Основные задачи коррекционно-развивающих упражнений:
- Формирование социально-нравственного поведения детей-дошкольников с нарушением речи, развитие потребности преодоления собственных недостатков, веры в успех, осознание необходимости самоконтроля, обеспечивающего успешную адаптацию к условиям обучения в школе.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность, гибкость мышления).
- Индивидуальная коррекция недостатков ребенка и его потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии.
Виды коррекционно-развивающих упражнений
1. Упражнения на развитие и коррекцию высших психических функций:
1.1. – задания с опорой на несколько анализаторов;
1.2. – задания на внимание, память, логику и мышление.
2. Упражнения коррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка:
2.1. – задания – пластические этюды, перевоплощения;
2.2. – игры – комплименты, игры-улыбки;
2.3. – минутки: “шалости”, “здоровья”, минутка “Доброй Феи” и т.п.
2.4. – упражнения и приемы арттерапии.
3. Упражнения на формирование интонационной и выразительной речи:
3.1. – игры, упражнения, этюды на выражение чувств (страдания и печали,
радости, восхищения, удивления);
3.2. – упражнения и приемы арттерапии.
4. Упражнения и приемы на снятие мышечного напряжения:
4.1. – игры, упражнения на релаксацию;
4.2. – массаж, самомассаж;
4.3. – игры, упражнения на тактильные ощущения;
4.4. – игры, упражнения арттерапии (изотерапии и др.)
5. Упражнения на коррекцию плавности речи у детей с заиканием:
5.1. логопедические упражнения;
5.2. упражнения для домашних логопедических занятий в специальном альбоме;
5.3. – специальные упражнения, приемы изотерапии, рисование двумя руками;
5.2. – упражнения и приемы музыкотерапии; приемы вакалотерапии;
5.3. упражнения и приемы сказкотерапии;
5.4. упражнения с водой и в воде
6. Логоритмика и использование элементов ритмики:
6.1. – упражнения на развитие темпа деятельности;
6.2. – игры, упражнения на развитие ритма.
Снятие мышечного напряжения у детей-дошкольников с нарушением речи на занятиях изодеятельности через специальные приемы изотерапии, игры, упражнения.
Одно из направлений интеграции деятельности специалистов ДОУ – коррекционная и развивающая работа по снятию мышечного напряжения, укреплению мышц, и совершенствованию функций кистей рук.
У детей-дошкольников с нарушением речи на занятиях изодеятельности эта работа проходит через специальные приемы изотерапии, игры, упражнения:
1. приемы и игры на релаксацию:
рисование под тихую музыку и пение птиц,
рисование под потрескивание горящего камина,
игры – перевоплощения, физминутки с активным отдыхом;
2. игровой массаж, игровой самомассаж:
игры на поглаживание, растирание, разминание, постукивание, пощипывание, покалывание;
3. игры и упражнения на тактильные ощущения:
с комочком из бумаги, теста, пластилина, глины и т.п.
с колючими мячами, щетками, палочками и т.п.
с теплыми речными гальками или другими камнями,
рисунки на спине ребенка, на ладошке пальчиком и т.п.
4. другие игры, упражнения и приемы изотерапии на снятие мышечного напряжения:
рисование пальчиками – пальчиковая графика,
рисование ладошками, ступнями,
раскрашивание частей тела жидкой глиной,
рисование комочками мятой бумаги, полиэтилена и т.п.
выполнение папье-маше,
наклеивание липких ценников на пальчики – игра (“мамин маникюр”),
украшение рисунков липкими блестками, поетками,
выполнение коллажей из различных мелких материалов.
Как известно, такие упражнения и приемы – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц, а также на эластичность суставов и связок. Например, самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Игры и упражнения на тактильные ощущения – уникальная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, развиваются межполушарные взаимодействия и работа полушарий.
Это является важным аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими органическое поражение коры головного мозга.
Приемы и упражнения изотерапии распределяют нагрузку на мозг во время занятий от переутомлений, повышают общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации. Такие упражнения и приемы являются эффективным средством совершенствования психических функций: внимания, памяти (словесно-логической, моторной, тактильной, эмоциональной, рефлекторной), зрительно-моторной координации, а также развитие речевой и творческой сфер.
В детском саду такие игры и упражнения можно проводить в начале занятия или как динамическую паузу.
