Одним из приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении русского языка являются словесные игры на уроках.
Методисты придают большое значение игровому моменту, так как игра помогает сделать процесс обучения занимательным и разнообразным.
Грамматические игры связаны с возникновением интереса у детей, они развивают воображение, наблюдательность, сообразительность, находчивость, возбуждают в детях мысль, создают условия для развития ситуативной речи и выработки чувства языка.
Методика введения игрового момента в урок любого предмета, в том числе урока русского языка, ещё полностью не разработана, и поэтому применение игры используется как один из приёмов развития мышления и речи учащихся.
Включая грамматические игры в уроки, следует иметь в виду их воспитательное значение, развитие мышления, обогащение словарного запаса учащихся. Важно, чтобы игры не навязывались детям, не использовались в качестве “довеска” к теме урока, а естественно “вплетались бы” в урок, являясь как бы продолжением, закреплением, повторением изученного материала.
Можно вводить игру, если учитель видит, что учащиеся устали, что однообразное выполнения упражнений ведёт к ослаблению внимания ребят.
Игры со словами хорошо влияют и на грамотность учащихся, особенно те, в которых используется работа со словарями.
Элементы занимательности не только способствуют закреплению грамматического материала и развитию речи учащихся, они воспитывают дисциплинированность, волю, память, мышление, ведь в играх есть правила, условия, игры связаны с преодолением трудностей, они заставляют что-то вспомнить, воспроизвести, произвести определённые мыслительные операции.
Элементы занимательности и игры следует вводить с начальных классов, ведь игра – одно из любимых занятий детей и подростков.
Использование словесных игр развивает в детях мысль, вырабатывает, по словам К.Д.Ушинского, хороший язык. Введение грамматической игры способствует выработке навыков употребления изучаемого материала в связной речи.
Если в начальных классах через игровую деятельность предпочтительнее развивать конкретное мышление, то у подростков игра способствует развитию абстрактного мышления.
Использование игр помогает учителю оживить урок, пробудить у школьников любознательность и стремление овладеть богатством языка. В развлекательной форме можно приучить учащихся глубже вглядываться в явления и сущность русского языка как особой лингвистической науки.
Но ни в коем случае нельзя перенасыщать урок игровыми элементами, так как это может привести к ненужной развлекательности.
В педагогической практике учителя широко используют викторины, грамматические шарады, скороговорки, загадки, игры – “экскурсии”, подбор слов на определённую тему или букву, кроссворды, чайнворды и т.д.
В своей практике я использую игры, которые составила сама или вместе с детьми.
Причём каждую игру можно ещё разнообразить: составлять словосочетания, предложения, тексты-миниатюры. И, естественно, словесные игры можно использовать не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Приложение 1. (Словесные игры)
Приложение 2. (Словесные игры 1)