Содержание
Введение.
Глава 1. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана.
Глава 2. Методика использования башкирской росписи (различных видов) на уроках изобразительного искусства в школе.
Урок № 1. Знакомство с элементами росписи.
Урок № 2. Использование росписи в украшении одежды башкир.
Урок № 3. Применение росписи на посуде.
Урок № 4. Узорное ткачество.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Народное искусство должно рассматриваться как одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности. Пути эстетического воспитания с помощью народного и декоративно-прикладного искусства бесконечно разнообразны. Приобщение детей к народному искусству в настоящее время привлекает к себе внимание все большего числа педагогов, художников, исследователей детского изобразительного творчества.
Главная задача, стоящая перед общеобразовательной и профессиональной школой, – воспитание гармонически развитой личности. Одним из важнейших средств такого воспитания является изобразительное искусство. Оно предоставляет педагогу неограниченные возможности не только для эстетического, но и для нравственного и трудового воспитания.
В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, – значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.
Эстетическое воспитание – это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.
Эстетическое воспитание должно осуществляться в тесном единстве с художественным образованием, т.е. с освоением знаний закономерностей развития искусства, главнейших стилей и методов, а также некоторых умений в области какого-либо вида искусства. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннее развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств.
Эстетическое отношение к миру – это, конечно, не только созерцание красоты, а прежде всего стремление к творчеству по законам красоты.
Современный учитель обязан с надлежащей глубиной овладеть теорией и практикой всех видов изобразительного искусства и использовать его для развития у учащихся высокого эстетического вкуса и навыков художественного творчества, трудолюбия.
Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Это осязаемое и наглядное изображение мира в пространстве или на плоскости, воспринимаемые зрителем. К изобразительному искусству относятся: живопись, рисунок, скульптура, графика, декоративное искусство.
Сама специфика занятий по декоративному искусству раскрывает широкие возможности для познания прекрасного, для воспитания эмоционально-образного, эстетического отношения к действительности. Декоративное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует эстетические и нравственные его убеждения, влияет на поведение.
Декоративное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвана эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративное искусство охватывает почти все виды художественной деятельности людей. Оно вносит красоту в обстановку дома, в школе, на работе, на улице – по всюду.
Декоративное искусство делится на декоративно-прикладное и декоративное оформление.
Основной целью декоративно-прикладного искусства является создание эстетически совершенного оформления утилитарно-полезных предметов, например посуда, одежда, мебели и т.д. С декоративно-прикладным искусством тесно соприкасается художественное конструирование промышленных товаров народного потребления – дизайн.
Важную роль в декоративном искусстве играют народное декоративно-прикладное искусство, народные художественные ремесла и художественные промыслы. Предметы декоративно-прикладного искусства являются ценными историческими памятниками, по которым можно судить не только о жизни и быте людей, но и о художественном мышлении времени. Народное декоративно-прикладное искусство формировалось на протяжении веков, его принципы и приемы передавались из поколения в поколение.
К области декоративно-оформительского искусства относится искусство оформления внутреннего вида помещения, экспозиции выставок, праздничное оформление улиц, отдельных зданий, детских игровых площадок, стенных газет, афиш, рекламных объявлений, декоративная роспись (стен, потолков, тканей), декоративная графика и предметы культурно-бытового назначения.
В своей работе я хочу поделиться с начинающими педагогами изобразительного искусства и показать методическую последовательность ведения урока на примере использования башкирской росписи на уроке.
Глава 1.
Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана.
В искусстве каждого народа есть свои традиции, свой самобытный, исторически сложившийся орнамент, являющийся важным и своеобразным слоем художественной памяти народа и его символико-графическим языком.
Слово ''декоративный'' – латинское, обозначает украшающий. Предмет является декоративным, если выполняет функцию украшения, служит цели придания красоты другому предмету. В декоративном искусстве конструкция предмета выступает в декоративной форме. Особую область декоративного искусства занимает декоративно-прикладное искусство, предназначенное создавать произведения для художественного оформления быта, жилого и общественного интерьера, костюма и т.д.
Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана отражает эстетические идеалы башкир. Тысячелетиями формировался самобытный декоративный стиль. Башкирский орнамент вобрал в себя лучшие орнаментальные традиции и мотивы тюркских, монгольских, финно-угорских народов, сибирских и иранских племен.
Башкирские орнаментальные мотивы использовались в декорировании предметов убранства коня, ткачества, вышивки, оружия, одежды, в декоре элементов дома и других объектах материальной культуры. Они тесно связаны с трудом, обычаями и традициями народа. Религия ислама сильно влияла на народное искусство башкир.
Резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка – таковы наиболее характерные формы башкирского народного декоративно-прикладного искусства.
Многие изделия из дерева получали декоративное оформление, но с особенной тщательностью отделывались бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, шкатулки, футляры для курая, посохи, подставки для сундуков и постельных принадлежностей, кухонные шкафчики, иногда орудия прядения и ткачества. Часто орнаментировались хомуты, дуги, седла, т.е. предметы, связанные с убранством коня, имевшего большое значение в повседневной жизни башкира и поэтому пользовавшегося всегда его заботой и любовью. По достоинствам коня, по качеству и отделке оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному оформлению боевого и охотничьего оружия (сабля, щит, лук, стрелы) и снаряжения придавалось первостепенное значение.
Ассортимент башкирских ювелирных изделий широк, способы их отделки разнообразны. Серебром отделывались стремена. Несколько раньше серебряным и золотым узором украшались ножны и рукоятки сабель и ножей. На браслеты и серьги, перстни и кольца, различные (косные, шейные, нагрудные) подвески и застежки, пряжки и поясные накладки узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, чернением: довольно широко применялись скань, а также вставки из цветного камня, главным образом из бирюзы и сердолика.
Изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, в отличие от резьбы по дереву, тиснения и ювелирного дела, является женским творчеством. Но наиболее яркое и полное воплощение искусство женщин нашло в вышивке и аппликации, ковроделии и узорном ткачестве. Вышивкой украшались праздничная и обрядовая одежда, многочисленные предметы убранства дома.
Глава 2.
Методика использования Башкирской росписи (различных видов) на уроках изобразительного искусства в школе.
Урок № 1.
Тема: Знакомство с элементами росписи.
Цель урока: Ознакомить учащихся с видами и элементами Башкирской росписи.
Задачи:
- Обучающая: научить выполнять простые элементы башкирской росписи.
- Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, формировать графические умения и навыки в изображении симметричной фигуры.
- Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности и красоту природы родного края, усидчивость, трудолюбивого человека.
Тип урока: комбинированный.
Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, педагогический рисунок учителем на доске.
Оборудование:
- для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, чистый лист бумаги, кисть, акварельные краски;
- для учащегося – альбом, акварельные краски, кисть.
Оформление классной доски:
- Тема урока.
- Чистый лист для работы учителя.
- Наглядное пособие (элементы орнамента).
- Наглядное пособие (элементы орнамента).
План урока:
- Организационная часть.
- Объяснение нового материала.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Итог урока.
Ход урока
- Организационная часть.
- Объяснение нового материала.
В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюром, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву. Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхняя и нижняя полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.
В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый, реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый, а в узорах налобных повязок – хараусов – имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.
В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав – тематика скотоводческого народа и более позднее его модификации: спиралевидные и S – образные завитки, а также ромбы с его многоплановыми вариациями.
Кускар – символ производительной деятельности человека, плодородия. Все остальные орнаментальные фигуры кускарного происхождения получаются в силу природного таланта башкир к импровизации за счет дополнительных спиралевидных завитков. Эти элементы никогда не повторяются у мастериц в композициях узоров, а все время варьируются, превращаясь то в сплошной ковровый узор, то в причудливые сочетания фантастических образов.
Ромбический мотив составляет земледельческую основы башкирского орнамента, а ромб постепенно становится программой Жизни и Блага. Ромб, также как и кускар, интерпретируется то в своей плоскости, то со своими пределами, превращаясь в многоплановые модификации.
Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки, которыми украшаются в основном еляны. Элемент свастика, встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется он как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке, Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.
Для башкирского орнамента характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур.
По ходу урока показываю элементы видов росписей. Объясняю ребятам, что почти каждый элемент в башкирской росписи симметричен. Поэтому его легко вписать в геометрические фигуры – прямоугольник или квадрат. Показываю пример росписи на листе бумаги, прикрепленном на классной доске.
3. Самостоятельная работа учащихся.
По ходу самостоятельной работы учащихся учитель должен работать индивидуально с каждым учеником и на общие ошибки обращать внимание всего класса, т.е. показывать правильное выполнение на классной доске.
4. Итог урока: домашнее задание потренироваться в рисовании элементов башкирской росписи.
Урок № 2.
Тема: Использование росписи в украшении одежды башкир.
Цель урока: Выполнить эскиз одежды с элементами башкирской росписи.
