Цели:
1. обучающая: создать условия для закрепления умения делить слова для переноса.
2. развивающая: развивать мыслительные операции; умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать память, мышление, внимание и речь.
3. воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, толерантность.
Тип урока: закрепление изученных знаний.
Технические средства обучения:
1. Фрагмент записи музыкального произведения
2. Запись шума леса
3. Картинка девушки Осени, листочки (5 шт.)
4. Карточка с ребусами
5. Памятка
6. Картинки для словарного диктанта
7. Карточки со словарными словами
8. Карточка с упражнениями
9. Карточка с проверкой для упражнений
Ход урока
Методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I. Актуализация знаний. 1. Эмоциональный настрой. - Ребята, послушайте отрывок из музыкального произведения. |
Дети слушают музыку |
|
- Какое настроение у вас возникло после прослушивания? - Мне хочется пожелать вам, чтобы эта теплая атмосфера сохранилась на протяжении всего урока. |
Ответы детей |
|
- Сегодня на урок к нам пришла Осень. Ветром раздуло ее листочки, рассыпались они по доске. Нам нужно навести порядок – вернуть листочки осени, а для этого нужно выполнить задания на этих листочках. |
Ребята слушают учителя |
частично поисковый метод |
2. Минутка чистописания. Итак, первое задание - Определите начертание какой буквы мы будем сегодня повторять. В слове «осень» она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Запишите дату. |
Это буква «н» |
наглядный (карточка с начертанием буквы «н») |
- Вспомним , как правильно написать строчную и прописную букву «Н» (объяснение учителя по карточке). - Пропишите «в воздухе» эти буквы. |
Ребята прописывают «в воздухе» буквы. |
частично поисковый метод |
- Посмотрите внимательно в свои тетради. Какую закономерность вы заметили? (Н н Н нн…). Продолжите строку соблюдая эту закономерность. - Молодцы. Все справились с этим заданием. Вернем лист осени. (прикрепляем рядом с изображением Осени) |
Дети прописывают строчку букв «н» |
наглядный (карточка с ребусами) наглядный (карточка с названием темы урока) |
3. Определение темы и целей. - Выполним второе задание: разгадайте ребус (перенос) - Почему именно этот ребус появился на уроке? (Учитель прикрепляет на доску карточку с названием темы) |
Учащиеся разгадывают ребус Потому что тема урока: «Перенос слов» Ответы детей |
|
- Сегодня на уроке мы будем упражняться в переносе слов. - Для чего нам необходимо уметь это делать? - Ребята, вы справились со вторым заданием: разгадали ребус, определили тему урока. Отдаем второй листок Осени. |
|
наглядный (памятка) |
II. Закрепление изученного материала. 1. - Выполним третье задание: вспомним правила переноса. - Отдаем третий листочек Осени. |
Ученики рассказывают правило с опорой на памятку |
наглядный (картинки для диктанта) наглядный (карточки со словами) |
2. Словарная работа. - Чтобы вернуть Осени четвертый лист, вспомним написание словарных слов. Проведем картинный диктант. Запишите слова в столбик (собака, класс, пальто, ягода, капуста) - Проверьте написание слов. |
Ребята записывают слова в столбик Самопроверка |
|
- Нам нужно разделить эти слова для переноса. Что необходимо сделать перед этим? |
Поделить на слоги |
|
Как мы это делаем? Разделите на слоги (один работает у доски) - Проверим |
«Зовем» слово Взаимопроверка |
|
Пользуясь правилами, разделите эти слова черточкой для переноса, записывая их во второй столбик. |
Дети делят слова для переноса |
|
- Ребята, какое слово оказалось «лишним». Почему? |
Это слово» класс». Оно состоит из одного слога, поэтому не делится для переноса |
|
- Какие слова имеют один способ переноса? Как вы их перенесли? |
Это слова «пальто, ягода» |
|
- Какие слова имеют два способа переноса? Назовите их. |
Это слова «собака» и «капуста» |
|
- Возвращаем Осени четвертый листок. |
Дети замечают, что слова перенесены неверно |
|
Физминутка |
|
частично-поисковый |
3. Пятый лист Осень получит после того, как мы выполним следующее задание. Прочитайте текст на доске. Понаблюдайте над переносом слов. Сделайте вывод. Осенний парк Красив па-рк осенью. Деревья надели яркий осенн-ий наряд. Листья падают на узен-ькие тропинки. По аллеям гуляют ре-бята. - Какое правило переноса нарушено в каждом случае? Запишите в тетради верный вариант. |
Ребята записывают в тетради Два человека выходят к доске и «раздвигают» слова из букв на магнитах. Ставят черточку. |
|
- Проверим. |
Да, хорошо работаем, верно выполняем задания |
|
- Можем ли мы вернуть Осени пятый лист? |
Самостоятельная работа Самопроверка |
|
4. Остался последний листочек и последнее задание Выберите из двух предложенных одно, которое вам по силам выполнить. Вчитайтесь в задание. Выполните его (приложение 1). - Проверьте себя (приложение 2) - Мы вернули Осени лист. |
Ответы детей |
беседа |
III. Итог урока - Давайте подведем итог урока. Какова была тема урока? Чему учились? - Дома вы продолжите упражняться в переносе слов. Предлагаю вам упражнения на выбор. - Ребята все листочки вернулись к Осени. Она очень рада, что вы помогли ей. - Давайте подарим ей еще листочки. Красный подарит тот, у кого на уроке все получалось, он доволен собой. Желтый – тот, кто считает, что ему нужно еще поработать над этой темой. А зеленый - тот, у кого сегодня ничего не получалось, кому было очень трудно. - Я очень рада за вас. Спасибо. Урок окончен. |
Дети прикрепляют на скотч листики |