Из опыта своей работы я хочу представить проект в 5-м классе.
Сначала я хочу обосновать выбор младшего возраста для организации проектной деятельности, а затем тему своего проекта “Любимый город в задачах” по созданию сборника задач для 4–5 классов о Чите.
Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действий с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формирование у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала.
Следует внимательно отнестись к методике использования текстовых задач в процессе обучения в начале 5-го класса.
Мышление пятиклассников конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами.
Вот поэтому для данного проекта я и выбрала 5-й класс.
Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым учитывая региональный компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта.
Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения.
Строилась работа над проектом следующим образом.
Мотивация к применению знаний.
Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, нет. Поэтому представляется целесообразным создание таких задач самими детьми для 4-5 классов. Поэтому учительница 4 класса (по моей задумке) обратилась к ученикам 5 класса за помощью в составлении задач о своем городе и мы с учениками 5 класса решили назвать свой проект “Любимый город в задачах” и результатом работы над проектом должен был стать мультимедийный диск со сборником задач для 4-5 классов о Чите.
Работа над проектом включала несколько этапов.
I этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.
II этап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на краеведческом материале”.
III этап. Сбор фактических данных о Чите для составления задачи.
IV этап. Процесс составления задачи.
V этап. Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.
VI этап. Проверка и оценка авторских задач.
VII этап. Создание диска “Любимый город в задачах” из презентаций учащихся.
Класс разделился на 6 групп. Каждая группа выбрала из предложенных 6-ти тем одну. Эти темы звучали так:
– История появления нашего города (1 гр.)
– Памятники и знаменитые дома нашего города (2 гр.)
– Чита в цифрах и фактах (3 гр.)
– Достопримечательности нашего города (4 гр.)
– Природа в нашем городе (5 гр.)
– Дети в нашем городе (6 гр.)
На следующем этапе я познакомила детей с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале”.
Памятка.
1) Сбор фактических данных.
Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, “Энциклопедии Забайкалья”, исторических справочниках, Интернете и др. источниках).
2) Процесс составления задачи.
Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:
– Действия с натуральными числами.
– Единицы измерения длины, площади.
– Нахождение числа по его части.
3) Формулировка условия задачи.
Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.
Как работать над формулировкой задачи:
а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;
б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;
в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…
4) Правильное оформление задачи.
Требования:
– наличие исторической справки;
– корректность формулировки условия;
– наличие подробного решения;
– подготовка слайдов (3-х) с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.
Большинство составленных задач решается с помощью арифметики, так как объем изученного пока материала не позволяет сделать большего.
Менее успешные в математике ученики брали подходящую задачу и меняли числовые данные и формулировку, что разрешалось, так как и при такой несложной работе достигается усвоение методов решения текстовых задач.
Далее дети старались правильно оформить задачу в соответствии с требованиями.
Важным моментом любого учебного проекта является оценивание работы учащихся. Процесс составления задач очень сложен, поэтому оценки все получили хорошие и отличные.
На диске собрано 37 задач о Чите. Красивые иллюстрации, придуманные и оформленные в едином стиле учениками 5 класса задачи, вызывают неповторимое обаяние столицы Забайкальского края. С диском можно работать непосредственно за компьютером или распечатать с него любые задачи. Решения задач дети готовили на отдельных листках и в слайды не включали.
Учебный проект по математике по теме “Любимый город в задачах” (5-й класс)
Цель проекта:
- обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
- усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей;
- составление сборника задач о своем городе;
- демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.
Общая характеристика проекта
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
Применяемые умения:
– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);
– предметные (математические).
База выполнения: школьная.
Формы обучения: групповая и индивидуальная (6 групп).
Продолжительность выполнения: средней продолжительности – два месяца.
Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации.
Формы продуктов деятельности: компьютерный диск.
План реализации проекта “Любимый город в задачах”
Этапы работы | Содержание этапа | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Организация деятельности | |||
Погружение в проект |
Проблематизация. Обращение учителя начальных кл. к учащимся 5 класса с просьбой о составлении задач о своем городе для учащихся 4 класса. Так как задач о Чите нигде нет, то решили составить задачи сами. |
Цель работы: создание сборника задач для учащихся 4–5
класса о Чите. Задача: каждому ученику придумать и решить задачу на материале о нашем городе. Создание проектных групп (6). Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы. Виды деятельности: информационный, творческий, прикладной. |
Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов. Помогает в постановке проблемы: создание сборника задач для учащихся 4–5 класса о Чите. Помогает в выдвижении задач. Оказывает помощь в формировании групп, их 6, выборе ответственных в каждой группе. Обращает внимание на важность предстоящей работы. |
Планирование |
Сбор фактических данных (каждую задачу необходимо
сопроводить исторической справкой). Источники информации: “Энциклопедия Забайкалья”, исторические очерки, архивы, электронные справочники, периодическая печать (читинские газеты, журналы), Интернет и др. источники информации. Способ представления конечного результата. Критерии оценки результатов работы: – наличие ист.справки; – корректность формулировки задачи; – наличие подробного решения; – подготовка трех слайдов с иллюстрациями. |
Каждая группа выбирает тему, по которой будет
составлять задачи: – История появления нашего города (1 группа) – Памятники и знаменитые дома нашего города (2 группа) – Чита в цифрах и фактах (3 группа) – Достопримечательности нашего города (4 группа) – Природа нашего города (5 группа) – дети в нашем городе (6 группа) Срок выполнения работы – 2 месяца. Выбор способов представления конечного результата деятельности: электронная презентация составленной задачи. |
Знакомит учащихся с памяткой “Как составить задачу на
краеведческом материале” (Приложение 1).