Календарно-тематическое планирование игр и упражнений.
ОСЕНЬ. Сентябрь.
Занятие № 1. Диагностика.
Занятие № 2. Диагностика.
Занятие № 3. Осень. Урожай на грядках и в саду (овощи, фрукты).
Игра – театрализация: “Как на нашей грядке выросли загадки”.
Игра предположение: если не есть овощи и фрукты – что может случиться?
Минутка здоровья: “Лягушкины потягушки”
Занятие № 4. Палитра осени, осеннего леса.
Упр. “Дыхание осени” на воздушную струю (“покатать” струей воздуха осенние
листочки, семена – пушинки и т. п.)
Упр. по живописи “Светофор”, “Радуга”
ОСЕНЬ. Октябрь.
Занятие № 5. Ягоды, грибы.
Игра по карточкам:1. Съедобный грибок положи в кузовок. 2.Подбери цвета для
гриба Подосиновика.
Игра – этюд: Сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.
Упр. Рисование двумя руками: Семья грибов
Занятие № 6. Профессии. Труд на селе, орудия труда.
Игра Доскажи словечко(На тракторе работает…) Игра: Кому что нужно?
Игра: Установи и запомни порядок слов: (весной, летом, осенью; сеют, зреет,
убирают)
Занятие № 7. Непогода. Дождь, ветер. Жилище человека, сельский дом.
Упр.на эмоциональный настрой: А.Н.Некрасов. “Не сжатая полоса”.
Игра – медитация: На улице непогода, а в сельском доме топят печь,…
Игра: “Подходит не подходит” – что раскрасим в серые цвета.
Занятие № 8. Домашние животные.
Игра – загадка: Отгадай, кто это?
Игра – ситуация: кто в этой сказке лишний?
По карточкам: опиши настроение кошки.
Минутка шалости – поиграйте и пошалите, как котята.
ОСЕНЬ. НОЯБРЬ.
Занятие № 9. Дикие животные.
Игра – загадка: Отгадай, кто спрятался на поляне за кустом? (по описанию, по
цвету, по загадке)
Игра: “Составь рисунок” животного из геометрических фигур.
Занятие № 10. Поздняя осень. Перелетные и зимующие птицы.
Игра – загадка: Чего не стало в ноябре?
Упр. – этюд “раненая птица”.
Игра предположение: что будет с птицами морозной зимой, если им не помочь?
Занятие № 11. Кузбасс наш город– столица Кузбасса. Географическая карта. Города, реки, горы.
Игра: Доскажи словечко
Игра – комплимент: столице и горожанам.
Упр. по фотокарточкам: Узнай и назови.
Занятие № 12. Из истории Кузбасса и г. Кемерово.
Игровое задание: определить по карточкам – Современный Кузбасс;
Из истории Кузбасса; г. Кемерово.
Игра – театрализация: Шаманский бубен.
ЗИМА. ДЕКАБРЬ.
Занятие № 13. Зима. Хозяйка зима.
Упр.– Чем украсим Зимушку?
Игра “Холодно-жарко”.
Упр. согревающего самомассажа рук.
Занятие № 14. Зимние забавы детей. Игрушки.
Упр. – рисуем на спине у “друг друга” буквы пальчиком и отгадываем.
Упр. Чего не стало, что лишнее, на что похоже.
Занятие № 15. Снеговик. Снегурочка. Дед Мороз.
Упр.– аппликация: Из каких веселых “штук” сделан наш красивый друг –
“снеговик” по принципу: как лепим, так и рисуем.
Упр. на формирование математических представлений по русской народной сказке:
“Три медведя”.
Упр. на выразительность речи и заучивание стихов.: “Дед мороз вчера влюбился,
снежной бабе объяснился, а она его метлой прогоняет с глаз долой”
Занятие № 16. Новогодний праздник, открытки, маски, костюмы.
Игра драматизация с самодельными масками и костюмами: “Мы встречаем Новый год”
ЗИМА. ЯНВАРЬ.
Занятие № 17. Рождество. Волшебные сказки.
Упр.на тактильные ощущения: “Кого погладил ангел своим перышком”
Упр. на воздушную струю с перышком ангела.
Познавательная игра: “Волшебные сказки рождества” (подарки послушания, атрибуты
рождества: рождественская звезда, колокольчик, труба у ангела).
Занятие № 18. Таежные истории, снежные сказки.
