Цель: выявить уровень сформированности у детей фонетико-фонематических процессов, для формирования предпосылок к овладению навыками чтения и письма
Задачи:
1. Совершенствовать знания и умения детей при разгадывании кроссвордов, ребусов
2. Закрепление навыка чтения по первому звуку картинки
3. Развитие зрительно-моторной координации
4. Воспитание познавательных процессов: произвольного внимания, памяти, самоконтроля
Предварительная работа – чтение повести Н. Носова «Незнайка в солнечном городе»
Зал оформлен как детская комната. В центре на стуле сидит ведущая (мама), а рядом с ней – девочка (дочка). Мама читает дочке книгу Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе»:
«Некоторые читатели скажут, что всё это, наверное, выдумки, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни – это одно, а в сказочном городе – совсем другое. В сказочном городе всё бывает».
Мама. Ну вот, Машенька. На сегодня достаточно, остальное мы дочитаем завтра.
Маша. Мамочка, а можно я немного посмотрю картинки в книжке?
Мама. Только недолго, а то уже пора ложиться спать.
Мама встаёт и уходит, а Маша продолжает некоторое время рассматривать картинки в книжке. Спустя некоторое время Маша начинает зевать и засыпает, положив голову прямо на книгу. В зале гаснет свет. Тихо в грамзаписи звучит колыбельная. Декорация меняется на солнечную поляну и домики героев сказки «Незнайка в Солнечном городе» Маше снится сон. Ей кажется, что она вместе с мамой попадает в Солнечный город. В зале зажигается свет. Маша открывает глаза и удивленно смотрит по сторонам.
Маша подходит к ведущей:
Маша. Где это мы?
Выбегает Незнайка. Он делает гимнастическое «колесо»
Незнайка. Сегодня в Солнечном городе Праздник правильной речи! Все на праздник на аллею Ромашек!
Маша Незнайка! А можно нам прийти на праздник?
Незнайка Конечно, можно! Все на праздник!
Ведущая. А знаешь, Машенька, для того чтобы научиться правильно, говорить, надо очень хорошо знать звуки.
Маша. Ой, посмотри, а вот и коротышки идут!
В зал входят «коротышки», персонажей книги «Приключения Незнайки и его друзей» на головах шапочки «колокольчики». Дети исполняют игровое упражнение «Поезд»
Ведущая. Здравствуйте Коротышки! Мы рады вас видеть на поляне цветов, и сейчас наши с вами ладошки превратятся в цветы.
Проводится пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Спал цветок, и вдруг проснулся, |
дети выполняют упражнение Бутон |
Больше спать не захотел. |
Выполняют упражнение Цветок |
Шевельнулся, встрепенулся, |
двигают ладонями, сложенными «цветком», вправо-влево |
Взвился вверх и улетел. |
Поднимают цветок над головой |
Это бабочка сидела, |
Выполняют упражнение Бабочка |
Потом дальше полетела. |
Двигают ладонями, сложенными «бабочкой», в стороны и вверх. |
Ведущая. А сейчас давайте посмотрим, куда же полетела наша бабочка? (ведущая держит в руках указку, на которой сидит бабочка и показывает направление движения глаз)
Проводится гимнастика для глаз
Наша бабочка перелетает с одного цветка на другой (вправо-влево)
Бабочка летит вверх, вниз
Бабочка летит наискосок вправо, обратно
Наискосок влево, обратно
А сейчас наша красавица бабочка исполняет «вальсовый квадратик» (тихо звучит вальсовая музыка), бабочка устала танцевать и присела на цветок, и наши глазки устали (дети закрывают глаза). Наша бабочка улетела. (Дети открывают глаза)
Ведущая. Коротышки, скажите мне, пожалуйста, вы хорошо знаете буквы? Ну, тогда покажите нам их.
«Живой алфавит».
Дети при помощи рук и ног изображают буквы
Из атласных лент сшиты буквы Н, И, А. Буква «А», «И», «Н» сделана размером в рост ребёнка, надевается на шею. Внизу находятся петли, в которые ребёнок просовывает ступни.
