Цели: ознакомить учащихся с разнообразием лесных обитателей; развивать познавательную активность детей; умение использовать в работе раннее полученные знания; научить изготавливать аппликацию из пуха и ваты; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: фотографии и иллюстрации животных леса; записи голосов птиц; бархатная бумага, пух, вата.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
– В этом стихотворении спрятана тема нашего урока. Назовите ее.
2. Изучение нового материала.
Рассказ учеников-зоологов.
Разнообразен животный мир лесов. Здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В лесу живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь, олень, лось, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, полевки (показ картинок и закрепление их на карте).
Одни животные на зиму впадают в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Кедровка-таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапами.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года они потребляют разное количество пищи. В зимний период лоси объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах-кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк – на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей-черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
3. Закрепление.
Блиц – турнир “Я знаю лес”.
– Какое дерево является символом России?
– Крупное рогатое животное, которого называют “лесной великан”.
– Птица – ночной охотник.
– Какая птица выводит птенцов зимой?
– Дикая свинья.
– У какого животного пять полос на спине?
– Отгадайте загадку:
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова.)Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину …(Бобры.)Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять…(Снегирь.)Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет…(Лиса.).Белый по белому
Написал белым,
Рыжая пройдет,
Белого найдет. (Заяц.)
– Какой же лес без гомона птиц?
Аудиозапись “Голоса птиц”.
– Чьи голоса вы узнали? (Кукушка, соловей, зяблик, певчий дрозд.)
4. Аппликация из пуха или ваты. Портрет зайчика.
– Сегодня мы познакомимся с новым способом выполнения аппликации. А с каким материалом будем работать, отгадайте:
Оседая еле-еле,
Очень легок, очень сух,
Над землей кружит по ветру
Лебединый белый пух. (Пух, перья.)
– Какие растения разбрасывают пух? (Тополь, одуванчик, рогоз, чертополох.)
– Еще какого происхождения может быть пух? (Животного – домашних и диких птиц.)
– Аппликация из пуха хорошо передают изображения снега, зверей, птиц, которые выглядят мягкими, пушистыми, теплыми. Собирать пух нужно в сухую погоду поздней осенью или летом. Если не успели собрать пух, можно использовать вату.
Вата – рыхлое вещество, состоящее из перепутанных волокон хлопка, или шерсти животных, или химических волокон. Хлопчатобумажную вату применяют в медицине, для утепления одежды. Химическую вату используют для тепловой и звуковой изоляции жилищ, кабин самолетов, трубопроводов, а также для фильтрации и очистки от примесей.
– Какие материалы потребуются для изготовления аппликации? (Пух, вата, бархатная бумага.)
Бархатная бумага – цветная бумага, лицевая сторона которой покрыта бумажным ворсом.
– Каким образом пух и вата закреплены на бархатной бумаге?
Эта аппликация выполняется без клея. Волокна пуха, ваты и ворсинки бумаги сцепляются между собой.
Практическая работа.
Повторение правил рабочего человека.
Последовательное выполнение поделки:
– Мордочка – скатайте из ваты или пуха три шарика, расплющите их и закрепите их на бархатной бумаге.
– Лобик – приготовьте небольшой пучок прямых волокон и наложите их на фон.
– Голова – выложите волокна по кругу тонким слоем.
– Глаза – скрутите две полоски из ваты или пуха и расположите на фоне по спирали.
– Ушки – тонкие полоски ваты выложите углом.
Выставка и анализ работ.
– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении Н. Некрасова?
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал и – вон убежал.
– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
5. Итог урока.
– Я рада что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема – это значит, что вы будете искать пути ее решения.