Необходимая консультативная и организационная помощи (совет по выбору
темы для задачи каждому ребенку) Презентацию можно получить у автора статьи. |
2. Осуществление деятельности | |||
Поиск информации |
За недостающей информацией обратиться в городской комитет образования, здравоохранения, городской спорткомитет, краеведческий музей, троллейбусное депо, администрацию курорта “Молоковка”, в читинский лесхоз, на детскую железную дорогу, в обл. библиотеку имени Пушкина, в детскую областную библиотеку, в библиотеку №10. | Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках, самостоятельное фотографирование некоторых объектов (памятника П.И.Бекетову, Дворца спорта, Дворца творчества школьников). | Помогает в текущей поисковой, аналитической и
практической работе (по просьбе). Дает дополнительные задания, когда у
учащихся возникает в этом необходимость. Наблюдает, советует. |
Обобщение результатов и выводов |
Анализ полученной информации, формулирование выводов | Анализируют информацию, формулируют условия задачи. Из исторической справки выбирают математической содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем: – Действия с натуральными числами. – Единицы измерения длины, площади. – Нахождение числа по его части. Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта и его презентации. |
Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”. Консультирует в подготовке презентации. |
3. Представление результатов и их оценка | |||
Презентация |
Открытый отчет участников проекта о проделанной работе | Общий анализ работы в группе делают все ответственные в
каждой группе. Каждый участник проекта индивидуально защищает свою задачу с мультимедийной демонстрацией 3 слайдов: 1) иллюстрация к задаче; |
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. |
Оценка процесса и результатов работы |
Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ достижения поставленной цели. Рефлексия. |
Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в
реализацию проекта, в целом группы. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. |
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов
проекта. Проводит рефлексию. Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки. |
Примеры задач
История появления нашего города
№ 1. При изучении стоянки древних людей Сухотино на территории г.Читы было найдено 20000 изделий из камня и костей животных. 10000 предметов – каменные листовые ножи, 5000 предметов – каменные наконечники стрел, остальные предметы были изготовлены из костей животных. Сколько было изделий из костей животных? Во сколько раз было больше ножей, чем наконечников стрел?
№ 2. Титовская сопка находится в черте г.Читы и известна целым комплексом археологических памятников – это поселения, мастерские каменного века, погребения, наскальные рисунки. Первые исследования на Титовской сопке начались в 1920 г. Сколько лет прошло от начала исследования Титовской сопки?
№ 3. История Читы начинается с 1653 г., когда отряд первопроходцев под командованием Бекетова по царскому указу, предписывающему заполнить все пространство от Байкала до Нерчинска 10000 душ, ступил на забайкальскую землю. Через два года подсчитали: из 10000 переселились в Забайкалье только 236 человек. Сколько человек нарушили царский указ? Сколько лет исполнилось г.Чите в этом (2008 г.) году? Когда жители нашего города отмечали 355-летний юбилей со дня основания нашего города?
№ 4. В 1624 г. П.И.Бекетов служил в Тобольске. В 1627 г. он был назначен Енисейским стрелецким сотником. В 1655 г. Бекетов возвратился в Тобольск. Сколько лет он не был в Тобольске?
№5. Вычислить ключ к ответу (кроссворд). (Кто является основателем нашего города?)
а)
- Сосланные в Сибирь участники восстания 1825 г.
- Губернатор Забайкальского края.
- До 2008 г. – Читинская область, а сейчас – Забайкальский …
- Географическое название места нахождения г.Читы.
- Столица края.
- Одна из рек, которые протекают в г.Чита.
- Мэр г.Читы.
б)
- Покосившийся квадрат.
- Математическое действие.
- Математический знак в виде двух закругленных линий.
- Математическое упражнение.
- Фигура, у которой три стороны и три угла.
- Результат вычитания.
- Число, которое вычитают из уменьшаемого.