1 ребёнок. «А» - надела поясок
2 ребенок. «Н» - надела поясок.
3 ребенок. «И» надела поясок
1 ребенок. Буква «Н» - надела ровно
2 ребёнок. Буква «И» наискосок.
3 ребёнок. Ты ей шляпку подари, станет краткой буква «И».
4 ребёнок. «Х» - всё ходит, ходит, ходит, места, что ли не находит?
5 ребёнок. И подобно кочерге, горбит спину буква «Г»
6 ребёнок. Взялись за руки друзья, и сказали: «Ты да я. Это мы»
7 ребёнок. А между тем получилась. Буква «М»!
8 ребёнок. «Л» ногою мяч поддела….
9 ребёнок. «Ч» поймать его хотела. Ждёт и ждёт. Устала ждать, а мяча всё не видать.
Ведущая. А вы знаете, коротышки, что может случиться со словом, если буква займёт не своё место?
Маша. Я знаю, что может случится….
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
И едва туда зашла буква озорница,
Очень странные дела начали твориться! (А.Шибаев)
Дети исполняют стихи, выкладывая определённые слова, на магнитной доске меняя букву по смыслу
1 ребёнок.
Вот какая смехота –
«Р» свалилась на кота.
Кот не кот теперь он, крот!
Роет он подземный ход (кот – крот)
2 ребёнок.
Мои кусты легко узнать
Цвету я гроздьями весною.
Но замените мягкий знак
На букву «А» - и я завою (сирена – сирень)
3 ребёнок.
Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем (уха-муха)
4 ребёнок.
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь – поставь меня в вазу…
Но с буквой «К» в огород я пойду
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу (роза – коза)
5 ребёнок.
С глухим согласным
Наливаюсь в поле,
Со звонким –
Сам звеню я на раздолье (колос – голос)
6 ребёнок.
Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но «Г» приставишь впереди –
И в небе я загромыхаю (роза – гроза)
7 ребёнок.
Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но «К» на «Ц» перемени –
Я по болоту зашагаю (капля – цапля)
8 ребёнок.
С «К» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С «П» - от вас не утаю –
Тоже в школе я стою (карта – парта)
9 ребёнок.
Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме
«Там ползёт зелёный лук с длинными усами» (лук – жук)
Незнайка. Ой, у меня, кажется, тоже буквы заблудились, помогите мне разобраться, вот слушайте
Мы собирали васильки. На головах у нас щенки. (Венки)
На виду у детворы крысу красят маляры. (Крышу)
Жучка будку не доела. Неохота. Надоело. (Булку)
Ведущая и дети поправляют Незнайку
Звучит музыкальный фрагмент вальса из оперетты «Цыган-премьер» И. Кальмана Появляется Цветик. Он задумчиво идёт, сочиняет на ходу стихи. Его окликает один из детей.
Злой кабан сидел на ветке.
Пароход томился в клетке.
Дикобраз давал гудки.
Соловей точил клыки.
Кошка песенку учила.
Маша хвостик свой ловила
Мальчик булькал на костре.
Чайник прыгал на ковре.
Телевизор удил рыбу.
Дед вспорхнул и сел на глыбу
Чиж купил пальто и зонт.
Строгий дядя сдан в ремонт.
Дети смеются, а Цветик удивляется.
Цветик. Что? Что случилось? Почему они все смеются?
Ведущая. Мне кажется, Цветик, ты что-то напутал! Коротышки! Давайте поможем Цветику правильно прочитать его стихи. Ты начинай, а мы будем продолжать…
Цветик читает начало предложения, а дети находят правильное окончание. Например: «Соловей.. томится в клетке», «Злой кабан точил клыки» и т. д.
Ведущая. Ну вот, теперь всё в порядке. А как называлась песенка, которую сочинил поэт Цветик?
Коротышки. Кузнечик
Дети исполняют танец «Кузнечик», музыка В.Шаинского
Маша. Цветик, иди сюда, садись рядом со мной.
