Интегрированный урок географии и химии в 6-м классе по теме "Атмосферные осадки"

Разделы: Химия, География


Цель урока: применение знаний различных наук в сходных и несходных ситуациях

Задачи урока:

  • Образовательные: получение новых знаний о различных видах осадков и свойствах воды;
  • Воспитательные: воспитание положительной мотивации учения; правильной самооценки; умение работать в группах; воспитание чувства ответственности и чувства прекрасного;
  • Развивающие: развитие критического и логического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии; обеспечение системности учения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование с колонками, авторская презентация (Приложение 1), лабораторное оборудование, раздаточный материал.

Оформление обычной доски: список персоналий, данные о размерах снежинок, вариант выполнения работы в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

Итак, тема нашего урока – АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ. Слайд 2

А почему урок не только географии, но и химии? Почему вопрос атмосферных осадков изучает так же эта наука? Чтобы ответить на это вопрос, давайте вспомним, чем занимается наука химия.

изучает вещества, химические явления…

А какое вещество в основе атмосферных осадков?

вода…

Что мы знаем о воде? Слайд 3

Работа на доске.

Примерные ответы детей: встречается в природе в 3 агрегатных состояниях, покрывает ¾ земного шара, имеет значение в создании и поддержании жизни на Земле, содержится в живых организмах, участвует в формировании погоды, является растворителем, …

III. Изучение нового материала. Классификация атмосферных осадков

Работа в парах: используя материал, предоставленный на карточках (Приложение  2), попробуйте составить классификацию атмосферных осадков по разным признакам. Слайд 4

А теперь, используя уже полученные данные, попробуйте сформулировать определение атмосферных осадков.

Атмосферные осадки — вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая из облаков или осаждающаяся из воздуха на земную поверхность и различные предметы. Являются одним из главных звеньев круговорота воды в природе… Слайд 5

А поскольку у нас за окном пока еще зима, то мы можем конкретизировать тему нашего урока с использованием того материала, который мы уже вспомнили - ТВЕРДЫЕ АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ.

IV. Изучение нового материала. Твердые осадки. Снег

Давайте поговорим о снеге. Что мы с вами знаем о нем? Слайд 6

Работа на доске.

Попробуем ответить на эти и ряд других вопросов.

Почему снежинки имеют 6-гранную форму? Слайд 7

Природа-матушка умна. Она всегда выбирает оптимальные решения.

Дополнительная информация. Первым эту особенность отметил астроном Иоган Кеплер. Но почему же тогда они такие разные? Свет на этот вопрос проливают исследования японца Укихиро Накайя. Так вот любознательный ученый помимо того, что составил первую классификацию снежинок, вырастив искусственный снежный кристалл, он пришел к выводу, что величина и форма снежинок зависят от температуры воздуха и его влагосодержания. Но если в верхних слоях атмосферы при идентичности внешних условий они более-менее похожи (хотя шансы обнаружить две одинаковые снежинки, и снежного человека, - примерно равны), то по пути к земле снежные кристаллы меняются до неузнаваемости. Ветер ломает лучи кристаллов, на их поверхности осаждаются капли воды, некоторые слипаются друг с другом, образуя <ежики>. Часто до земли долетают крупные <снежные хлопья> - несколько сросшихся пластинок. Недаром Укихиро Накайя однажды сказал: <Снег - это послание небес, написанное тайными иероглифами>. Слайд 8

Почему вода расширяется при замерзании? Слайд 9

Опыт со спиртовкой, железным шаром.

Как образуется снег? Читая дома учебный материал, вы познакомились с механизмом образования града. В чем он заключается?

(отвечает ученик) Слайд 10

Дополнительная информация. Вода, превращающаяся в снег, есть форма водяного пара в атмосфере. При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно. При образовании снега эти кристаллики перемещаются воздушными потоками в атмосфере вверх и вниз. Во время таких перемещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или капелек воды. Подобная группа кристаллов становится все больше и больше, вокруг одного такого ядра может собраться несколько сотен таких кристаллов.

Эта группа становится большой, тяжелой и падает на землю. Мы называем ее «снежинкой». Некоторые снежинки достигают трех сантиметров в диаметре. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.

Почему, когда идет снег, становится теплее? Слайд 11

Примеры из жизни. Переход воды в пар.

Работа на доске.

Действительно ли снег белый? Обратимся к искусству и посмотрим на снег глазами художников. Перед вами 4 репродукции. Какими цветами изобразили снег художники? Как много там белого? Слайд 12

Какие эпитеты можно подобрать к слову «снег».

белый, легкий, чистый, …

А действительно ли он чистый? Убедимся в этом.

Инструктаж, выполнение работы. Вывод. Слайд 13

V. Заключительный этап урока. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

Итак, какие выводы можно сделать? Что Вы узнали сегодня на уроке? Попробуем подытожить, представить себя писателями. Послушайте, как описал первый снег поэт Петр Вяземский.

… Сегодня новый вид окрестность приняла,
Как быстрым манием чудесного жезла;
Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подернулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля
И нас приветствует живительной улыбкой.
Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой;
Там, темный изумруд посыпав серебром,
На мрачной сосне он разрисовал узоры.
Рассеялись пары, и засверкали горы,
И солнца шар вспылал на своде голубом.
Волшебницей зимой весь мир преобразован;
Цепями льдистыми покорный пруд окован
И синим зеркалом сравнялся в берегах….

А теперь вы попробуйте выразить полученные знания о снеге в прозе или стихах.

Дома доработайте ваши высказывания, при желании оформите в электронном виде. Слайд 14