№ 6. Забайкалье – единственная территория Сибири, где в одно время и большей частью в одном месте были сосредоточены 93 декабриста. Судьбы 85 участников с 1827 г. по 1830 г. были связаны с Читой. Сколько человек отбывали ссылку в других местах Забайкалья?
№ 7. За год в Молоковке поправляет свое здоровье 1730 человек. Сколько человек поправили свое здоровье на курорте Молоковка за последние 25 лет?
Памятники и знаменитые дома нашего города
№ 8. Крупные золотопромышленники и меценаты, братья Шумовы, были энергичны и удачливы. За 18 лет работы они добыли 160 пудов золота – а ведь это сотая часть всего золота, добытого в Забайкалье за 84 года на 199 рудниках. Сколько кг золота добывали на их приисках за 1 год? А сколько золота добыли за 84 года на 199 приисках?
№ 9. Музей декабристов расположен в самом старом здании города, архитектурном памятнике XVIII века, в Михайло-Архангельской церкви. Архивные документы рассказывают, что нынешнее ее здание было построено в 1776 г. на пожертвование горожан. Подсчитайте, сколько лет тому назад впервые встречается упоминание об этой церкви?
№ 10. В залах нашего краеведческого музея хранится 193560 экспонатов, из них вспомогательный фонд составляет 75179 предметов, а остальные составляют основной фонд. Сколько времени потребуется вам для просмотра экспонатов основного фонда, если просмотр одного экспоната занимает 2 мин.?
№ 11. Подсчитайте, сколько дней длилась Великая Отечественная война 1941-1945 г.? (Война началась 21.06.1941 г. и закончилась 09.05.1945 г.).
№ 12. На строительство танковой колонны “Комсомолец Забайкалья” молодые люди собрали 2800000 рублей, затем еще 6000000 рублей и 4800 г золота. Сколько всего денег молодежь Забайкалья собрала на строительство танковой колонны “Комсомолец Забайкалья”, если 1 г золота в 1941 г. стоил 20 долларов, а его курс к рублю был 1 к 1?
Чита в цифрах и датах
№ 13. Подсчитано, что за время существования троллейбусов в нашем городе, все они пробежали расстояние 232.597.756 км. Вычислите, сколько рейсов до Москвы они могли бы совершить (расстояние от Читы до Москвы 6074 км)?
№ 14. В Центральном районе нашего города проживает 109800 чел., в Ингодинском – 68800 чел., в железнодорожном – 47000 чел., в Черновском – 81000 человек. сколько всего человек проживает сейчас в нашем городе? На сколько человек увеличилось население нашего города за 100 лет (в 1908 г. проживало 42795 чел.)? А за 70 лет? (в 1938 г. – 71441 чел.)?
№ 15. Свою задачу я решила составить о рождаемости малышей в нашем городе, т.е. посвятить теме “Чита в цифрах”.
В нашем городе родилось малышей
2000 г. | 2002 г. | 2004 г. | 2006 г. | |
Всего | 3221 чел. | 3940 чел. | 4568 чел. | 4743 чел. |
Мальчиков | 1678 | 2032 | 2312 | 2427 |
Девочек | 1543 | 1908 | 2256 | 2316 |
Центральный р-н | 1206 | 1338 | 1670 | 1842 |
Ингодинский р-н | 691 | 821 | 945 | 921 |
На сколько больше родилось детей в 2006 г., чем в 2000 г.?
Кого рождается больше ежегодно: мальчиков или девочек?
Во сколько раз больше родилось детей в 2006 г. в Центральном районе, чем в Ингодинском?
№ 16. В нашем городе 5 троллейбусных маршрутов, в день на линии в среднем работает 70 троллейбусов, каждый из них делает в день по 9 рейсов. Сколько всего рейсов делают в день троллейбусы в нашем городе? Сколько всего рейсов делают в месяц все троллейбусы? А в год? Какое условие здесь лишнее?
№ 17. Молодежи от 14 лет и до 29 лет в Чите 93000 человек, из них работает 40600 чел., остальные учатся. Сколько молодежи в нашем городе учится?
Достопримечательности города.
№ 18. На сколько увеличилось число улиц в нашем городе за последние 100 лет, если в 1908 г. их было 44, а сейчас 430 улиц?
№ 19. Найдите, на сколько метров длиннее улица Луговая, чем улица Традиционная, вычислив значение выражения: 37 х 25 – 11 х 12 + 2 х 47. Каким еще способом можно найти эту разность?
№ 20. Самая большая площадь нашего города – площадь имени Ленина, в длину 260 м, а ее ширина 220 м. Найдите ее площадь.
№ 21. Всего к/т “Удокан” посетило 22999977 человек. В зале 13 рядов по 37 мест в каждом. Сколько сеансов прошло в кинотеатре при полном зале зрителей?
№ 22. Число жителей нашего города, посетивших 5 наших театров 280900 чел. в год, а посетивших 4 читинских музея 134000 человек (2006 г.). Что чаще посещают наши жители: театр или музей и на сколько?
