Использование дидактических материалов на уроках татарского языка для русскоговорящих учащихся

Разделы: Начальная школа


Закон “О языках народов Республики Татарстан” создал необходимые условия для успешного функционирования татарского и русского языков как государственных.

В современных условиях русско-татарское двуязычие опирается на принципиально иную основу: создает двуязычную среду, в которой не только развивается и обогащается татарский язык, но и растет потребность в овладении им русским населением.

В процессе становления и развития русско-татарского двуязычия большую роль призвана сыграть общеобразовательная школа с русским языком обучения в качестве родного.

В русской школе на уроках татарского языка детей необходимо научить правильно воспринимать речь на татарском языке, участвовать в разговоре. Рассказывать об увиденном и услышанном, читать и помнить прочитанное, грамотно писать.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но использование дидактических и познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения в

1-м классе и приемом работы в последующих классах.

Дидактические игры, дидактические материалы хорошо уживаются с “серьезным” учением. Процесс обучения становится интересным и занимательным, создает у школьников бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Учителю важно продумать поэтапное распределение дидактических материалов на уроке. На любом этапе урока дидактические материалы должны отвечать следующим требованиям: быть интересными, доступными, увлекательными, включать учеников в разные виды деятельности.

Исходя из этой установки, каждое занятие состоит из трех основных этапов: изучение нового материала, закрепление нового и проверка знаний. Они взаимосвязаны между собой.

Для получения результатов на каждом этапе могут быть использованы разнообразные виды работ. На первом этапе урока основное внимание уделяется теории. Ее целесообразнее преподносить в виде таблиц, схем, карточек.

В самом начале, в первых классах, знакомство с татарским языком начинается с подражания – воспроизведения слов, словосочетаний и предложений, услышанных от учителя. Особое внимание уделяется трудным звукам и звукосочетаниям.

Поэтому на своих уроках я использую фонетические упражнения. Такого рода упражнения детям очень нравятся. Для произношения берутся не просто слоги, а я стараюсь их сгруппировать:

а) или это простые звуки тв./мяг. [А-Ә],[ У-Ү] и т.д.
б) или это слоги тв./мяг. [КЪА-КӘ], [КЪЫ-КИ] и т.д.

Чтобы дети услышали разницу этих произношений. (Рисунки 1,2)

Для отработки структур-типов простого предложения можно использовать такие схемы, где

Использование занимательного материала на этапе закрепления помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес, снимает утомляемость.

Форма занимательных упражнений может быть различной: таблицы, схемы, иллюстрации…(Рисунок 4,5,6,7)

Чтобы выразить принадлежность при помощи слов местоимений мой, твой, его, ее я использую вот такие таблицы, Здесь у нас мальчик очень жадный и имя у него – Саранбай. (Рисунок 8) Когда мы учим местоимения – мой, моя, мое мы помогаем ему решить эту задачу и сказать, что все предметы мои. Как он должен сказать про каждый предмет (твой, твоя, твое, его, ее).

 

Эти таблицы, я составляю конкретно на какую-нибудь тему(посуда, школа, одежда, игрушки) или же как повторение, закрепление и слова из разных тем.

А другой наш друг – Тел  Әфәнде. Он приносит различные ребусы и кроссворды.

а) Кроссворды по определенной теме (Фрукты).

б) Кроссворды, где слова на одну и ту же букву начинаются, но из разных тем.

в) Кроссворды, где картинок не достает и дети сами должны вспомнить слова. (Рисунок 9,10)

А уже в третьих классах эти занимательные упражнения усложняю такими таблицами и чайнвордами. Например, дети должны вставить нужную букву, они вспоминают слово и переводят. Или должны найти 10 слов, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Рисунок 11)

Наглядный материал, индивидуальные карточки, таблицы, кроссворды, ребусы используются не только для подачи нового материала, его закрепления, но и для проверки полученных знаний.

Очень важен третий этап. Разнообразные виды занимательных упражнений дают возможность получить обратную информацию. При этом нужно:

а) сократить время на выполнение задания;
б) экономить время при его проверки.

Кроме традиционных, на этапе проверки знаний: контрольных, самостоятельных работ, устного опроса, можно активно использовать перфокарты, тесты, дифференцированные работы.
 (Рисунки 12,13)

Еще В.А.Сухомлинский ратовал на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.