Минутка шалости “Поиграем в снежки” и самомассажа рук: “слепим” (из белого
листа бумаги, салфетки) снежные комочки.
Игра: “Подходит не подходит” – что раскрасим в “холодные” цвета.
Занятие № 19. Сибирские холода. Птицы, животные в зимнем лесу и в городе.
Игра– ситуация: горе – полянка: убери лишнее.
Познавательная игра: Кто где живет.
Минутка здоровья: танец “Снежинки”
Занятие № 20. Поэзия зимнего пейзажа. А.С. Пушкин.
Упр.на эмоциональный настрой
Упр. на выразительность речи и заучивание стих.: “Пейзаж”.
ЗИМА. ФЕВРАЛЬ.
Занятие № 21. Мужские темы. Транспорт.
Упр.на магнитном графическом планшете
Упр. на несколько анализаторов: “Звездочка”
Упр. на тактильные ощущения
Упр. на подносе с крупой.
Занятие № 22. Защитники Отечества. Георгий Победоносец.
Упр. двумя руками на вертикальном мольберте: “Мы рисуем буквы и поем звуки”.
То же упр. двумя руками на столе в альбоме.
Игра “Подбери слово, подбери цвет
Занятие № 23. Мужские профессии. Инструменты. С. Я. Маршак.
Упр. “Добавь словечко”
Игра “Инструменты” – “Для чег это нужно, чем можно заменить?”
Упр. самомассаж рук с теплыми камушками.
Занятие № 24. Аквариумные рыбы. Профессии, хобби.
Упр. с опорой на социум ребенка: рисование семьи рыб (мама, папа, их малыш).
Игра – беседа: папины хобби, мамины любимые занятия, увлечения детей.
ВЕСНА. МАРТ.
Занятие № 25. Весна. Весеннее настроение, солнце, капель.
Игровое упр. на напряжение и расслабление мышц лица: Солнышко-тучки;
солнушкины веснушки.
Упр. на подносе с крупой и на магнитном графическом планшете.
Занятие № 26. Мамин праздник.
Упр. на эмоциональную сферу: “Комплимент для мамы”
Игра-беседа: “Зачем девчонок поздравлять?”. Игра – ситуация: “Может ли быть
“теплым” цветок – подарок, написанный “холодными” красками?”.
Занятие № 27. Мебель. Посуда.
Упр.: “Что умеют наши ручки, пальчики, Что умеют наши ножки, голова”.
Игровое задание: “Каждой картинке свое место”.
Игра “Магазин игрушек” – один ребенок игрушка, другой продавец.
Занятие № 28. Женские профессии. Женские штучки.
Упр. на развитие внимания, памяти, чувства ритма. Рисуем бусики для мамы под
диктовку: 1. “Хрюша, Степашка, кар, кар, кар” (хлопаем в ладоши).
2. “Пяточка, носочек, топ, топ. топ” (танцуем “Ковырялочку”).
ВЕСНА. АПРЕЛЬ.
Занятие № 29. Наука и космос. Первооткрыватели– пионеры.
Игра – предположение: “Если мы полетим в космос, что мы там увидим”?
Игра – ситуация: корабль – дом.
Игра: “Подходит – не подходит : как раскрасим Космос?
Занятие № 30. Путешествия. Животные жарких стран.
Игра – перевоплощение: Мы перелетные птицы, путешествуем по разным странам,
чтобы не устать летим за морским парусным кораблем и отдыхаем на его мачтах и
реях.
Упр. самомассажа “Носики для эскимосиков” (повышающие умственную деятельность)
Занятие № 31. Культурные традиции, обычаи. Пасха.
Игра – беседа: Традиции и обычаи. Праздник Светлого Христова Воскресения. –
Пасха.
Русский обычай на Вербное воскресение для малых детушек и скотинки на подворье.
Русская игра – забава “Разбей яичко”
Занятие № 32. Весенний разлив воды, кораблики, ручеек. А. Барто.
Игра предположение: если не дать воде “дорогу”, что может случиться? (с
водой, с берегами, с корабликом).
Упр. на выразительность речи и заучивание стихов: А.Барто “Кораблик”.
ВЕСНА. МАЙ.
Занятие № 33. Наша Россия-Родина. Москва – столица. Праздничный салют.
Игра – беседа: Наша Родина – Россия. Москва – столица.
Игра – комплимент столице.