Задачи:
- Обучающая: продолжать учить выполнению простых элементов башкирской росписи и применять их в составлении эскизов одежды.
- Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, совершенствовать навыки, полученные ранее.
- Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности и красоту природы родного края.
Тип урока: комбинированный.
Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, педагогический рисунок учителем на доске.
Оборудование:
- для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, чистый лист бумаги, кисть, акварельные краски, примеры башкирской национальной одежды;
- для учащегося – альбом, акварельные краски, кисть.
Оформление классной доски:
- Тема урока.
- Лист с рисунком для работы учителя красками.
- Наглядное пособие (различные элементы орнамента).
- Наглядное пособие (виды росписи одежды).
План урока:
- Организационная часть.
- Показ лучших работ прошлого урока
- Объяснение нового материала.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Итог урока.
Ход урока
- Организационная часть.
- Показ лучших работ учащихся.
- Объяснение нового материала.
Теоретическая часть.
Традиционный костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора обычно складывались в течение многих веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим развитием.
Народный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль народной одежде включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла.
Стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности, типичные для общества кочевников-скотоводов. Домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха были основными материалами при изготовлении одежды. Издавна, как и у других кочевников, в башкирском быту большим спросом пользовались шелка, бархат и другие кустарные и фабричные ткани.
Верхние халаты и камзолы были повседневной и праздничной одеждой в течение всего года. Их украшению уделялось большое внимание.
Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым. Реже использовался синий цвет. В стариной, белой одежды красной была отделка – вышивка, аппликация. Для верней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани.
На одежду, головные уборы нашивали кораллы, раковины – каури, перламутр, бисер, серебряные бляхи, монеты. Оригинальными произведениями искусства были нагрудные и наспинные украшения, перевязи, ожерелья, накостники.
Ювелирные украшения: перстни, браслеты, серьги, изящные подвески – выполнялись в технике чеканки, штамповки, гравировки, филиграни; металл оживляли вставки из сердолика и бирюзы.
Наряду с сапогами и кожаными башмаками шили обувь с суконными голенищами. Находили применение и лошадиные шкуры.
В зависимости от назначения предмета выбирался узор и предпочтительный способ его выполнения, выбиралась расцветка, устанавливалось соотношение орнамента и фона, масштаб фигур, выдерживался привычный тип композиционного построения рисунка.
При создании одежды учитывалась также специфика костюма: функциональное назначение отдельных элементов костюмного комплекса, возможности их варьирования с учетом разных бытовых условий и возрастных категорий членов общества. На формирование каждого элемента костюма влияли принятый стиль украшения и, естественно, традиционный покрой. В сложении народного комплекса большое значение имела и сама природа одежды: ее объемность, подвижность, отсутствие обусловленного внешнего фона.
Практическая часть.
Изобразить людей в национальной башкирской одежде с использованием башкирского орнамента. Напомнить учащимся как строится фигура человека.
Первоначально продумывается эскиз самого костюма. Одежда украшена декоративными элементами: красные, черные полосы окаймляли края бортов, подолы и концы рукавов, четко разграничивают каждый элемент на подоле.
В основе орнаментальных мотивов, используемых в костюме, лежит растительный орнамент.
4. Самостоятельная работа учащихся.
По ходу самостоятельной работы учащихся учитель должен работать индивидуально с каждым учеником и на общие ошибки обращать внимание всего класса, т.е. показывать пример правильного исполнения, исправляя ошибки учащихся на классной доске.
5. Итог урока: в конце урока показываю наиболее удавшуюся работу ученика, задаю домашнее задание: закончить работу дома.
Урок № 3.
Тема: Применение росписи на посуде.
Цель урока: Выполнить эскиз посуды с элементами башкирской росписи.
Задачи:
- Обучающая: продолжать учить выполнению простых элементов башкирской росписи и применять их в составлении эскизов на объемной форме, напомнить о понятии – стилизация.
- Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, эстетический вкус, фантазию, совершенствовать технику работы простым карандашом и цветом.
- Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности и красоту природы родного края, бережное отношение к предметам искусства.
Тип урока: комбинированный.
Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, педагогический рисунок учителем на доске.
Оборудование:
- для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, лист бумаги с изображением посуды, выполненной простым карандашом, кисть, акварельные краски.
- для учащегося – альбом, акварельные краски, кисть.
Оформление классной доски:
- Тема урока.
- Лист с рисунком для работы учителя красками.
- Наглядное пособие (элементы орнамента).
- Наглядное пособие (виды росписи посуды).
План урока:
- Организационная часть.
