Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Вещество, необходимое для жизни"

Разделы: Начальная школа


Тип: урок нового материала.

Вид: урок-исследование.

Технология: целеполагания.

Цель: дети должны

  • знать почему воздух необходим для жизни на Земле; его значение для жизни; состав чистого воздуха; что загрязняет и что очищает воздух;
  • уметь использовать условные знаки и обозначения для моделирования состава воздуха; проводить исследование.

Оборудование: план урока; карточка с надписью «для жизни»; картинки «птицы и насекомые», «будильник», «дуб», «тополь», «дымящийся завод», «автомобили», «поле подсолнечника»; схема «человек – вода – еда – воздух»; схема состава воздуха в виде воздушного шара; модели молекул азота, кислорода, углекислого газа, водяного пара; для опыта свеча, стакан.

Ход урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

I. АОЗ

 - По какому разделу мы сейчас работаем?

- Давайте вспомним, как всё устроено в природе?

- Из чего состоит тело?

- Приведите примеры.

- Мы работаем по разделу: «Тела и вещества».

- Нас окружают тела, созданные природой и сделанные руками человека.

- Тело состоит из вещества.

(дети приводят примеры)

II. Постановка учебной задачи

- А без какого вещества не может быть жизни?

- У нас получилось несколько вариантов ответов. Я загадаю загадку, и отгадка будет ответом на мой вопрос.

«Через нос проходит в грудь

  И обратно держит путь.

  Он не видимый; и все же

  Без него мы жить не можем».

- Что это за вещество?

- Какова же тема нашего урока?

(разнообразные ответы)

- Это вещество – воздух.

(различные варианты названия темы урока)

- Тему урока можно уточнить в учебнике.

- Да, речь будет идти о воздухе, но наша тема может звучать и по-другому. Давайте уточним тему нашего урока. Где можно уточнить тему?

- Откройте учебник и прочитайте тему урока.

- Как вы думаете, на какой вопрос мы должны будем ответить?

- Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование

(открыть  план,  записанный  на доске:

- Вещество, необходимое для жизни.

- Почему воздух необходим для жизни на Земле.

План.

1. Для чего нужен воздух на Земле?

2.  Состав чистого воздуха.

3. Может ли меняться состав воздуха?

4.  Источники загрязнения воздуха.

5.  Природные фильтры очистки воздуха.)

- Прочитайте его.

(дети читают пункты плана)

III. Работа над новым материалом

1. - С чего начнём?

- Как вы думаете, почему мы начинаем изучать свойства именно этого вещества?

- Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом - воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно вдруг исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут всё живое.

- Как вы думаете, сколько литров кислорода нужно человеку?

- Взрослый человек потребляет 20 литров кислорода в час.

(обращаясь к схеме на доске:)

- Ответим на вопрос «Для чего нужен воздух на Земле?», (различные ответы детей)

(предположительные ответы детей)

- Какую информацию о значении воздуха мы можем получить из этой схемы?

- Ещё раз доказали, почему начинаем знакомство с этого вещества.

- Без еды человек может обходиться 5 недель, без воды - 5 дней, а без воздуха самое большое 5 минут.

Самостоятельная работа:

- Давайте проведём небольшое исследование, уточним, для чего ещё нужен воздух. Прочитайте текст на 3 стр. и карандашом подчеркните ответы на данный вопрос.

Дети самостоятельно работают с текстом: «Всё живое на Земле нуждается в воздухе. Воздухом дышат животные, растения, люди. Тебе уже известно, что с воздухом трудно расстаться и на минуту. Даже опытные ныряльщики за морским жемчугом не могут обхо­диться без воздуха больше несколь­ких минут.

Благодаря воздуху, мы не только дышим, но и слышим, говорим, поём, извлекаем звуки в музы­кальных инструментах. Воздух нужен насекомым и птицам для полёта. Человек научился летать, создав воздушные летательные аппараты. Наша Земля в своей воздушной оболочке видится в космосе кра­сивой голубой планетой».