Упр. праздничный салют.
Занятие № 34. Весенние первоцветы. Деревья и цветы.
Упр. двумя руками на вертикальном мольберте:
Упр.на магнитном графическом планшете
Упр.на тактильные ощущения: рисуем на ладошке, спине.
Упр. на разные анализаторы: “Как растут деревья и цветы”
Занятие № 35. Насекомые.
Упр.на тактильные ощущения и самомассаж: “Насекомые”.
Упр. на подносе с крупой манкой
Упр. сделай насекомое методом “разрывной аппликации”из бумаги.
Занятие № 36. Школа. Школьные принадлежности.
Упр.: “Что умеют наши ручки, пальчики, Что умеют наши ножки, голова”.
Упр. по технологии активного обучения: рисуем диктант.
Сводные таблицы тем и упражнений
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
1. Обследование, диагностика | 5.Ягоды, грибы | 9. Дикие животные |
2. Обследование, диагностика | 6. профессии. Труд на селе, орудия труда | 10. Поздняя осень. Перелетные и зимующие птицы |
3. Осень. Урожай на грядках и в саду (овощи, фрукты) | 7. Непогода. Дождь, ветер. Жилище человека, сельский дом | 11. Кузбасс наш город– столица Кузбасса. Географическая карта. Города, реки, горы. |
4. Палитра осени, осеннего леса | 8. Домашние животные | 12. из истории Кузбасса и г. Кемерово |
Декабрь | Январь | Февраль |
13. Зима. Хозяйка зима | 17. Рождество. Волшебные сказки | 21. Мужские темы. Транспорт |
14. Зимние забавы д6тей. Игрушки | 18. Таежные истории, снежные сказки | 22. Защитники Отечества. Георгий Победоносец |
15. Снеговик. Снегурочка. Дед Мороз | 19. Сибирские холода. Птицы, животные в зимнем лесу и в городе | 23. Мужские профессии. Инструменты. С. Я. Маршак |
16. Новогодний праздник, открытки, маски, костюмы | 20. Поэзия зимнего пейзажа. А.С. Пушкин | 24. Аквариумные рыбы. Профессии, хобби |
Март | Апрель | Май |
25. Весна. Весеннее настроение, солнце, капель | 29. Наука и космос. Первооткрыватели– пионеры | 33. Наша Россия-Родина. Москва – столица. Праздничный салют |
26. Мамин праздник | 30. Путешествия. Животные жарких стран | 34. Весенние первоцветы. Деревья и цветы |
27. Мебель. Посуда | 31. Культурные традиции, обычаи. Пасха | 35. Насекомые |
28. Женские профессии. Женские штучки | 32. Весенний разлив воды, кораблики, ручеек. А. Барто | 36. Школа. Школьные принадлежности |
Осень |
||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
Обследование. Диагностика детей Определение ведущей руки. Ориентировка в пространстве. |
Игра по карточкам: Съедобный грибок положи в кузовок.
Подбери цвета. Игра – этюд: Сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. Упр. Рисование двумя руками: Семья грибов. |
Игра – загадка: Отгадай, кто спрятался на поляне за
кустом? (по описанию, по цвету, по загадке) Игра: “Составь” рисунок животного из геометрических фигур. |
Обследование. Диагностика детей Произвольность деятельности. Эмоциональная стабильность. |
Игра Доскажи словечко(На тракторе работает..) Игра:
Кому что нужно? Игра: Установи и запомни порядок слов: (весной, сеют, летом, зреет, осенью, убирают) |
Игра – загадка: Чего не стало в ноябре? Упр. – этюд “раненая птица”. Игра предположение: что будет с птицами морозной зимой, если им не помочь? |
1.Игра – театрализация: “Как на нашей грядке выросли
загадки”. 2.Игра предположение: если не есть овощи и фрукты что может случиться 3.“Лягушкины потягушки” – минутка здоровья. |
Упр.на эмоц. настрой :А.Н.Некрасов. “Не сжатая полоса”. Игра – медитац.: На улице непогода, а в сельском доме топят печь,… Игра: подходит не подходит – что раскрасим в серые цвета. |
Игра: доскажи словечко Игра – комплимент: столице и горожанам. Упр. по фотокарточкам: Узнай и назови. |