- Показ лучших работ прошлого урока
- Объяснение нового материала.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Итог урока.
Ход урока
- Организационная часть.
- Показ лучших работ учащихся.
- Объяснение нового материала.
Теоретическая часть.
Кожаная утварь – оригинальная область материального быта, непосредственно связанная с кочевьями. Легкая и удобная в употреблении, необычайно прочная, она с самого начала была рассчитана на использование в пути.
Кожаную посуду могут шить из шкур многих домашних животных: лошади, коровы, быка, овцы, козы, теленка. Из них делали разнообразную по форме и размерам утварь – от емких мехов для хранения кумыса до небольших походных фляжек. Плотные коровьи и бычьи шкуры использовались для ведер и кадок. Из шкур овец и коз изготавливали бурдюки и сумки.
Берестяная утварь. Легкая и гибкая, не пропускающая влагу береста нашла широкое применение у многих групп башкир. Производство берестяной утвари было неразрывно связано с березовыми лесами. Утварь из бересты была разнообразной. Она отличалась не только формой, размерами, но и техникой исполнения. Наблюдались некоторые местные особенности и в эксплуатации ее в быту. Прямоугольные кузовки и короба, берестяные прямоугольные лотки выполнялись из цельного куска бересты; берестяные бураки-банки и туески с деревянным дном служили для хранения соли, масла, сметаны.
Деревянная утварь. Среди бытовой утвари башкир преобладала посуда из дерева, гончарства башкиры не знали. Металлическая утварь служила только для приготовления пищи: предметами первой необходимости являлись чугунный котел и самовар. При выделке утвари использовали как дерево, так и подсобные древесные материалы. Повсеместное применение находили кора и береста. В долинах рек плели корзины из ивы и тальника. В северных районах делали кошели из лыка.
Деревянные изделия находили широкое применение в быту. В кадках разной величины хранили муку, зерно, топленый жир, солонину и другие припасы. Всевозможная посуда из дерева использовалась на кухне: чаны, кадки, лотки для муки, корытца для рубки мяса, ковши, поварешки, скалки и другие необходимые для приготовления пищи предметы были также изготовлены из древесных материалов.
Практическая часть.
Чтобы было красиво в доме, за столом башкиры украшали свою посуду росписью. В росписи посуды могут быть использованы как геометрические, так и растительные орнаментальные композиции. По желанию учащиеся выполняют эскиз росписи пиалы или блюдца, выполняют работу цветом (напомнить, что в башкирской росписи используется красная, желтая, черная, зеленая и оранжевая гамма ). Показать учащимся примеры выполненных работ. Напомнить – как нужно работать с красками.
4. Самостоятельная работа учащихся.
По ходу самостоятельной работы учащихся учитель должен работать индивидуально с каждым учеником и на общие ошибки обращать внимание всего класса, т.е. показывать пример правильного исполнения, исправляя ошибки учащихся на классной доске. Обращать внимание на осанку учащегося, т.е. как он сидит.
5. Итог урока: в конце урока показываю наиболее удавшуюся работу ученика, задаю домашнее задание: закончить работу дома. Посмотреть в журналах или газетах изображение ковров с башкирским орнаментом.
Урок № 4.
Тема: Узорное ткачество.
Цель урока: Выполнить эскиз башкирского ковра в технике – аппликация.
Задачи:
- Обучающая: продолжать учить выполнению простых элементов башкирской росписи и применять их в составлении эскизов, закрепить навыки работы с ножницами и клеем, продолжать учить силуэтному вырезыванию орнамента.
- Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, эстетический вкус, фантазию, прививать интерес к народному творчеству.
- Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности бережное отношение к предметам искусства, трудолюбие.
Тип урока: комбинированный.
Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, поэтапная работа учителя вместе с учащимися.
Оборудование:
- для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, лист бумаги, цветная бумага, ножницы, клей.
- для учащегося – альбом, цветная бумага, ножницы, клей, . тряпочка для удаления лишнего клея с листа.
Оформление классной доски:
- Тема урока
- Лист для поэтапной работы учителя
- Наглядное пособие (элементы орнамента)
- Наглядное пособие (различные изображения башкирских ковров).
План урока:
- Организационная часть.
- Показ лучших работ прошлого урока
- Объяснение нового материала.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Итог урока.
Ход урока
- Организационная часть.
- Показ лучших работ учащихся.
- Объяснение нового материала.
Ребята, как вы думаете – для чего использовались ковры?
