Подготовка школьников к олимпиадам посредством использования активных методов обучения

Разделы: Технология


Природа хочет, чтобы дети были детьми,
Прежде чем стать взрослыми.
Если мы хотим нарушить этот порядок
Мы произведем скороспелые плоды,
Которые не будут иметь ни зрелости,
ни вкуса и не замедлят испортиться.
Дайте детству созреть.
Ж – Ж. Руссо.

Обобщение опыта работы по теме “Подготовка школьников к олимпиадам посредством использования активных методов обучения.”

Условия возникновения и становления опыта.

Опыт формировался в условиях инфляций, дефолтов, перестроек. Учащиеся приходили в школу с разным уровнем подготовленности, многие из них не проявляли интереса к предмету, так как настали времена выбора вещей, предметов быта на разный вкус и качество. Сегодня обществу нужен человек, умеющий мыслить творчески и действовать самостоятельно, гибко реагировать на быстро меняющиеся условия профессиональной деятельности, рынка труда в целом. Поэтому возникает необходимость в смене парадигмы образования – переходе от репродуктивного процесса обучения к деятельностному, результатом которого должна быть подготовка учащегося, умеющего самостоятельно принимать решения. Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к работнику стали предъявляться новые функциональные требования : от него теперь требуются как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эти качества должны формироваться с детства и постоянно развиваться во время, как обучения, так и трудовой деятельности.

Образовательный процесс по предмету построен с позиции индивидуального подхода. Использую диагностику развития креативных (творческих) качеств обучающихся, познавательных качеств, организационные качества учеников. Особое внимание уделяю вновь прибывшим пятиклассникам.

Всю свою педагогическую деятельность стараюсь направить на:

  • Совершенствование общеучебных умений и навыков, применения проблемного обучения, частично – поискового и исследовательского метода на уроках, к каждому ребенку подхожу индивидуально.
  • Обеспечение умственного развития через познавательную самостоятельность обучающихся – метод проектов.
  • Развитие творческого мышления, способностей.
  • Создание благоприятного микроклимата на уроках и коллективные творческие дела.

Все это способствует развитию творческих способностей, мышления, воображения.

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность выбора темы обусловлена модернизацией образования, где одним из направлений является качество знаний, связанное с повышением эффективности обучения по предметным дисциплинам с учетом индивидуального подхода.

Технология – это предмет, с помощью которого можно развить ребенка, воздействуя на моторику рук, успокоить его нервную систему, научить его образно мыслить, помочь человеку в социально –экономическом аспекте, научив его изготавливать предметы быта собственными руками, подготовить к суровой правде жизни.

Новизна опыта.

Усовершенствование – модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов в обучении и воспитании.

Концепция педагогического опыта.

Начиная урок, учитель технологии может перевести ребенка из мира мечты, неизвестного, непонятного, в котором он жил на переменке, в другой, реальный мир. Поднявшись на такую ступень познания, войдя в новый мир, ребенок видит, чувствует, слышит, понимает, пытается осознавать происходящее…

Чтобы знания, полученные на уроке, были прочными, появилась необходимость в осуществлении комплексного образного подхода в обучении технологии через применение различных форм обучения.

Взгляд, понимание проблемы.

Преподавая предмет технология понимаешь то, что скрыто за сухими строчками параграфов, изобилием терминов, цифр, формул и осознаешь, как теряется, а вернее даже не возникает живое восприятие объекта изучения. Для того, чтобы мои ученики были готовы к жизни, могли участвовать и побеждать в этой жизни, расставлять свои приоритеты, чтобы знания, полученные на уроке были прочными, назрела необходимость в осуществлении комплексного образного практического подхода в обучении с использованием различных развивающих методических приемов.