1. Упр. “Дыхание осени” на воздушную струю (покатать
осенние листочки, семена – пушинки и т. п.) 2. упр. “Светофор”, “Радуга” |
Игра – загадка: Отгадай, кто это? Игра – ситуация: кто в этой сказке лишний? По карточкам: опиши настроение кошки. Минутка шалости – поиграйте как котята. |
Игровое задание: определить по карточкам – Современный
Кузбасс, Из истории Кузбасса, г. Кемерово. Игра – театрализация: Шаманский бубен. |
Зима |
||
Декабрь | Январь | Февраль |
Упр.– Чем украсим Зимушку? Игра “Холодно-жарко”. Упр. согревающего самомассажа рук. |
Упр.на тактильные ощущения: “Кого погладил ангел своим
перышком” Упр. на воздушную струю Познават. игра: “Волшебные сказки рождества”. |
Упр.на магнитном графическом планшете Упр. на несколько анализаторов: “Звездочка” Упр. на тактильные ощущения Упр. на подносе с крупой. |
Упр. – рисуем на спине буквы и отгадыв. Упр. Чего не стало, что лишнее, на что похоже. |
Минутка шалости и самомассажа рук: “слепим” (из листа
бумаги) снежные комочки. Игра: подходит не подходит – что раскрасим в “холодные” цвета. |
Упр. двумя руками на верт. мольберте: “Мы рисуем буквы
и поем звуки”. То же упр. двумя руками на столе в альбоме. Игра “Подбери слово, подбери цвет. |
Упр.– аппликация: Из каких веселых штук сделан наш
красивый друг – “снеговик”. Упр. на выразительность речи и заучивание стихов.: “Дед мороз вчера влюбился…” |
Игра– ситуация: горе – полянка: убери лишнее. Познават. игра: Кто где живет. Минутка здоровья: танец “Снежинки” |
Упр. “Добавь словечко” Игра “Инструменты” – “Для чег это нужно, чем можно заменить?” Упр. самомассаж рук с теплыми камушками. |
Игра драматизация с самодельными масками и костюмами: “Мы встречаем Новый год” | Упр.на эмоц. Настрой Упр. на выразительность речи и заучивание стих.: “Пейзаж”. |
Упр. с опорой на социум ребенка: рисование семьи рыб (мама, папа, их малыш). Игра – беседа: папины хобби, мамины любимые занятия, увлечения детей. |
Весна |
||
Март | Апрель | Май |
Игровое упр. на напряжение и расслабление мышц лица:
Солнышко-тучки; солнушкины веснушки. Упр. на подносе с крупой и на магнитном графическом планшете. |
Игра– предположение: “Если мы полетим в космос, что мы
там увидим”? Игра – ситуация: корабль – дом. Игра: “Подходит – не подходит : как раскрасим Космос? |
Игра – беседа: Наша Родина – Россия. Москва – столица. Игра – комплимент столице. Упр. праздничный салют. |
Упр. на эмоц. сферу: “Комплимент для мамы” Игра-беседа: “Зачем девчонок поздравлять?”. Игра – ситуация: “Может ли быть “теплым” цветок – подарок, написанный “холодными” красками?”. |
Игра – перевоплощение: Мы перелетные птицы,
путешествуем по разным странам, чтобы не устать летим за морским
парусным кораблем и отдыхаем на его мачтах и реях.
Упр. самомассажа для эскимосов (повышающие умств. деятельность) “Носики” |
Упр. двумя руками на верт. мольберте: Упр.на магнитном графическом планшете Упр.на тактильные ощущения: рисуем на ладошке, спине. Упр. на разные анализаторы: “Как растут деревья и цветы” |
Упр.: “Что умеют наши ручки, пальчики, Что умеют наши
ножки, голова”. Игровое задание: “Каждой картинке свое место”. Игра “Магазин игрушек” – один ребенок игрушка, другой продавец. |
Игра – беседа: Традиции и обычаи. Праздник Светлого
Христова Воскресения. – Пасха. Русский обычай на Вербное воскресение для малых детушек и скотинки на подворье. Русская игра – забава “Разбей яичко” |
Упр.на тактильные ощущения и самомассаж: “Насекомые”. Упр. на подносе с крупой манкой Упр. сделай насекомое методом “разрывной аппликации”из бумаги. |
Упр. на развитие внимания, памяти, чувства ритма.