Коврами был застлан пол в юрте. На коврах башкиры спали, отдыхали, украшали свои жилища. Днем ковры складывали в определенном месте и связывали декоративной лентой. По качеству ковров судили о мастерстве хозяйки, которая ткала их на станке. Геометрические орнаменты, встречавшиеся на концах полотенец и на коврах, определяются техникой изготовления тканьем. Тканые на станках, они по рисунку представляют собой или чередующиеся разноцветные полосы, или сочетание различных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, ромбов.
Башкирским ткачихам были известны все приемы узорного ткачества, бытовавшие у народов Урало-Поволжья. Это – техника пестряди, закладок, выборное и многоремизное тканье…
В основном ковер имел темный фон: красный или черный. На фоне яркие контрастные цвета, геометрический орнамент состоит из многоугольников, квадратов, лесенок по краям. Контрастное чередование цветов, например: красивое сочетание желтого с черным, красного с зеленым.
Практическая часть.
Напомнить ребятам о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
4. Самостоятельная работа.
Поэтапная работа учителя вместе с учащимися.
На первом этапе подбирается цветовая гамма для башкирского узора на ковре. Например: фон ковра будет черным, на нем красные и желтые квадраты и треугольники.
Второй этап – вырезывание одинаковых элементов рисунка ковра путем складывания листа бумаги нужного цвета несколько раз (этим способом получаем множество одинаковых элементов).
Третий этап – располагаем элементы на фоне, придумывая ритмичную композицию. Приклеиваем.
После каждого этапа учитель должен пройти по классу и посмотреть, что у каждого ученика получается. Индивидуальная работа.
5. Итог урока: в конце урока показываю наиболее удавшуюся работу ученика.
Заключение.
Изделия прикладного искусства изготавливаются из и доступных в наше время материалов. В ряде случаев меняется фактура изделия, варьируется расцветка, но стойко сохраняется традиционный стиль.
Сложная взаимосвязь традиционного искусства с различными отраслями современной жизни многогранна. Кроме общей теоретической проблемы соотношения традиции и современности в культуре и искусстве существует множество аспектов этой взаимосвязи.
К их числу относится сбор и сохранение образцов народного искусства, бытование декорированных традиций в наши дни, условия их развития в художественных промыслах, использование декоративно-прикладного искусства в разных отраслях культуры.
В основе создаваемых произведений народного искусства лежит живое творческое начало, эстетическое восприятие орнамента и цвета, стремление найти на основе традиций новое художественное воплощение современным темам и образам.
Этот динамизм декоративно-прикладного искусства, его творческие панели на основе традиционных художественных мотивов и приемов, стремление создать созвучные современности произведения и являются главными направлениями развития народного имущества.
Развитие башкирского декоративно-прикладного искусства в настоящее время осуществляется разными путями. В привычных сельских условиях продолжает совершенствоваться индивидуальное творчество местных мастеров и мастериц. На базе народных традиций развиваются художественные промыслы.
В наше время продолжают существовать и развиваться те формы декора, которые находят применение в сельском быту: вышивки, тканые предметы, оформление праздничного женского костюма.
Как и всякая бытовая и художественная культура, при относительной ее консервативности, находилась в постоянном развитии. С течением веков осваивались и применялись новые материалы, совершенствовался покрой, видоизменялась форма вещей.
Народное башкирское декоративно-прикладное искусство в последнее десятилетие развивается в том же направлении, что и декоративно-прикладное искусство других народов нашей страны. Высоко ценятся старинные вещи, расстаются с ними не охотно, даже в тех случаях, когда уже не носят.
Взаимосвязь современной культуры и национальных традиций – проблема волнующая не только ученных. Сейчас ее заняты творцы-практики: художники, конструкторы, модельеры, работающие над созданием модной одежды, обуви, разнообразных бытовых вещей. Использование традиций в современности предполагает и глубокое изучение. Владение этнографическими источниками дает возможность развивать традиции, не копируя, и в тоже время подчеркивание национальную специфику.
|
Список использованной литературы.
- Т.Я. Шпикалова Народное искусство на уроках декоративного рисования, М. Просвещение. – 1979.
- С.А. Соловьев Декоративное оформление, М. Просвещение – 1987.
- В.С. Кузин Основы обучения изобразительному искусству в школе, М. Просвещение – 1977.
- А.В. Молчева Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам, Уфа Китап.– 1995.
- Ф.Г. Хисамитдинова, З.Я. Шарипова, Л.Г. Нагаева Родной Башкортостан, Уфа Сонико. – 1992.
- В.С. Мавлетов Культура Башкортостана 10 класс, Уфа. – 2002.