Данные психологов позволяют утверждать, что в возрасте 12-15 лет рождается способность к гипотетико-дедуктивному мышлению у детей, т.е. способность абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы, делать предметом анализа собственную мысль. К концу подросткового периода ребенок способен отделить логические операции от тех объектов, над которыми они производятся, классифицировать высказывания по их логическому типу: если - то (выведение), или-или (различение), типично-не типично (включение частного случая в класс явлений). Но эти потенциальные возможности трудно реализовать в условиях традиционной классно-урочной системы. Для активного развития интеллектуальной сферы школьников нужно выделять специальные уроки, посвященные решению этой задачи. Речь идет об увеличении доли самостоятельной работы школьников на уроке. Вместе с тем при организации учебной деятельности школьников необходимо учитывать то, что в каждом классе есть дети, обладающие разной степенью обучаемости, разным уровнем сформированности общеучебных навыков, устойчивости внимания, различной скоростью протекания психических реакций и преобладающими каналами восприятия информации.
В условиях классно-урочной системы предпочтительным является принцип укрупнения дидактических единиц, предложенный П.М.Эрдниевым. Смысл идеи состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком по всей системе внутренних и внешних связей. В концепции П.М. Эрдниева привлекательными стали идея выделения главного и существенного в большой дозе материала, идея установления большого количества логических связей в учебном материале, сопоставления родственных, противоположных и аналогичных понятий.
Для реализации этих идей созданы опорные схемы, которые, по сути, являются укрупненными дидактическими единицами, т.к. каждая схема является локальной системой понятий, объединенных на основе смысловых логических связей, образующих целостно усваемую единицу информации. В презентации опорная схема может располагаться на одном или на двух слайдах в зависимости от объема закодированной информации. Опорным сигналом также как и у В.Ф.Шаталова могут являться слова, фразы, стрелки, рисунки, цвет. Работа со схемой строится по методу дедукции. На первом этапе (несколько минут) объясняется вся совокупность связей, образующих целое (название темы). Именно на этом этапе объяснения опорной схемы можно легко создать проблемную ситуацию, которая вызывает у учащихся познавательную активность. При создании проблемной ситуации чаще всего используется прием демонстрации противоречивых данных или недостаточности данных для решения учебной задачи. Затем повторное объяснение. На этом этапе выделяются элементы схемы, работает вся система гиперссылок, создающая образное представление об укрупненной дидактической единице. Такая подача материала учитывает различную скорость психических реакций и различные каналы восприятия информации у школьников. Гиперссылки построены так, что они постоянно возвращают внимание школьников со слайдов образного ряда на слайд с опорной схемой. Этот прием эффективно развивает навык распределения, переключения, устойчивости и концентрации внимания.
Своеобразным элементом укрупненной дидактической единицей является контрольный лист (Приложение 1). Вопросы контрольного листа охватывают содержание всех параграфов учебного блока. Поэтому эти вопросы помогают школьникам овладевать системными знаниями по изучаемой теме, т.к. в любом контрольном листе есть вопросы на выявление сущности исторического события, сравнения однородных, аналогичных и противоположных понятий и явлений, определение этапов в развитии явления, закономерностей в его развитии и многое другое. При разработке контрольных вопросов использовалась технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В.Фирсова. В этой технологии привлекательной стала идея введения двух стандартов образования: обязательного и продвинутого. В предложенных контрольных листах вопросы разделены на три уровня. Если вопросы минимального уровня отражают репродуктивный характер учебной деятельности, то вопросы первого и второго уровня направлены на развитие навыков анализа, сравнения и применения знаний по всей теме. Разноуровневые вопросы создают иную учебную мотивацию при изучении всей темы. Позволяют детям с различной степенью обученности выбирать уровень, соответствующий их возможностям. Пространство «ножниц» между обязательным и продвинутым уровнем является зоной ближайшего развития.
Размещение на слайдах с опорной схемой номеров контрольных вопросов имеет мобилизующее значение, т.к. позволяет сконцентрировать внимание школьников на определенной группе вопросов, оперативно закрепить полученную информацию. Если учащиеся затрудняются дать ответ на вопрос контрольного листа, то с помощью гиперссылки учитель выходит на слайд с ответом. Этот прием позволяет эффективно осуществлять рефлексию на основе обратной связи.
Многолетний опыт использования опорных схем на уроках истории свидетельствует о том, что они позволяют быстрее продвигаться в изучении нового материала, систематизировать знания по изучаемому блоку, эффективно развивают мышление и речь школьников. Опорные схемы обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп урока, т.к. вся сложная и необходимая информация читается по схемам. Это обстоятельство позволяет успешно использовать элементы технологии комментированного управления С.Н.Лысенковой. Использование опорных схем при объяснении учебного блока значительно экономит время, которое можно использовать для организации специальных уроков, направленных на развитие интеллектуальной сферы школьников. Появляется возможность перейти от преимущественно репродуктивной деятельности к преимущественно творческому характеру деятельности, направленной на реконструкцию исторического времени изучаемого блока. Самыми доступными способами реконструкции исторического времени в младших классах являются составление воображаемого путешествия, диалога между историческими персонажами, описание жизни и быта представителей социальной группы. В старших классах усиливается исследовательская направленность учебной деятельности. Широко используются групповые способы организации учебной деятельности, деловые игры, привлекается дополнительный материал из различных источников. Такая организация изучения учебного блока позволяет частично реализовать еще одну идею технологии В.М.Шаталова – идею многократного повторения учебного материала на различном уровне. В качестве иллюстрации выше изложенного приводится описание двух часового занятия в 9 классе по теме: «Повороты в экономической политике большевиков 1917-1927 г.г.»
В начале урока с помощью беседы обосновываются цели и задачи урока. В течение 2-3 минут школьники кратко перечисляют экономические проблемы, которые пыталось решить Временное правительство после Февральской революции. Затем формулируется учебная задача: Как эти проблемы решало советское правительство? Называется тема урока. На следующем этапе урока организуются учебные группы, каждая получает конкретное задание (Приложение 2). Затем в течение 15 минут демонстрируется презентация, посвященная теме урока (Приложение 3). В ходе просмотра презентации школьники делают пометки в рабочих тетрадях по своему учебному заданию. Оставшееся до конца урока время учитель отвечает на вопросы школьников, связанные с выполнением учебной задачи и организует деятельность учебных групп. На этом уроке основным дидактическим инструментом, помогающим выполнить учебное задание, является специально созданное для контрольных листов пособие «Схемы логического анализа». В пособие включены более 20 алгоритмов решения различных учебных задач (Приложение 4). Весь следующий урок учебные группы отчитываются о проделанной работе. Одной из главных задач урока является отработка вопросов контрольного листа для контрольного урока. Поэтому группы формируются по принципу сильный - слабый. В ходе обсуждения учебных заданий группы дополняют друг друга. Но в любом случае учитель с помощью гиперссылок на первом слайде демонстрирует примерные выводы каждой группы. Это позволяет самой группе оценить результаты своей работы. После завершения работы групп обсуждается общее учебное задание, сформулированное в начале урока:
1. Смогло ли решить советское правительство экономические проблемы государства?
2. Какие методы использовало советское правительство, решая экономические проблемы?
Общие выводы также демонстрируются на слайде. В завершение урока школьникам предлагается распределить признаки экономической политики по этапам (Приложение 5).
Таким образом, преимуществом предлагаемой версии системы презентаций является наличие качественного иллюстративного ряда, связанного с ключевыми идеями темы урока, удобные для использования на уроке система гиперссылок, возможность организации разных видов деятельности учащихся на уроке, ориентация презентации на классно-урочную систему.