учитель читает стихотворение).

«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши в твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
Аудиозапись голосов птиц. Активное слушание, анализ рабочих материалов, формулирование темы и цели урока.
Итак, тема урока «Лесная зона России»
Сформулируйте цель урока:
Познакомиться с географическим положением зоны лесов; растительным и животным миром.
Вспомнить правила поведения в лесу
Итак, тема определена, цели сформулированы приступаем к их реализации.
Слайд 1.  
II. Актуализация опорных знаний.
Узнать новое невозможно, не приведя в систему знания, которыми вы обогатились на предыдущем уроке. Посмотрите на карту России и определите знание, какой зоны будет проверять тест. Слайд 2. Тест «Тундра»
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «Тундра»
  1. Зона тундры расположена:
    а) Севернее арктических пустынь;
    б) Южнее арктических пустынь.
  2. Тундра расположена:
    а) На равнинах;
    б) На возвышенностях;
    в) В горах.
  3. В тундре:
    а) Ярко выражены все четыре времени года;
    в) Длинная суровая зима и жаркое лето;
    г) Длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
  4. Главное занятие коренного населения тундры:
    а) Рыболовство;
    б) Оленеводство;
    в) Земледелие.
  5. Растения тундры:
    а) Высокие с мощными корнями и широкими листьями;
    б) Низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
  6. К тундровым растениям относятся:
    а) Верблюжья колючка, саксаул, кактус;
    б) Кедр, осина, пальма;
    в) Карликовая ива, мох-ягель, черника.
  7. В тундре обитают:
    а) Тюлени, моржи, киты;
    б) Верблюды, лошадь, корова;
    в) Песцы, лемминги, волки.
  8. Тундровый заповедник расположен:
    а) На полуострове Ямал;
    б) На полуострове Таймыр;
    в) На Кольском полуострове.
а ), а), в), б), б), в), в), в).
Слайд 3.  
III. Ознакомление с новым материалом.
Какую природную зону будем изучать?
Откройте атлас, страница 14-15, найдите её на карте. Пользуясь картой и вопросами карточки-помогайки, расскажите о лесной зоне.
  Устные ответы детей, фронтальная работа, проблемный вопрос.
Карточка-помогайка
1. Где находится зона лесов относительно тундры?
2. В каком тепловом поясе она лежит?
3. Что характерно для этого пояса?
4. Какая у зоны лесов земная поверхность?
5. Сколько частей лесной зоны вы увидели?

Ответы учеников:
Лесная зона находится южнее зоны тундры, расположена в умеренном поясе, здесь холодная зима и теплое лето, поверхность равнинная. В зоне лесов выделяют три части:
тайга, смешанные, широколиственные леса.
Дети дают определения данных понятий.
Слайд 4.
 
Определите, что изображено на картинке.
В стихотворении С. Погорельского мы читали «Здравствуй лес, дремучий лес!» о какой части лесной зоны эти слова?
Выяснив расположение, климат лесной зоны переходим к изучению растительного и животного мира.
Работаем в группах (заранее на партах разложены символы Э – экологи, Б – ботаники, З – зоологи).
Слайд 5. (презентация)
 
Что растет в лесу нам помогут узнать ботаники.
Кто живет в лесу – зоологи.
Выяснить проблемы зоны – экологи.

Группа исследует свой вопрос с помощью карточки.

1 карточка для ботаников
Страница 98-103 учебника
План ответа.
1. Что такое тайга? Какие растения там растут? В чем их особенность?
2. Расположение смешанных и широколиственных лесов. Какие растения здесь растут, в чем их особенность?

2 карточка для зоологов
Страница 100-102 учебника
План ответа.
1. Птицы тайги
2. Животные тайги, что их объединяет.
3. Животный мир смешанного и широколиственного леса.

3 карточка для экологов
Страница 35 рабочая тетрадь
1. Сформулируйте проблемы лесной зоны, опираясь на схему «Экологические проблемы лесной зоны».

Выступление групп.
Первичное закрепление после выступления группы.
1. После ботаников: соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.

Пихта
Береза
Дуб
Сосна
Кедр
            Тайга

Широколиственные леса

Смешанные леса
Символы, карточка на группу, атлас, учебник, рабочая тетрадь Работа в группах
2. После зоологов: Слайд 6. Индивидуальная работа
IV. Физкультминутка
Если животные встречаются в лесной зоне то маршируем на месте, если нет садимся за парту. Слайд 7. Зрительный ряд животных  
Выступление экологов.
Вопрос после выступления:
– О какой проблеме говориться в стихотворении Некрасова?

«Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берез.
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья рябины глядели.
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной.
По низу всякие звери таились
Вдруг мужики с топорами явились
Лес зазвенел, застонал, затрещал
Заяц послушал и вон убежал».





Стихотворение Некрасова
 
Y. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объекте изучения.
Работаем в тетради на печатной основе:
Страница 32, задание № 3.
Узнай хвойные растения по веточкам и шишкам (верный ответ: 2, 1, 4, 5, 3).
Страница 33, задание № 6.
Узнай лиственные деревья по листьям и плодам (верно: 4, 3, 5, 1, 2)
Страница 34, задание № 7.
Составь цепь питания характерную для тайги

Выполняют задание под запись пения птиц.
Вопрос: Каких птиц вы узнали по голосу?

Лес существует на земле сотни, тысячи лет. Никто и ничто не может уничтожить лес.
Вопрос: Так ли это? Кто может уничтожить лес?
Чтобы этого не произошло, что необходимо выполнять?
Тетрадь на печатной основе Индивидуальная работа
Вспомни некоторые из них (дополни текст)
1. Не сбивай ногой даже несъедобные мухоморы. Они не только являются лекарством для животных, но и участвуют в разложении растительных остатков; срастаются с корнями деревьев и помогают им в питании.
2. Не лови и не уноси домой лесных животных.
3. Не разоряй гнезда.
4. Самый страшный враг леса пожар. После пожара лес будет медленно вымирать. Не уходи из леса, не затушив костер.
5. Береги лес.
Слайд 8. Фронтальная работа
VI. Домашнее задание.
На следующем уроке мы продолжим разговор о взаимоотношениях леса и человека.
Домашнее задание страница 98-105 прочитать, рабочая тетрадь страница 34,задание № 8, №9, со звездочкой по желанию.
   
VII. Итог урока
Вспомните в начале урока мы с вами определились, что будем открывать тайны. Какие же тайны леса вы для себя открыли?    
VIII. Рефлексия.
Какое у нас сейчас время года?
Мы скучаем по летнему, осеннему лесу, когда лес «одет листвою». Давайте на миг превратимся в волшебников и подарим дереву его листву:
– Если вам было интересно, если вы многое узнали и активно работали – зеленый листик.
– Если желаете себе быть более активным на уроке – то желтый.
– Если вам было не интересно, то веточку оставляете без листика.
Листики деревьев различного цвета. Игра

Литература:

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник: 4-й класс. М.: Просвещение, 2007.
  2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4-го класса Мир вокруг нас. М.: Просвещение, 2007.
  3. Методические рекомендации для учителя /Под ред. Целоусовой Т. Ю., М.: ВАКО, 2006.