Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», независимо от профиля, является патриотическое воспитание детей.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:

Национальной доктрине образования Российской Федерации,

Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г., государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг.». Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что  «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны. Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель нашей работы. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни – гимна России, не знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому работу над этой проблемой надо начинать с дошкольного возраста. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны. Многовековая история человечества свидетельствует, что  цивилизация выдержала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не саам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное  отношение к окружающим  людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной.  Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство  Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее  благоприятную среду для выявления и развития ребёнка национальных особенностей.

Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется  яркой эмоциональной окрашенностью, в словах В.А.Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человечеству постепенно и имеет своими истоками красоту» точно отражается специфика и суть работы педагогического коллектива детских садов в работе патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является  и его участие в общественно полезном труде, и гражданская ответственность родителей и близких.

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей  во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если воспитатель даёт домашнее задание, чтобы  родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем  человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено  особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины  - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для  осуществления определённых задач патриотического воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, процессе трудовой деятельности – уважение к людям, трудолюбие и бережливость, так же организованность и чувство ответственности и долга. Организуя праздники героико-патриотические тематики, мы одновременно учим  и воспитываем наших детей. На таких занятиях,  праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю вместе с ветеранами. Поют военные песни. Образовательное учреждение даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода проекта. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию самая эффективная форма проекта. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном  пространстве,  прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения,  устанавливать причинно следственные связи. Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • субъект – субъективных отношений на основе диалога со взрослым;
  • активности
  • интегративности;
  • открытости

В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить  решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей.  Действенное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где сам он действует как субъект. Используя проблемные задания худжественно-образной, познавательно-практической, а также социально значимой направленности, педагог дошкольного учреждения предоставляет детям знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, становится достоинством их личного опыта,  они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности.  Мною разработан мини-проект Слава Армии любимой самой лучшей на земле», направленный на решение вопросов патриотического воспитания.

Мини-проект «Слава армии любимой - самой лучшей на земле»

Проект: краткосрочный, творческий

Цель проекта:

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Задачи проекта:

  • Формирование духовно-нравственного отношения  и чувства сопричастности к семье, городу, стране.
  • Воспитание уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
  • Воспитывать умение сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение.
  • Познакомить детей с музыкальным жанром маар: научить слушать и исполнять маршевые песни, исполнять маршевые композиции
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве – перестраиваться в круг, становится друг за другом в шеренгу, в колонну, самостоятельно выполнять заданные построения
  • Формировать правильную осанку

В результате реализации данного проекта:

1. В воспитании патриотической личности организуется новая форма торжественного праздника «Парад маршей»

2. Дети получают более углубленные знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России

3. Развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движения

4. Решается немаловажная задача культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми

5. У детей формируется представление о войне, об армии

6. Повышается профессиональный уровень педагогов

Краткое описание проделанных мероприятий

1. Проанализированна научно-методическая литература по теме проекта

2. Составлен план мероприятий проекта

3. Разработаны конспекты бесед по теме проекта

4. Выставка рисунков «Наша армия – родная»

5. Изготовление поделок для пап и дедушек

6. Фотовыставки «Мой папа – военный»

7. Чтение художественной литературы

8. Встреча с ветеранами ВОВ

9. Экскурсия к памятным местам

10. Разучивание стихов, песен, маршевых композиций

11. Знакомство с детьми кадетского класса

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.  Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только, что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности.

В игре, посвященной профессиям защитников отечества; при беседах, где активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными средствами воплощения художественного замысла. В музыкальной деятельности самовыражаются через музыкальное творчество. В танцевальной деятельности, при исполнении маршевой композиции с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это  позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Целевая группа

Дети старших, подготовительных групп и школьники младших классов

Этапы реализации проекта

I этап:

Предварительная подготовка:

  • Чтение книг
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий
  • Проведение тематических  занятий, уроков
  • Оформление выставки рисунков, фотографий
  • Разучивание песен, стихов и маршевых композиций
  • Изготовление костюмов и оформление зала для праздника «Парад маршей»

II этап:

Практическая часть:

  • Торжественный праздник «Парад маршей»
  • Экскурсия к памятным местам
  • Встреча с ветеранами ВОВ

III этап:

  • Подведение итогов проделанной работы
  • Обобщение результатов, составление рекомендаций

Новизна проекта

Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как музыка, хореография, развитие речи, изобразительного искусства.