Цель преподавания:

  • Развитие произвольной регуляции познавательных процессов;
  • Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме;
  • Развитие творческих способностей.
  • Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к предмету.
  • Развивать различные приемы умственной деятельности когнитивные качества личности (познание учеником внешнего мира):анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, сравнение и обобщение; моделирование и аргументацию, доказательность, выполнение проблемных и проектных заданий.
  • Мобилизировать мыслительную деятельность при работе с учебником, дополнительной литературой.
  • Развивать устную и письменную речь учащихся; аналитическую и диалогическую.
  • Отрабатывать практические навыки работы.
  • Развивать активную познавательную позицию на уроке, умение связывать новое с ранее изученным материалом и применять на практике.
  • Совершенствовать творческие качества личности: вдохновленность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях.
  • Активизировать развитие методологических качеств личности: совместное познание и генерация идей, умение организовать мозговой штурм, сравнение и сопоставление идей, участие в споре, дискуссии.

Теоретическая интерпретация опыта.

В методике преподавания технологии накоплен значительный опыт обучения. Я хочу остановиться на тех приемах, элементы которых включаю в свою практику:

  • Формирование приемов учебной работы: правила, образцы, планы описания, характеристики образцов.
  • Технология дифференцированного обучения – работа с группами учащихся с учетом их психологических особенностей.
  • Модульная технология: вырабатывается алгоритм деятельности по теме, который объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимся.
  • Проектная технология: организация исследовательско – практической деятельности с учащимися по определенной теме.
  • Подготовка к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению целей.
  • Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности , развитие разносторонних качеств личности и способности к профессиональной адаптации к изменяющимся социально – экономическим условиям.
  • Развивать самостоятельность и способность решать творческие и изобретательские задачи.
  • Привить первоначальные жизненно – необходимые знания и умения вести домашнее хозяйство и экономику семьи.

Теоретическая база опыта.

  1. Методика трудового обучения, В.П.Кузнецов Я.А.Рожнев, 1988.
  2. Приемы педагогической техники, А.Гин, 1999
  3. Образовательная технология: от приема до практики, В.В.Гузеев, 1996
  4. Проблемное обучение, “Школа и производство”, 1988
  5. Проблемное обучение: основные вопросы теории, М.И.Махмутов, 1985
  6. Триз (теория решения изобретательских задач), А.Гин, 2002
  7. Личностно – ориентированное обучение в современной школе, И.С.Якиманская, 1996
  8. Развитие личности в обучении, Е.Н.Шиянова, И.Б.Котова, 1999
  9. Педагогическая психология, И.А.Зимняя, 1997
  10. Современные образовательные технологии, Г.К.Селевко, 1998

Методика реализации образного практического подхода на уроках технологии.

1. Работа с иллюстративным материалом (показ изобразительного и фотоматериала с целью повышения мотивации к изучению нового материала):

  • Цветные заставки из журналов и книг :“ Бурда”, “ Журнал мод”, “Парад моды”, “История костюма”.

Показ иллюстрированного материала в начале урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой, создает первое образное впечатление. Тогда текст параграфа или рассказ учителя, или практическая работа ложатся на подготовленную почву, и новый материал воспринимается легче и запоминается надолго.

2. Демонстрация образцов, раскрывающих особенности технологии изготовления изделия, подбор объектов труда.

3. Эффективная форма контроля знаний: индивидуальный и фронтальный устный опрос, письменная контрольная работа, опрос с применением карточек-заданий(текстовых, в виде рисунков), задачи – триады(три пары элементов в таблице), задачи – каноны(таблица построена по определенному правилу, которое следует определить).

4. Использование проектного метода.

Это сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий соединять и комбинировать формальные знания с практическим опытом. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельная творческая работа выполняется учащимися или группой под руководством учителя. В образовательной области “ Технология” метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения и навыки, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими формации, технологии и обработки. Проектная деятельность включает ряд условных этапов:

  • Поисково – исследовательский предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблемы), формировать внутреннюю мотивацию в приобретении учащимися новых знаний. Источниками информации могут быть учебники , справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, база данных на электронных носителях, в системе “Интернет”, специальных каталогах.
  • Технологический включает планирование составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдения технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работы. Этот этап является центральным, основополагающим, системообразующим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности, например исследовательская работа по проблемам технологии (сувенир, изделие, модель).
  • Заключительный этап включает оформление и презентацию, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические и маркетинговые критерии, оригинальность и качество выполнения работы. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий, налаживаются и выстраиваются связи теоретических знаний с практическим миром.

