Грамматические игры как один из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся. Словесные игры и таблицы

Разделы: Русский язык


Одним из приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении русского языка являются словесные игры на уроках.

Методисты придают большое значение игровому моменту, так как игра помогает сделать процесс обучения занимательным и разнообразным.

Грамматические игры связаны с возникновением интереса у детей, они развивают воображение, наблюдательность, сообразительность, находчивость, возбуждают в детях мысль, создают условия для развития ситуативной речи и выработки чувства языка.

Методика введения игрового момента в урок любого предмета, в том числе урока русского языка, ещё полностью не разработана, и поэтому применение игры используется как один из приёмов развития мышления и речи учащихся.

Включая грамматические игры в уроки, следует иметь в виду их воспитательное значение, развитие мышления, обогащение словарного запаса учащихся. Важно, чтобы игры не навязывались детям, не использовались в качестве “довеска” к теме урока, а естественно “вплетались бы” в урок, являясь как бы продолжением, закреплением, повторением изученного материала.

Можно вводить игру, если учитель видит, что учащиеся устали, что однообразное выполнения упражнений ведёт к ослаблению внимания ребят.

Игры со словами хорошо влияют и на грамотность учащихся, особенно те, в которых используется работа со словарями.

Элементы занимательности не только способствуют закреплению грамматического материала и развитию речи учащихся, они воспитывают дисциплинированность, волю, память, мышление, ведь в играх есть правила, условия, игры связаны с преодолением трудностей, они заставляют что-то вспомнить, воспроизвести, произвести определённые мыслительные операции.

Элементы занимательности и игры следует вводить с начальных классов, ведь игра – одно из любимых занятий детей и подростков.

Использование словесных игр развивает в детях мысль, вырабатывает, по словам К.Д.Ушинского, хороший язык. Введение грамматической игры способствует выработке навыков употребления изучаемого материала в связной речи.

Если в начальных классах через игровую деятельность предпочтительнее развивать конкретное мышление, то у подростков игра способствует развитию абстрактного мышления.

Использование игр помогает учителю оживить урок, пробудить у школьников любознательность и стремление овладеть богатством языка. В развлекательной форме можно приучить учащихся глубже вглядываться в явления и сущность русского языка как особой лингвистической науки.

Но ни в коем случае нельзя перенасыщать урок игровыми элементами, так как это может привести к ненужной развлекательности.

В педагогической практике учителя широко используют викторины, грамматические шарады, скороговорки, загадки, игры – “экскурсии”, подбор слов на определённую тему или букву, кроссворды, чайнворды и т.д.

В своей практике я использую игры, которые составила сама или вместе с детьми.

Причём каждую игру можно ещё разнообразить: составлять словосочетания, предложения, тексты-миниатюры. И, естественно, словесные игры можно использовать не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Презентация

Приложение 1. (Словесные игры)

Приложение 2. (Словесные игры 1)