Ведущая. Милые коротышки! Я тоже приготовила вам сюрприз. Хотите его увидеть?
Звучит музыка «Ча-ча-ча Р. Паулса девочка изображающая страпифицу, танцует танец, а ведущая читает стихотворение.
Ведущая.
Перед вами чудо-птица,
По прозванью стра-пи-фи-ца!
У неё забавный вид.
Страпифица говорит:
Девочка.
Мой прапрадед жил в пустыне.
Мой отец ночной пират.
Мама плавает на льдине.
Дед глотает лягушат!
Ведущая.
Страпифицу пожалейте,
Дайте быстрый нам ответ.
Из каких же птиц составил
Это чудо логопед!
(А.Ястребова)
Девочка в костюме страпифицы ещё раз читает стихотворение, а ребята отгадывают названия птиц (страус, пингвин, филин, цапля)
Ведущая. А сейчас я хочу загадать вам загадки, но вы должны их не просто отгадать, а составить отгадку из кубиков с буквами
Её надо изучать, учит всех она читать. (Азбука)
Я могу любое слово на бумаге написать,
Помогу тебе задачки очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг, без меня ты – как без рук. (Ручка)Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)
Проводится игра-аттракцион «Составь слово»
Ведущая хвалит детей за правильно составленные слова. Затем предлагает убрать кубики на место.
Ведущая. Коротышки! А где же наша Синеглазка? Кто её видел?
Под музыку вбегает девочка в костюме Синеглазки, с ребусами в руках
Синеглазка. А вот и я! Как у вас красиво!
Ведущая. У нас Праздник правильной речи. А где же ты была?
Синеглазка. А я была у Тюбика. Отгадывала ребусы.
Ведущая. Синеглазка, давай мы сейчас все вместе отгадаем их.
Синеглазка. Конечно, давайте!
Дети отгадывают ребусы. Ребус в картинках, каждая картинка, соответствует первой букве, имени героя сказки «Незнайка в Солнечном городе», Пончик, Шпунтик, Гусля, Сиропчик, Знайка, после того как дети разгадают, ребус ведущая поворачивает лист, на котором нарисован ребус, другой стороной, там изображен портрет угаданного героя (ребус про Знайку дети отгадывают последним)
Ведущая. Молодцы, все ребусы правильно разгадали, а где же Знайка, почему он не пришёл на наш праздник?
Голос Знайки. (записанный на кассете) Здравствуйте, жители Солнечного города! Я не могу прийти к вам на праздник, у меня срочное дело, но я приготовил для вас задание. Незнайка встань посредине Солнечной поляны, теперь сделай три шага вперёд, повернись на право, сделай ещё два шага и на ты найдёшь моё задания, желаю успехов.
Незнайка выполняет задание Знайки и находит «подсолнухи», на которых начерчены 16 клеточек, дети берут карандаши и выполняют задание Знайки «Звукослов» (см. приложение)
Под музыку вбегает запыхавшийся Тюбик (мальчик в костюме художника)
Тюбик. Коротышки! Коротышки! Я для вашего праздника составил интересные кроссворды.
Ведущая. Подожди Тюбик, Знайка, нам придумал, такоё трудное задание давайте устроим весёлую переменку, а потом отгадаем твои кроссворды.
Дети исполняют танец «Дважды два – четыре» музыка В.Шаинского на стихи М.Пляцковского
Ведущая. Тюбик! Давай кроссворды. Мы их попробуем отгадать.
Дети отгадывают кроссворд см. приложение
Ведущая. Молодцы! Какие вы сообразительные! Милые коротышки!
Маша. Милые коротышки! Как мне нравится у вас на празднике! Как здесь интересно! А вокруг так много цветов, я слышу, музыку и так хочется танцевать.
Дети исполняют «Вальс», после «Вальса» дети герои уходят, а Маша, садится на то место, где уснула вначале занятия
Маша. Мне приснился такой замечательный сон о Солнечном городе…
См. Приложения 1-6.