5. Повышение эффективности уроков через использование развивающих методических приемов.

Одним из основных путей формирования познавательного интереса, интеллектуальной активности, творческой самостоятельности школьников является совершенствование форм и методов обучения, которые предполагают не сообщение учащимся готовых знаний, а организацию процесса самостоятельного добывания знаний. Известно, что наиболее эффективная форма обучения – учебная игра. Она формирует новые подходы во взаимоотношениях “ учитель – ученик” и “ученик – ученик”. В игре раскрывается перед детьми живой мир, развиваются творческие способности личности. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх случается, становятся такими активными, какими мы их в классно – урочных буднями представить себе не в состоянии. Игра уже только одним своим содержанием переносит ребят в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Почувствовав вкус к играм, ребята включаются в их подготовку, читают самую разнообразную литературу, периодические издания. Идет расширение круга интересов школьников, прививается и закрепляется потребность в самостоятельном добывании знаний.

Игру провести значительно труднее и сложнее, чем традиционный урок, так как требуется предварительная работа, сотрудничество ученика и учителя. В своей работе активно использую самые разнообразные, в том числе и занимательные формы обучения, закрепления и проверки знаний учащихся. Для развития и поддержания интереса к предмету использую по возможности музыкальные фрагменты, стихи, художественную литературу.

Урок – марафон на этапе обобщающего контроля перед каждым учеником карточки с заданиями. Цель каждого – как можно быстрее пройти все этапы и набрать большее количество баллов. На следующем уроке ученики меняются заданиями.

Наличие игровой ситуации предполагают ролевые игры, когда действуют воображаемые герои. Наиболее интересными являются сюжетно – ролевые игры типа пресс – конференции, игры – путешествия.

Например , детям предлагается вообразить, что они находятся в огромном городе, в красивом здании мод и работают там либо в качестве моделей, либо закройщиков, либо технологов, либо модельеров. Или они являются первооткрывателями в изготовлении первобытной одежды. Или они впервые открыли картофель, или побывали на церемонии чаепития в Китае.

Пресс – конференция возможна в 9 классе по теме “Строительный чертеж”. Проверить знания можно с помощью таких интересных заданий, как: “ Узнай силуэт”: собрать разрезанный чертеж, по силуэту узнать здание или вид изображения.

Часто предлагаю учащимся кроссворды, ребусы, логические квадраты, лото, танграмы. По дополнительной литературе девочки готовят небольшие сообщения, доклады, что развивает навыки исследовательской работы.

В старших классах дает эффект тестирование, которое сопровождаю “интеллектуальной разминкой”: кроссворд на доске или задание типа “ третий лишний” (проверка знания терминов ручных, машинных, влажно – тепловых работ).

Результативность.

Учеб.год Общая успев. Кач. успеваем. СОУ уровень
2003-2004 100% 100% 4,6 Продв.
2004-2005 100% 100% 4,7 Продв.
2005-2006 100% 100% 4,8 Продв.
2006-2007 100% 100% 4,7 Прод.
2007-2008 100% 100% 4,7 Прод.
2008-2009 100% 100% 4,7 Прод

Проекты учащихся за 2003–2009 годы.

Название проекта Результаты

“ Шапка Мономаха”

2003-2004 Черепанова Ольга, 10 класс

 

 

 

3 место на окружной олимпиаде .

“ Чайный сервиз”

2004–2005 Тогачева Елена, 10 класс

 

 

 

 

3 место на окружной олимпиаде

“ Гордость севера”

2005–2006 Тогачева Елена,11 класс

 

 

 

1  место на окружной олимпиаде

Победитель на 7 Всероссийской олимпиаде школьников по технологии с номинации “Пропаганда народных традиций”

“Герб Шурышкарского района”

Носкина Екатерина , 10 класс 2009–2010 год

 

 

 

 

Участник окружной Олимпиады

Дальнейшую работу планирую вести по следующим направлениям:

  • развитие у девочек основ мастерства публичного выступления;
  • создание благоприятной, творческой атмосферы;
  • осуществление индивидуального подхода к учащимся, имеющим разные способности и возможности;
  • приобщение учащихся к исследовательской и творческой деятельности.