Обобщающий урок по теме "Синтаксис словосочетания и простого предложения в 5-м классе" (1-й урок)

Разделы: Русский язык


Образовательная цель: Закрепление основных сведений по данной теме и отработка умений разбирать с/с, простое предложение, ставить знаки препинания в простом предложении.

Воспитательная цель: Воспитание интереса к предмету через познавательную деятельность.

Развивающая цель:

  • развитие специальных умений и навыков;
  • развитие сознательности, ответственности, внимания.

Ход урока

Повторение сведений о с/с. Вопросы учащимся:

– Что такое с/с?
– Что такое грамматическая связь в с/с?
– Почему ГО (грамматическая основа) не является с/с?

1. Задание классу: запишем сочетания слов и определим, какие из них являются с/с:

– по лесной тропинке,
– около дома (не является с/с, т.к. это существительное с предлогом),
– побежал к реке,
– искрится звезда (не является с/с, т.к. это ГО предложения),
– по дороге (не является с/с, т.к. это существительное с предлогом),
– летел и крутился (не является с/с, т.к. это однородные сказуемые),
– резкого ветра,
– разбросал листья.

3. Проверяем задание. Задаем дополнительные вопросы.

4. Что же такое предложение?

5. Запишем на доске предложение для синтаксического разбора (вызывается один ученик):

Прилетели(сказуемое, глагол) птицы(подлежащее, сущ.) и(союз) наполнили(сказуемое, глагол) лес(дополнение, сущ.) чудным(определение, прил.) пением(дополнение, сущ.). (Повествовательно, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми). Составляем схему.

Вопрос к классу:

– Какого члена предложения не было в предложении? – Обстоятельства.
– Что это такое?
– Записанное предложение – распространенное, а какие предложения называются нераспространенными?

6. Выборочный диктант. Задание: выписать ГО. Один ученик работает у доски.

  1. Поздняя осень – замечательная пора! (Осень – пора: сущ. + сущ.)
  2. Мы бросаем птицам хлебные крошки. (Мы бросаем: мест. + гл.)
  3. Небо чистое. (Небо чистое: сущ. + прил.)
  4. Свети нам, солнышко! (Свети: глагол.)
  5. Из-за тучи появилось солнышко. (Появилось солнышко: гл. + сущ.)

Проверяем и подводим итоги.

– Что такое подлежащее (значение, вопросы, чем выражено)
– Что такое сказуемое (значение, вопросы, чем выражено)

7. Творческая работа.

Составление предложений по данным схемам на тему “Поздняя осень”.

  1. [ подлежащее и три однородных сказуемых].
  2. [ три однородных определения, связанных интонацией, подлежащее, сказуемое].
  3. [ подлежащее(сущ.) – сказуемое(сущ.) ].
  4. [ , О] !
  5. [ ], и [ ].
  6. [ ], (если ).

Учащиеся читают составленные предложения.

Посмотрим еще раз на последние схемы. Это сложные предложения. Чем они отличаются от простых? – ответ ученика.

Цель нашего следующего урока – повторить сведения о сложном предложении и закрепить навыки отличия простых предложений от сложных.

Домашнее задание:

  1. написать сочинение-миниатюру на тему: “В музее”, используя схемы из упражнения 242 (6–7 предложений);
  2. повторить сведения о сложном предложении.