Тип: урок нового материала.
Вид: урок-исследование.
Технология: целеполагания.
Цель: дети должны
- знать почему воздух необходим для жизни на Земле; его значение для жизни; состав чистого воздуха; что загрязняет и что очищает воздух;
- уметь использовать условные знаки и обозначения для моделирования состава воздуха; проводить исследование.
Оборудование: план урока; карточка с надписью «для жизни»; картинки «птицы и насекомые», «будильник», «дуб», «тополь», «дымящийся завод», «автомобили», «поле подсолнечника»; схема «человек – вода – еда – воздух»; схема состава воздуха в виде воздушного шара; модели молекул азота, кислорода, углекислого газа, водяного пара; для опыта свеча, стакан.
Ход урока
Деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учащихся |
I. АОЗ - По какому разделу мы сейчас работаем? - Давайте вспомним, как всё устроено в природе? - Из чего состоит тело? - Приведите примеры. |
- Мы работаем по разделу: «Тела и вещества». - Нас окружают тела, созданные природой и сделанные руками человека. - Тело состоит из вещества. (дети приводят примеры) |
II. Постановка учебной задачи - А без какого вещества не может быть жизни? - У нас получилось несколько вариантов ответов. Я загадаю загадку, и отгадка будет ответом на мой вопрос. «Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он не видимый; и все же Без него мы жить не можем». - Что это за вещество? - Какова же тема нашего урока? |
(разнообразные ответы) - Это вещество – воздух. (различные варианты названия темы урока) - Тему урока можно уточнить в учебнике. |
- Да, речь будет идти о воздухе, но наша тема может звучать и по-другому. Давайте уточним тему нашего урока. Где можно уточнить тему? - Откройте учебник и прочитайте тему урока. - Как вы думаете, на какой вопрос мы должны будем ответить? - Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование (открыть план, записанный на доске: |
- Вещество, необходимое для жизни. - Почему воздух необходим для жизни на Земле. |
План. 1. Для чего нужен воздух на Земле? 2. Состав чистого воздуха. 3. Может ли меняться состав воздуха? 4. Источники загрязнения воздуха. 5. Природные фильтры очистки воздуха.) - Прочитайте его. |
(дети читают пункты плана) |
III. Работа над новым материалом 1. - С чего начнём? - Как вы думаете, почему мы начинаем изучать свойства именно этого вещества? - Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом - воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно вдруг исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут всё живое. - Как вы думаете, сколько литров кислорода нужно человеку? - Взрослый человек потребляет 20 литров кислорода в час. (обращаясь к схеме на доске:) |
- Ответим на вопрос «Для чего нужен воздух на Земле?», (различные ответы детей) (предположительные ответы детей) |
- Какую информацию о значении воздуха мы можем получить из этой схемы? - Ещё раз доказали, почему начинаем знакомство с этого вещества. |
- Без еды человек может обходиться 5 недель, без воды - 5 дней, а без воздуха самое большое 5 минут. |
Самостоятельная работа: - Давайте проведём небольшое исследование, уточним, для чего ещё нужен воздух. Прочитайте текст на 3 стр. и карандашом подчеркните ответы на данный вопрос. |
Дети самостоятельно работают с текстом: «Всё живое на Земле нуждается в воздухе. Воздухом дышат животные, растения, люди. Тебе уже известно, что с воздухом трудно расстаться и на минуту. Даже опытные ныряльщики за морским жемчугом не могут обходиться без воздуха больше нескольких минут. Благодаря воздуху, мы не только дышим, но и слышим, говорим, поём, извлекаем звуки в музыкальных инструментах. Воздух нужен насекомым и птицам для полёта. Человек научился летать, создав воздушные летательные аппараты. Наша Земля в своей воздушной оболочке видится в космосе красивой голубой планетой». |
- Что вы подчеркнули? - Так для чего же нужен воздух? (на ответы, обобщение детей учитель прикрепляет к доске рисунки с птицами, с будильником; карточку с надписью «для жизни») |
(читают, что подчеркнули) - Воздух нужен для жизни; для полета птиц и насекомых; для передачи звуков. |
2. - Какой следующий пункт нашего плана? Чтение текста по абзацам. - Из чего состоит, столь важный для нашей жизни, воздух вы узнаете из текста на 4 стр. (вопросы по тексту) - А как вы считаете? (чтение 2 абзаца сопровождается с показом моделей молекул азота, кислорода, углекислого газа, водяного пара) |
- Состав чистого воздуха. Читают первый абзац: «Ну, раз уж воздух так важен для всех нас, стоит познакомиться с ним поближе». - Нам нужно тоже поближе познакомиться с воздухом. Читают второй абзац: «Воздух - газообразное вещество. В его состав входят: азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы. Кроме того, в воздухе всегда имеются примеси: частицы пыли, бактерии, пыльца растений». |
- Что входит в состав чистого воздуха? - Если весь воздух поместить в огромный шар, то его состав будет выглядеть так: - Азот занимает большую часть объёма воздуха и не поддерживает горение, кислород - 21 % объёма воздуха, он поддерживает горение. Углекислый газ и другие газы занимают 1% воздуха. Углекислый газ не горит и не пригоден для дыхания. |
- В состав чистого воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ, водяные пары. |
- Продолжим знакомство с воздухом. |
Читают третий абзац: «Поглощая из воздуха кислород для дыхания, люди, растения и животные выдыхают углекислый газ. На заводах, фабриках, теплоэлектростанциях с помощью кислорода воздуха сжигается огромное количество топлива, а в воздух выбрасываются частицы сажи (дым), углекислый газ и разные ядовитые газы». |
- Что ещё может находиться в воздухе? |