№ 23. Два детских поезда, один из которых состоит из 4 вагонов, другой – из 5 вагонов, каждый вагон вместимостью 38 человек, совершают по 4 рейса в день. Сколько пассажиров они перевезут за 1 день? За неделю (у них 4 рабочих дня)? Какой путь пройдет один поезд за 1 день? За неделю? За месяц? За все лето?
Природа в нашем городе
№ 24. Общая площадь земельных насаждений в городе и вокруг него 15597 га, из них 253 га – это лесопарки, 13850 га – городские леса, газоны – 200 га, насаждения у частного сектора – 1058 га. А еще есть парки, сады, скверы, бульвары. Сколько гектаров они занимают из всей площади зеленых насаждений нашего города? На сколько больше площадь, занятая парками, скверами, садами и бульварами, чем площадь газонов?
№ 25. Река Чита вытекает из южных склонов горного хребта, длина реки 130 верст, течение быстрое, несплавная и не судоходная. В городе ее пересекает мост длиной 75 саженей. Переведите меры длины, установленные при Петре I в современные и найдите длину реки Чита и длину моста через нее.
№ 26. Река Ингода, площадь бассейна 37200 км2. Сплавная, ниже города Читы используется малое судоходство. Найдите ее длину, вычислив значение выражения: 67392 : (3504 – 3408) + 3606 : 601.
№ 27. Глубина озера Байкал около 1610 м, а глубина озера Кенон около 7 м. Во сколько раз озеро Байкал глубже озера Кенон?
№ 28. В 1899 г. на сельскохозяйственной выставке было 14044 экспоната. Из экспонатов, посвященных горно-заводскому делу – 2185; учебному – 1781; садоводству и огородничеству – 1262; кустарным промыслам – 831; тибетской медицине – 941; фотографии – 755; промышленности – 652; животноводству – 310; лесному делу – 259; остальные – другим отраслям. Сколько экспонатов было посвящено другим отраслям?
№ 29. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
- Цифра.
- Начало отрезка.
- Десять см называют…
- Математическое действие.
- Если делитель умножить на частное, то получится…
- Сложная и увлекательная наука.
- На какое число деление невозможно.
- Равные части линейки.
- Часть прямой, соединяющая две точки.
- При делении образуется неполное частное и …
- Равенство, содержащее букву.
Дети в нашем городе
№ 30. Число дошкольных учреждений города уменьшилось с 81 (в 2002 г.) до 77 (в 2006 г.). Численность детей, посещавших эти учреждения, изменилось с 11100 до 14000 детей. На сколько меньше стало детских дошкольных учреждений в городе за эти годы? На сколько больше детей стало посещать детские сады и ясли в 2006 г. по сравнению с 2002 г.?
№ 31. Летом 2008 г. из 149 образовательных учреждений города были отремонтированы 7 детских садов, 5 школ и Дворец школьников. На это было потрачено 45 млн. рублей. В 2009 г. на нужды образования будет выделено 1700000 руб. На сколько больше денег будет выделено на народное образование, чем в 2008 г.?
№ 32. В 2008 г. в школах дополнительного образования г.Читы занималось 3081 школьник, что на 280 человек больше, чем в 2007 г., а закончило эти школы в 2008 г. – 229 человек, это составило 1/3 часть поступивших в 2004 г. Сколько человек занималось в этих школах в 2007 г. и сколько человек поступило в них в 2004 г.?
№ 33.
а) В 2000 г. областная детская больница была рассчитана на 630 детей. Их лечили 250 врачей и 380 медсестер. Сколько медицинских работников приходилось на одного ребенка?
б) Если санитарной авиацией проведено 1800 консультаций по телефону и обслужено 200 вызовов, то во сколько раз больше проведено консультаций по телефону, чем обслужено вызовов?
(Устно) Сколько лет детской областной клинической больнице?
(Устно) Сколько всего лечебных заведений для детей есть в нашем городе?
№ 34. В детских спортивных школах и секциях нашего города занимается половина школьников и еще 2380 человек. Сколько всего школьников в нашем городе, если в спортивных школах и секциях занимается 17880 человек?
№ 35. В нашем городе 21 библиотека. Две из них – только для взрослых, а еще есть библиотеки детско-взрослые и только для детей. Узнайте, сколько у нас детских библиотек, вычислив значение следующего выражения: (52998 : (37 + 29) – 800.
№ 36. В детской областной библиотеке 15000 читателей, а в библиотеке № 10 (что в нашем микрорайоне) – 500 читателей, в нашей школьной библиотеке 250 читателей. Во сколько раз в областной библиотеке больше читателей, чем в библиотеке № 10? Во сколько раз в библиотеке №10 читателей больше, чем в школьной?