Устойчивость проекта

Данный проект может быть использован  дошкольных и школьных учреждениях для младших школьников.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви  к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной  культуры в самом нежном возрасте – это есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Далее  рассмотрим вопросы гражданского воспитания. Главная цель гражданского воспитания – подготовка молодого поколения к сознательной жизни в свободном обществе. Будущим гражданам необходимо усвоить основные идеи и гуманистические ценности, лежащие в основе демократического общества, как можно раньше – начиная с дошкольного возраста. Формирование первичных представлений об избирательном праве, ценного отношения к избирательному праву нужно начинать со старшего дошкольного возраста в контексте развития основ правового сознания. Знакомство детей  с процедурой голосования реализовалось в  следующем проекте

Проект «Я -  гражданин России»

Великая духовная потребность
в управлении страной не может
быть воспитана в человеке
в один день, и если в ребёнке
с детства не воспитывать
это качество, не стоит
ожидать, что оно появится
у взрослого человека
Томас Манн

Проект: комплексный, краткосрочный, познавательный

Цель проекта: Обобщить знания детей об гражданских правах и обязанностях, дать детям элементарные представления о предвыборной компании и проведении выборов президента России

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с процедурой голосования в демократическом обществе
  • Воспитывать гражданскую ответственность
  • Воспитывать чувство гордости за свою страну
  • Расширять знания детей о государственной символике
  • Развивать желание больше узнать о своей Родине
  • Активизировать и расширять словарный запас дошкольников
  • Развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы

В результате реализации данного проекта:

1. Дети знакомятся с документами по защите прав человека;

2. Данный проект способствует развитию у детей собственного достоинства, осознанию своих прав;

3. У детей развивается чувство ответственности;

4. Дети усваивают общественные нормы и правила поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Краткое описание проделанных мероприятий

1. Ознакомление детей с их правилами и обязанностями через включение материалов Конвенции о правах ребёнка, декларации прав ребёнка на занятиях по темам: «Правила нашей группы», «Что я знаю о своих правах»

2. Беседа о конституции

3. Оформление уголка «Моя Родина – Россия»

4. Чтение художественной литературы

5. Разучивание стихов, песен о Родине

6. Знакомство с избирательным правом

7. Итоговое мероприятие: «Мой выбор», проведение выборов президента группы, путём тайного голосования

Целевая группа: дети подготовительной группы

Актуальность проекта

Одним из прав граждан является избирательное право. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения, любви, заботе и не страдали от негативных последствий. Поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира, дать детям представление о правах человека, о демократическом устройстве общества.  Данный проект будет способствовать тому, что во взрослой жизни они не останутся равнодушными к проблемам страны, республики, своего народа, города, научатся, ответственно относится к праву «избирать и быть избранным». Поймут важную истину: «От выбора каждого зависит судьба страны»

Данные проекты предоставляют детям возможность получать новые знания, пробуждают и развивают интерес к разным видам деятельности. Дети приобретают способность искать ответы  на сложные вопросы, критически мыслить. Использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность, способность добывать новые знания, используя разные способы, почувствовать свои силы в решении актуальных, социально значимых проблем. Приобрести необходимый личный опыт.

Таким образом, проектная модель гражданского образования позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к непрерывному гражданскому образованию.

Встреча с ветеранами

Экскурсии к памятным местам

Проект «Я гражданин России»

Подсчет голосов

Подведение итогов тайного голосования

Президент группы