- В воздухе могут находиться частицы сажи, разные ядовитые газы от заводов и машин, ядовитые поры от свалок. |
- Может ли исчезнуть кислород из воздуха? |
Дочитывают текст: «Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Пока на Земле есть водоёмы и зелёные растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром леса Земли называют лёгкими нашей планеты». |
- Хотя азота и кислорода в воздухе больше, но даже маленькое количество ядовитых газов или болезнетворных бактерий могут делать воздух опасным для здоровья. - Особенно опасен угарный газ (показать модель молекулы угарного газа). Этот ядовитый газ выделяется от машин, образуется при сжигании кучи листьев, при пожарах. Если он попадает в организм человека, он занимает место кислорода т.к. сильнее его и заполняет все клетки организма ядом. Человек погибает. |
|
- Зачем надо об этом знать? - Кто хорошо запомнил состав чистого воздуха? на доске показать состав воздуха с помощью условных знаков: молекулы азота - зелёного цвета, молекулы кислорода - красного цвета, молекула углекислого газа - красные с чёрным, водяной пар - синие с красным, пыль - чёрный треугольник, бактерии - палочки, пыльца растений - звёздочка. |
Различные ответы детей. - В состав воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ, водяные пары, частицы пыли, бактерии, пыльца растений. |
3. - Какой следующий пункт нашего плана? - Как вы думаете? - Продолжим наше исследование. Опыт со свечой. (Учитель зажигает свечу). |
- Может ли меняться состав чистого воздуха? Различные ответы детей. |
- Почему горит свеча? (Учитель накрывает свечу стеклянной посудой). - Почему погасла свеча? - Представьте: свеча - человек, который дышит в помещении, стеклянная посуда - комната с плотно закрытыми окнами и дверями. |
- В воздухе много кислорода, а кислород поддерживает горение. - Под стеклянной посудой закончился кислород. |
- Каким будет воздух в этой закрытой комнате? |
- Воздух будет душным, в нём станет меньше кислорода, а углекислого газа больше. |
- Что показало наше исследование? Ответили мы на вопрос? Состав, каких газов менялся? |
- Менялся состав кислорода и углекислого газа. |
- Теперь вы можете сказать, почему мы постоянно проветриваем нашу классную комнату? - Думаю, вы хорошо разобрались в этом вопросе и сможете выполнить следующее задание. |
- Мы проветриваем классную комнату для того, чтобы в ней было больше кислорода. |
Самостоятельная работа по вариантам. 1 вариант. Нарисуйте с помощью условных знаков, как вы представляете состав воздуха в классной комнате, где много людей, а окна и двери закрыты. 2 вариант. Нарисуйте с помощью условных знаков, как вы представляете состав воздуха в классной комнате, где много людей, а окна и двери открыты. - Помните, что количество азота не изменяется. |
Дети выполняют самостоятельную работу. |
Проверка по образцу на доске. - Поднимите руку, кто хорошо разобрался в этом задании? - Кто затруднялся? Где? - Кто не разобрался? |
Дети поднимают руки. |
4. - Переходим к следующему пункту плана. - Что же загрязняет наш воздух? Где мы можем найти ответ на этот вопрос? |
- Источник загрязнения воздуха. |
- Продолжим наше исследование и совершим небольшую экскурсию. (Экскурсия или видео: дымящийся завод нашего города, автомобили на дорогах) - В воздухе растёт количество углекислого газа, который выбрасывают промышленные предприятия и автомобили. Средний автомобиль сжигает за час работы 20000 л кислорода. А один реактивный самолёт только на старте «съедает» 120 млн л кислорода. |
- Надо выйти на улицу. |
- Что же загрязняет воздух? (на доску прикрепить картинки с автомобилем и заводом) - Зачем надо об этом знать? |
- Воздух загрязняют автомобили, заводы. - Об этом надо знать, чтобы не навредить своему здоровью, гулять подальше от таких мест и т.д. |
5. - Какой пункт плана остался? - Как вы понимаете значение слова фильтры? - Что в природе может очищать воздух? (прикрепляет картинку с дубом) |
- Природные фильтры. - Фильтры - это очистительные сооружения. Ответы детей. |
- Один дуб вырабатывает за год столько кислорода, что его достаточно для поддержания жизни 10 людей. - А какие деревья растут в вашем дворе, возле школы, на стадионе? |
Дети называют деревья. |
- Продолжим нашу экскурсию. (Экскурсия на школьный стадион или видео: аллея из тополей, деревья, растущие вокруг школы) - Чаще других деревьев в городе сажают тополя, во-первых, потому что они прекрасно очищают городской воздух от пыли и копоти, во-вторых, они выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. (Прикрепляет картинку с тополем во время видео или после экскурсии) - Один тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 4 сосны, 7 елей. Среди других природных фильтров тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым. (Продолжение экскурсии или видео: газоны школьного двора, уход за ними учащимися) - Более активно «спасает» нас от вредных веществ трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу! |
|
- Почему растения называют лёгкими нашей планеты? - Где вам могут пригодиться эти знания? |
Ответы детей. |
IV. Итог урока - Прочитайте тему урока. - На какой вопрос мы ответили? |
- Вещество, необходимое для жизни. - Почему воздух необходим для жизни на Земле? |
- Поднимите руку, кто знает ответ на этот вопрос? - Кто сомневается? - Кто не знает? - Как вы думаете, сегодня на уроке мы всё узнали о воздухе? - На следующем уроке мы узнаем о его свойствах. |
Дети поднимают руки. - Думаем, нет. |
V. Домашнее задание Стр. 3 1 ряд - будет готовить ответ на вопрос: «Для чего в воду аквариумов закачивают воздух?», 2 ряд - попробует объяснить, как мы говорим и слышим , 3 ряд - «Как разговаривали космонавты на Луне?» - Кто захочет, может подготовить ответы на все вопросы. |
|