Рисуем бусики для мамы под диктовку: 1. “Хрюша, Степашка, кар, кар, кар”
(хлопаем в ладоши). 2. “Пяточка, носочек, топ, топ. топ” (танцуем “Ковырялочку”). |
Игра предположение: если не дать воде “дорогу”, что
может случиться? (с водой, с берегами, с корабликом). Упр. на выразительность речи и заучивание стихов: А.Барто “Кораблик”. |
Упр.: “Что умеют наши ручки, пальчики, Что умеют наши
ножки, голова”. Упр. по технологии активного обучения: рисуем диктант. |
Специальные приемы по технике рисования в коррекционной работе с заикающимися детьми (для восстановления равновесия левого и правого полушарий головного мозга).
Дети с заиканием очень часто имеют хорошие способности к рисованию, чего не скажешь о стойком интересе к рисованию или другим занятиям, что соответствует психофизическому развитию ребенка с данным диагнозом.
Поэтому для таких детей необходимы индивидуальные занятия, дополнительная мотивация и специальные упражнения для восстановления равновесия левого и правого полушарий головного мозга.
Приемы и упражнения:
1-ый прием: “Рука в руке”. В руку ребенка даем карандаш с мягким грифелем и берем руку ребенка в свою руку.
2-ой прием: “Руки в руках”. В руки ребенка даем 2 карандаша с мягким грифелем и берем руки ребенка в свои руки.
3-ий прием: “Заводим” руки ребенка и постепенно выпускаем из своих”.
4-ый прием: “Побуждаем ребенка действовать самостоятельно”.
Упражнение № 1: Преподаватель и ребенок “Рука в руке” рисуют круговые движения в одну сторону.
Упражнение № 2: Преподаватель и ребенок “Рука в руке” рисуют круговые движения в другую сторону.
Упражнение № 3: Преподаватель и ребенок “Рука в руке” рисуют треугольник в одну сторону, в другую сторону.
Упражнение № 4: Преподаватель и ребенок “Рука в руке” рисуют квадрат в одну сторону, в другую сторону.
Упражнение № 5: Преподаватель и ребенок “Рука в руке” рисуют букву А в одну сторону и в другую.
Упражнение № 6: Преподаватель и ребенок “Руки в руках” (двумя руками сразу) рисуют круговые движения в одну сторону.
Упражнение № 7: Преподаватель и ребенок “Руки в руках” рисуют круговые движения в разные стороны.
Упражнение № 8: Преподаватель и ребенок “Руки в руках” рисуют треугольники в одну сторону.
Упражнение № 9: Преподаватель и ребенок “Руки в руках” рисуют треугольники в разные стороны.
Упражнение № 10: Преподаватель и ребенок “Руки в руках” рисуют букву А в одну сторону и в разные.
Упражнение № 11: Преподаватель и ребенок “Руки в руках” рисуют бабочку (зеркальное изображение крыльев):
Упражнение № 12–№ 17: то же самое самостоятельно.
Проявление тревожности у детей с речевыми нарушениями на занятиях по изодеятельности.
В рисунке отображается все то, что дошкольник видит и знает об окружающем мире, что его интересует, волнует и тревожит. Психологи считают, что детский рисунок – это “графическая речь”, своего рода рассказ, выполненный в образной форме. Действительно, детский рисунок служит источником очень важной информации для специалистов, воспитателей и родителей. Внимательно вглядевшись в него, можно увидеть, что творится в душе у малыша. Ведь далеко не всегда ребенок способен объяснить и описать то, что его волнует и тревожит.
По рисунку можно судить об интересах ребенка, уровне его психического развития, уровне его успешности и уверенности в первых жизненных позициях, о благополучии его семьи. Правильно оценить и понять детский рисунок поможет знание того, как развивается изобразительная деятельность дошкольника, и какие умения должны быть сформированы на каждом возрастном этапе.
В нашем детском саду анализ детского рисунка – дело не только психолога и специалиста по изодеятельности. По циклограмме рабочего времени предусмотрены совместная работа всех специалистов детского сада (по средам) и время взаимных консультаций (по другим дням недели), что позволяет совместным опытом, квалифицированно “расшифровать” рисунок и правильно поставить диагноз. Хорошо зная принципы анализа рисунка, внимательные специалисты, в рисунке ребенка с проявлениями тревожности, вовремя смогут заметить нечто необычное, способное насторожить и послужить поводом для беспокойства самих специалистов и родителей.
