Сценарий лингвистического вечера, посвященного Дню славянской письменности и культуры

Разделы: Внеклассная работа


Оформление зала: выставка творческих работ учащихся, буквы-заставки кириллицы, старинные предметы славянского быта, выставка древнерусских книг.

На сцену выходит летописец

I действие

Звучит музыка М.П. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».

На фоне танцевальной композиции - русский хоровод - ведущий читает отрывок из очерка А. Толстого «Земля Оттич и Дедич».

Ведущий: …Родина – это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и неразрушимость своего места на земле…

Земля «оттич и дедич» - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной рубахе, соленой на лопатках, смышлен и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. На бугре над рекою он огородил тыном свое жилище и поглядел по пути солнца в даль веков.

Много смог увидеть пращур, из-под ладони глядя по солнцу… «Ничего, мы сдюжим», - сказал он и начал жить. Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткому, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал все вещи своими именами и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной.

Три первоклассницы и три первоклассники приветствуют гостей

1 ведущий:

- Здравствуйте, дорогие гости! Открываем Праздник славянской письменности и культуры.

2 ведущий:

- Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры.

3 ведущий:

- В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита, великих просветителей Кирилла и Мефодия.

4 ведущий:

- По русскому обычаю в знак духовной пищи примите наш хлеб-соль, ведь зерно умирает, чтобы вновь возродиться.

Гостям вручают хлеб-соль.

Выходят чтецы.

1 чтец:

Хвала вам, апостолы веры Христовой!

2 чтец:

Хвала вам, Мефодий и славный Кирилл,

1 чтец:

Приход ваш к славянам – Руси путь новый
К познанию истинной веры открыл…

2 чтец:

С тех пор дорогие народу преданья,
И песни о быте его и страданьях,
И повести славных деяний людских
Мы свято храним на страницах живых,
Восхвалим же, братья, Апостолов веры!

1 чтец:

В великом семействе славянском своём
Слова их святые, святые примеры,
Как высшее благо навек соблюдём!
И им всей душою, не как лицемеры,
Достойно хвалебную песнь воспоём!

Исполняется «Русская задоринка» (народные мотивы).

II действие

Выходят чтецы в народных костюмах. В руках венки и свитки древних книг.

1 чтец:

Я видел торжество во славу Языка
И лики мудрецов над волнами народа.
И букву «Аз» несла могучая река.
И в сердце у меня рождалась эта ода.
И ленты улиц, и арены площадей –
Всё радостно текло, плескалось и сияло!
Весёлые глаза танцующих людей
Рассыпали вокруг дыханье карнавала.

Высокий лад царил в движеньях и речах,
Вздымая древних лиц вершины снеговые.
Я много празднеств знал и вынес на плечах,
Но праздник Слова был передо мной впервые!

2 чтец:

Был строен Алфавит. И буквиц череда
Парила над землёй, как брошенные зёрна.
И я благословил безумие труда
За рукотворный ключ к стезе нерукотворной.

А люди шли и шли. А праздник плыл и плыл.
И солнце поперёк лежало полосами.
Вновь разума корабль Мефодий и Кирилл
Творили, и вели, и были парусами.

3 чтец:

Но если вдруг народ язык свой обронит,
Рассыплет впопыхах средь торга мирового!
Тогда напрасно всё! Ни воля, ни гранит
Не смогут сохранить то, чем владело слово.

И яркая звезда прочертит след прямой!
Но тотчас же и след затянется во мраке.
И тайно со страниц Истории самой
Уйдут в небытие сияющие знаки.

И всё, чем жил народ, навек укроет тьма,
Чтоб мир судил о нём по домыслам и сплетням…
Гордись, страна! Ни плена, ни ярма
Не ведал твой язык в пути тысячелетнем.

Композиция: на сцену выходят дети со свечами, становятся полукругом за ведущими, один ребенок выходит вперед с древней книгой.

1 чтец:

И факел истовый славянского письма
Подвалами времён твои сыны сквозь иго
Несли уверенно… И вновь весна!
И древняя зашелестела книга.

Мальчик открывает древнюю книгу.

Из зала выходит Кирилл.

Кирилл:

Я видел торжество во славу Языка
Впервые на земле.
И мысль была легка.
Вся оплетённая цветами карнавала,
Она невестилась и сердце волновала:
Пока язык храним и в Слове зреет свет –
Мечтам предела нет и самой смерти нет!
Вовеки быть отважному народу!
Я Слову на земле слагаю оду.

Ведущие уходят со сцены. Кирилл остаётся напротив летописца.

1 ведущий:

Сегодня День славянской письменности и культуры празднуется во всех славянских странах. Вспоминают Кирилла и Мефодия – братьев славных, равноапостольных – в Белоруссии, Македонии, Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, Украине, Хорватии, Сербии.

2 ведущий:

Все народы, что пишут кириллицей, что зовутся издревле славянскими, славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.

1 ведущий:

Интересна история этого праздника. Вашему вниманию предлагается презентация «Путешествие в прошлое».

Презентация «Путешествие в прошлое»

2 ведущий:

Впервые в истории нашего школьного праздника – радиомост с украинской школой.

Радиомост. Дети рассказывают о традициях празднования Дня славянской письменности и культуры на Украине, читают стихи на родном языке.

Звучит песня «Мы вместе»

Продолжение статьи (Из-за большого размера, статья выложена не полностью)