- Что вы подчеркнули?

- Так для чего же нужен воздух?

(на ответы, обобщение детей учитель прикрепляет к доске рисунки с птицами, с будильником; карточку с  надписью «для жизни»)

(читают, что подчеркнули)

- Воздух нужен для жизни; для полета птиц и насекомых; для передачи звуков.

2. - Какой следующий пункт нашего плана?

Чтение текста по абзацам.

- Из чего состоит, столь важный для нашей жизни, воздух вы узнаете из текста на 4 стр.

(вопросы по тексту)

- А как вы считаете?

(чтение 2 абзаца сопровождается с показом моделей молекул азота, кислорода, углекислого газа, водяного пара)

- Состав чистого воздуха.

Читают первый абзац: «Ну, раз уж воздух так важен для всех нас, стоит познакомиться с ним поближе».

- Нам нужно тоже поближе познакомиться с воздухом.

Читают второй абзац: «Воздух - газообразное вещество. В его состав входят: азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы. Кроме того, в воздухе всегда имеются примеси: частицы пыли, бак­терии, пыльца растений».

- Что входит в состав чистого воздуха?

- Если весь воздух поместить в огромный шар, то его состав будет выглядеть так:

- Азот занимает большую часть объёма воздуха и не поддерживает горение, кислород - 21 % объёма воздуха, он поддерживает горение. Углекислый газ и другие газы занимают 1% воздуха. Углекислый газ не горит и не пригоден для дыхания.

- В состав чистого воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ, водяные пары.

- Продолжим знакомство с воздухом.

Читают третий абзац: «Поглощая из воздуха кислород для дыхания, люди, растения и животные выдыхают углекислый газ. На заводах, фабриках, теплоэлектростанциях с помощью кислорода воздуха сжигается огромное количество топ­лива, а в воздух выбрасываются частицы сажи (дым), углекислый газ и разные ядовитые газы».

- Что ещё может находиться в воздухе?

- В воздухе могут находиться частицы сажи, разные ядовитые газы от заводов и машин, ядовитые поры от свалок.

- Может ли исчезнуть кислород из воздуха?

Дочитывают текст: «Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Пока на Земле есть водоёмы и зелёные растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром леса Земли называют лёгкими нашей планеты».

- Хотя азота и кислорода в воздухе больше, но даже маленькое количество ядовитых газов или болезнетворных бактерий могут делать воздух опасным для здоровья.

- Особенно опасен угарный газ (показать модель молекулы угарного газа). Этот ядовитый газ выделяется от машин, образуется при сжигании кучи листьев, при пожарах. Если он попадает в организм человека, он занимает место кислорода т.к. сильнее его и заполняет все клетки организма ядом. Человек погибает.

 

- Зачем надо об этом знать?

- Кто хорошо запомнил состав чистого воздуха?

на доске показать состав воздуха с помощью условных знаков:

молекулы азота - зелёного цвета, молекулы кислорода - красного цвета, молекула углекислого газа - красные с чёрным, водяной пар - синие с красным, пыль - чёрный треугольник, бактерии - палочки, пыльца растений - звёздочка.

Различные ответы детей.

- В состав воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ, водяные пары, частицы пыли, бактерии, пыльца растений.

3. - Какой следующий пункт нашего плана?

- Как вы думаете?

- Продолжим наше исследование.

Опыт со свечой. (Учитель зажигает свечу).

- Может ли меняться состав чистого воздуха?

Различные ответы детей.

- Почему горит свеча?

(Учитель накрывает свечу стеклянной посудой).

- Почему погасла свеча?

- Представьте: свеча - человек, который дышит в помещении, стеклянная посуда - комната с плотно закрытыми окнами и дверями.

- В воздухе много кислорода, а кислород  поддерживает горение.

- Под стеклянной посудой закончился кислород.

- Каким будет воздух в этой закрытой комнате?

- Воздух будет душным, в нём станет меньше кислорода, а углекислого газа больше.