Как определить проявление тревожности у детей с речевыми нарушениями?
1. Посмотрите, какие чувства у вас вызывает рисунок ребенка. Тревогу, беспокойство, радость и светлые эмоции?
Это поможет вам понять состояние ребенка. Бывает и так, что малыш совсем отказывается рисовать, либо начинает что-то изображать, зачеркивает, приступает к другому листу бумаги и опять оставляет это занятие. Предложите ему порисовать позже. Если ситуация повторяется – это серьезный повод для беспокойства.
2. Задайте вопросы по рисунку ребенка: кого он нарисовал, что делают персонажи рисунка, где они находятся, какое у них настроение и почему?
Это поможет вам понять не только замысел рисунка, но и причинно-следственное отношение.
Например, случай резкого проявления тревожности у ребенка из-за неблагополучных отношений в семье проявился в рисунке на тему семьи у ребенка 6 лет: он нарисовал свою маму с большим животом лежащей на полу, вокруг стояло много разных людей. На вопрос: “Что это”? Он ответил: – “Это мама три дня назад умерла, уже похоронили…”
Оказалось, что мама жива. Мама ждала второго ребенка и в “громких” разговорах с мужем постоянно опасалась за свою жизнь и жизнь ее детей в случае неудачных родов. Дети часто “выплескивают” свои страхи в своих рисунках. Рисуют монстров с красными глазами, кровавыми зубами и т.п. Рисование страхов для ребенка имеет естественный терапевтический эффект.
3. Особое внимание необходимо обратить на то, как ребенок рисует себя.
Психологи считают, что если размер фигуры очень маленький, с края листа, не прорисованы некоторые детали (руки, рот), возможно, его самооценка занижена и он испытывает проблемы в общении. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у самого автора рисунка свидетельствуют о желании крохи обратить на себя внимание.
4. О чем расскажут цвет и линии.
Чем богаче цветовое оформление рисунка, чем больше ребенок использует цветов, тем разнообразнее и ярче его эмоции. Если доминируют серые, черные, коричневые тона, ребенок находится в состоянии подавленности, неуверенности в себе, его что-то тревожит. Те, кого малыш любит, изображаются ярко, многоцветно.
Слабые, прерывистые линии могут свидетельствовать о неуверенности ребенка, быстрой утомляемости и истощаемости. Сильный нажим, обилие заштрихованных деталей, а также исправления и стирания свидетельствуют о тревожности, скованности ребенка.
Язык детского рисунка может поведать взрослым о многом, но не надо спешить делать быстрые выводы и “вешать ярлыки”. Правильным решением будет, если вы поможете ребенку разобраться в ситуации, найти источник его тревожности и затем квалифицированно помочь преодолеть его страхи.
“Палитра настроения”
Упражнение на занятиях эстетической направленности для детей старшего возраста в ДОУ.
Цели и задачи: Активизация умственной деятельности ребенка-дошкольника средствами взаимодействия познавательных психических процессов: ощущения и восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.
Автор: Кочеткова Светлана Юрьевна – преподаватель изодеятельности МДОУ№203
Для создания положительного эмоционального настроя и активизации мыслительной деятельности детей старшей (или подготовительной к школе) группы в начале занятия педагог предлагает упражнение:
1. Выбрать цвет соответственно своему настроению.
2. Запомнить название называемых цветов.
3. Повторить название цвета.
4. Выполнить задание по технике обрывной аппликации (разорвать поперек лист бумаги на две половинки, на четыре половинки специальным приемом).
5. “Поделиться” своим настроением с другими ребятами еще раз называя названия настроений.
“Палитра настроений” – название цвета:
Св. зеленый яркий – “ранняя весна”.
Зелено-желтый – “зеленое яблоко”.
Желтый – “Радостное солнце”.
Сиреневый – “сиреневый туман”.
Оранжевый – “спелый апельсин”.
Св. розовый – “нежная мама”.
Голубой – “ясное небо”.
Сине-фиолетовый – “кислая слива”.
Синий – “синее море”
Красный – “русский танец”.
Св. коричневый – “теплый песок”.
Серый – “печальный дождь”.
6. Описать цвета, используемые в живописном полотне (любого интересного по цвету автора) “новыми” названиями цвета. (1– педагогом, 2-ребенком)
7. Домашнее задание. “Поиграть” с родителями в ту же игру.