Цели:
- Создавать условия для формирования представлений о лесной зоне и самостоятельного добывания знаний на их основе.
- Развивать познавательную активность детей.
- Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.
Метод: Частично-поисковый.
Дидактические материалы: Тесты, презентация, учебник А.А. Плешаков Мир вокруг нас (М.: Просвещение. - 2007).
Оборудование: Проектор, компьютер, аудио-магнитофон, карточки для групповой работы, физическая карта России.
Актуальность использования средств ИКТ: Объективное оценивание знаний, визуализация изучаемых явлений, экономия времени.
Структура урока:
- Организация начала урока. Мотивация. Целеполагание. (3 мин)
- Актуализация опорных знаний. (5 мин)
- Ознакомление с новым материалом. (15 мин)
- Физкультминутка. (1 мин)
- Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объекте изучения. (15 мин)
- Домашнее задание. (2 мин)
- Итоги урока. (2 мин)
- Рефлексия. (2 мин)
ХОД УРОКА
Содержание | Дидактическое оснащение | Деятельность учащихся | |||
I. Организационный момент. Мотивация. Целеполагание. | |||||
Добрый день ребята! Начинаем наш урок. Он пойдет ребятам в прок, постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать. И первая тайна – тема урока. Она спрятана в стихотворении С. Погорельского. Прослушав стихотворение, определите с какой природной зоной мы сегодня познакомимся (на фоне записи пения птиц учитель читает стихотворение). «Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной грозовою? Что нам шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши в твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои. |
Аудиозапись голосов птиц. | Активное слушание, анализ рабочих материалов, формулирование темы и цели урока. | |||
Итак, тема урока «Лесная зона России» Сформулируйте цель урока: Познакомиться с географическим положением зоны лесов; растительным и животным миром. Вспомнить правила поведения в лесу Итак, тема определена, цели сформулированы приступаем к их реализации. |
Слайд 1. | ||||
II. Актуализация опорных знаний. | |||||
Узнать новое невозможно, не приведя в систему знания, которыми вы обогатились на предыдущем уроке. Посмотрите на карту России и определите знание, какой зоны будет проверять тест. | Слайд 2. | Тест «Тундра» | |||
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «Тундра»
|
Слайд 3. | ||||
III. Ознакомление с новым материалом. | |||||
Какую природную зону будем изучать? Откройте атлас, страница 14-15, найдите её на карте. Пользуясь картой и вопросами карточки-помогайки, расскажите о лесной зоне. |
Устные ответы детей, фронтальная работа, проблемный вопрос. | ||||
Карточка-помогайка 1. Где находится зона лесов относительно тундры? 2. В каком тепловом поясе она лежит? 3. Что характерно для этого пояса? 4. Какая у зоны лесов земная поверхность? 5. Сколько частей лесной зоны вы увидели? Ответы учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, расположена в умеренном поясе, здесь холодная зима и теплое лето, поверхность равнинная. В зоне лесов выделяют три части: тайга, смешанные, широколиственные леса. Дети дают определения данных понятий. |
Слайд 4. |
||||
Определите, что изображено на картинке. В стихотворении С. Погорельского мы читали «Здравствуй лес, дремучий лес!» о какой части лесной зоны эти слова? Выяснив расположение, климат лесной зоны переходим к изучению растительного и животного мира. Работаем в группах (заранее на партах разложены символы Э – экологи, Б – ботаники, З – зоологи). |
Слайд 5. (презентация) |
||||
Что растет в лесу нам помогут узнать ботаники. Кто живет в лесу – зоологи. Выяснить проблемы зоны – экологи. Группа исследует свой вопрос с помощью карточки. 1 карточка для ботаников Страница 98-103 учебника План ответа. 1. Что такое тайга? Какие растения там растут? В чем их особенность? 2. Расположение смешанных и широколиственных лесов. Какие растения здесь растут, в чем их особенность? 2 карточка для зоологов Страница 100-102 учебника План ответа. 1. Птицы тайги 2. Животные тайги, что их объединяет. 3. Животный мир смешанного и широколиственного леса. 3 карточка для экологов Страница 35 рабочая тетрадь 1. Сформулируйте проблемы лесной зоны, опираясь на схему «Экологические проблемы лесной зоны». Выступление групп. Первичное закрепление после выступления группы. 1. После ботаников: соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.
|
Символы, карточка на группу, атлас, учебник, рабочая тетрадь | Работа в группах | |||
2. После зоологов: | Слайд 6. | Индивидуальная работа | |||
IV. Физкультминутка | |||||
Если животные встречаются в лесной зоне то маршируем на месте, если нет садимся за парту. | Слайд 7. Зрительный ряд животных | ||||
Выступление экологов. Вопрос после выступления: – О какой проблеме говориться в стихотворении Некрасова? «Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слёз. Сколько тут было кудрявых берез. Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья рябины глядели. Там поднимался дубок молодой. Птицы царили в вершине лесной. По низу всякие звери таились Вдруг мужики с топорами явились Лес зазвенел, застонал, затрещал Заяц послушал и вон убежал». |
Стихотворение Некрасова |
||||
Y. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объекте изучения. | |||||
Работаем в тетради на печатной основе: Страница 32, задание № 3. Узнай хвойные растения по веточкам и шишкам (верный ответ: 2, 1, 4, 5, 3). Страница 33, задание № 6. Узнай лиственные деревья по листьям и плодам (верно: 4, 3, 5, 1, 2) Страница 34, задание № 7. Составь цепь питания характерную для тайги Выполняют задание под запись пения птиц. Вопрос: Каких птиц вы узнали по голосу? Лес существует на земле сотни, тысячи лет. Никто и ничто не может уничтожить лес. Вопрос: Так ли это? Кто может уничтожить лес? Чтобы этого не произошло, что необходимо выполнять? |
Тетрадь на печатной основе | Индивидуальная работа | |||
Вспомни некоторые из них (дополни текст) 1. Не сбивай ногой даже несъедобные мухоморы. Они не только являются лекарством для животных, но и участвуют в разложении растительных остатков; срастаются с корнями деревьев и помогают им в питании. 2. Не лови и не уноси домой лесных животных. 3. Не разоряй гнезда. 4. Самый страшный враг леса пожар. После пожара лес будет медленно вымирать. Не уходи из леса, не затушив костер. 5. Береги лес. |
Слайд 8. | Фронтальная работа | |||
VI. Домашнее задание. | |||||
На следующем уроке мы продолжим разговор о взаимоотношениях леса и человека. Домашнее задание страница 98-105 прочитать, рабочая тетрадь страница 34,задание № 8, №9, со звездочкой по желанию. |
|||||
VII. Итог урока | |||||
Вспомните в начале урока мы с вами определились, что будем открывать тайны. Какие же тайны леса вы для себя открыли? | |||||
VIII. Рефлексия. | |||||
Какое у нас сейчас время года? Мы скучаем по летнему, осеннему лесу, когда лес «одет листвою». Давайте на миг превратимся в волшебников и подарим дереву его листву: – Если вам было интересно, если вы многое узнали и активно работали – зеленый листик. – Если желаете себе быть более активным на уроке – то желтый. – Если вам было не интересно, то веточку оставляете без листика. |
Листики деревьев различного цвета. | Игра |
Литература:
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник: 4-й класс. М.: Просвещение, 2007.
- Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4-го класса Мир вокруг нас. М.: Просвещение, 2007.
- Методические рекомендации для учителя /Под ред. Целоусовой Т. Ю., М.: ВАКО, 2006.