- Что показало наше исследование? Ответили мы на вопрос? Состав, каких газов менялся?

- Менялся состав кислорода и углекислого газа.

- Теперь вы можете сказать, почему мы постоянно проветриваем нашу классную комнату?

- Думаю, вы хорошо разобрались в этом вопросе и сможете выполнить следующее задание.

-  Мы проветриваем классную комнату для того, чтобы в ней было больше кислорода.

Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант.

Нарисуйте с помощью условных знаков, как вы   представляете состав воздуха в классной комнате, где много людей, а окна и двери закрыты.

2 вариант.

Нарисуйте с помощью условных знаков, как вы   представляете состав воздуха в классной комнате, где много людей, а окна и двери открыты.

- Помните, что количество азота не изменяется.

Дети выполняют самостоятельную работу.

Проверка по образцу на доске.

- Поднимите руку, кто хорошо разобрался в этом задании?

- Кто затруднялся? Где?

- Кто не разобрался?

Дети поднимают руки.

4. - Переходим к следующему пункту плана.

- Что же загрязняет наш воздух? Где мы можем найти ответ на этот вопрос?

- Источник загрязнения воздуха.

- Продолжим наше исследование и совершим небольшую экскурсию.

(Экскурсия или видео: дымящийся завод нашего города, автомобили на дорогах)

- В воздухе растёт количество углекислого газа, который выбрасывают промышленные предприятия и автомобили. Средний автомобиль сжигает за час работы 20000 л кислорода. А один реактивный самолёт только на старте «съедает» 120 млн л кислорода.

- Надо выйти на улицу.

- Что же загрязняет воздух?

(на доску прикрепить картинки с автомобилем и заводом)

- Зачем надо об этом знать?

- Воздух загрязняют автомобили, заводы.

- Об этом надо знать, чтобы не навредить своему здоровью, гулять подальше от таких мест и т.д.

5. - Какой пункт плана остался?

- Как вы понимаете значение слова фильтры?

- Что в природе может очищать воздух? (прикрепляет картинку с дубом)

- Природные фильтры.

-  Фильтры - это очистительные сооружения.

Ответы детей.

- Один дуб вырабатывает за год столько кислорода, что его достаточно для поддержания жизни 10 людей.

- А какие деревья растут в вашем дворе, возле школы, на стадионе?

Дети называют деревья.

- Продолжим нашу экскурсию.

(Экскурсия на школьный  стадион или видео: аллея из тополей, деревья, растущие вокруг  школы)

- Чаще других деревьев в городе сажают тополя, во-первых, потому что они прекрасно очищают городской воздух от пыли и копоти, во-вторых, они выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья.

(Прикрепляет картинку с тополем во время видео или после экскурсии)

- Один тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 4 сосны, 7 елей.

Среди других природных фильтров тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя  и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.

(Продолжение экскурсии или видео: газоны школьного двора, уход за ними учащимися)

- Более активно «спасает» нас от вредных веществ трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу!

 

- Почему растения называют лёгкими нашей планеты?

- Где вам могут пригодиться эти знания?

Ответы детей.

IV. Итог урока

- Прочитайте тему урока.

- На  какой вопрос мы ответили?

- Вещество, необходимое для жизни.

- Почему воздух необходим для жизни на Земле?

- Поднимите руку, кто знает ответ на этот вопрос?

- Кто сомневается?

- Кто не знает?

- Как вы думаете, сегодня на уроке мы всё узнали о воздухе?

- На следующем уроке мы узнаем о его свойствах.

Дети поднимают руки.

- Думаем, нет.

V. Домашнее задание

Стр. 3

1  ряд - будет готовить ответ на вопрос:

«Для чего в воду аквариумов закачивают воздух?»,

2 ряд -  попробует объяснить, как мы говорим и слышим ,

3 ряд -  «Как разговаривали космонавты на Луне?»

- Кто захочет, может подготовить ответы на все вопросы.