Цель: Познакомить учащихся с творчеством художника.
Задачи:
- Рассмотреть иллюстрации живописца, дать анализ произведений живописи
- Воспитывать любовь к искусству своей Родины
- Развивать кругозор, пополнять словарный запас слов применяя образно-выразительную лексику.
Оборудование и материалы:
Иллюстративный ряд:
- Серов В.А. Портрет Коровина К.А. 1891 г.
- Коровин К.А. Рыбы, вино, фрукты. 1916 г.
- Две дамы на террасе. 1911 г.
- Розы и фиалки. 1912 г.
- Париж. Бульвар Капуцинок. 1906 г.
- Зимой. 1894.
Для учащихся: тетради, ручки, список образно-выразительной лексики, употребляемой в искусствоведческих текстах.
Таблица № 1. Как анализировать картину?
Таблица № 2. Подобрать материал к сочинению.
Ход урока
- Организационный момент.
- Объяснение темы урока. Беседа.
- Анализ произведений художника, применяя таблицу № 1 и образно-выразительную лексику.
- Самостоятельная работа детей в тетради с таблицей № 2.
- Подведение итогов, выставление оценок в журнал и дневники учащихся.
- Домашнее задание – написать сочинение.
2. Беседа. Коровин Константин Алексеевич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Саврасова и у В. Поленова в Петербургской академии художеств. В 1880–90-х гг. работал декоратором Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова, в 1903–1910 гг. – художником Большого театра. С 1910 гг. – декоратором и художником – консультантом московских императорских театров. С 1923 г. Коровин работал за границей. Был одним из членов художественного объединения “Мир искусства”, состоял также в Союзе русских художников. Уже в ранний период творчества Коровин выделялся как один из крупнейших художников – реалистов, мастеров пленэра в русской живописи. Пейзажи, портреты, жанровые картины Коровина отличает тонкость и богатство колорита, непосредственность и свежесть ощущения мира. Он вносил черты динамики и в свои монументально-декоративные композиции.
Высоко воспринял художник достижения французского импрессионизма. Стремясь передать изменчивые, мгновенные впечатления, он на рубеже XX века обратился к светлой, как бы мерцающей цветовой гамме, эскизной манере письма.
В 1910-е гг. Коровин отдает предпочтение декоративной живописи, выполняемой густым, насыщенным цветом. Реформатор театральной живописи, художник создал новый тип красочной, зрелищной декорации, эмоционально связанной с настроением и художественным замыслом музыкального спектакля. Среди учеников Коровина, преподававшего в нескольких московских вузах – Герасимов, Иогансон, Машков, Юон. В 1923 году Коровин навсегда покидает родину. Во Франции он проводит 15 лет жизни, работает в театре, пишет натюрморты с рыбами, розами, обращается к ночному Парижу.
Тоска Коровина по родине находит подлинно художественное выражение не в этих картинах, а в его щемящих душу воспоминаниях. В рассказах Коровина возникает удивительная страна – Россия. Она населена особенными людьми, у нее особенная природа, какой не найдешь нигде в мире. Но самое привлекательное в воспоминаниях Коровина– личность рассказчика: человек, необычайно щедро и разносторонне одаренный, импульсивный, добрый, умеющий жить полнокровно и ярко, человек многих страстей, среди которых главная – любовь к России, природе и искусству.
3. Работа детей с таблицей и иллюстрациями.
Таблица № 1.
автор | обратился | К какому-либо изображению… К какой-либо сказке… К какому-либо эпизоду… |
|
живописец | выделил | Какую-либо фигуру… Какой-либо предмет… |
Каким-либо цветом… Композиционно.. |
художник | добивается | Какого-либо настроения… Точности изображения… Ясности композиционного построения… |
Противопоставлением каких-либо цветов… Благодаря какому -либо контрасту… |
4. Самостоятельная работа детей.
Талица № 2.
Передний план | Деревенский сюжет Снег, сани, лошадь |
Описание лошади, саней | Лошадь, запряженная, в сани стоит в воротах дворика,
огороженного плетнем, около избушки, окруженной деревьями Лошадь – центр композиции, темное пятно. |
Описание избушки | Контрастами черного, серого, коричневого лепится изба. |
Задний план | За воротами белеет поле, дома деревни, лиловая полоска дальнего леса. |
снег | Колористическое богатство, тени на снегу… |
Список литературы:
- Л.Л. Страхова. Сочинение по картине. Издательский дом “Литера”. Санкт-Петербург, 2008.
- Энциклопедия “Аванта”