Познавательные сказки для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Сказки про Никтошку.

Может, я птица?

Цель: Дать детям понятие “птица”, уточнить знания об основных внешних признаках птиц, стадиях развития птиц.

- Какая интересная корзиночка висит, залезу и посмотрю, что же в ней? Здесь есть мягкая подстилочка из сухих травинок, кусочков мха, пуха, перьев. А еще тут лежат два овальных камешка.

- Осторожнее ты мне лапку придавил! – пропищал кто-то маленький с желтым клювом.

- Извини, пожалуйста, я не знал, что ты здесь. А куда я попал?

- Это мой дом, а называется – гнездо. Я – птенец. А ты кто?

- Я не знаю кто я, я – Никтошка.

- Такого не бывает, у всего есть название. Например, когда я вылупился из яйца, моя мама мне сказала, что я – птенец, мой дом – гнездо. А вот эти два овальных камешка – яйца, из которых скоро вылупятся мои братья или сестры. Они тоже будут птенцами. Моя мама – птица, мой папа – птица, а когда я вырасту, то тоже буду взрослой птицей. Почему твоя мама тебе не сказала, к какому роду ты принадлежишь?

- К сожалению, я, наверно, просто потерялся, и никто не сказал мне - кто мои родственники. В этом гнезде так мягко и уютно, разреши мне побыть птицей, - стал просить Никтошка.

Тут прилетела мама-птица. Пожалела бедного Никтошку и разрешила пожить в гнезде вместе со своими птенцами. Весть о госте птичьего гнезда быстро облетела весь лес. Первой прилетела любопытная сорока и затрещала:

- Ну какая же из него птица, у него нет перьев!

Мама-птица попросила других птиц подарить по перышку для Никтошки. Шилонос помог маме-птице сшить платье из перьев.

- Ура! Теперь я – птица, - радовался Никтошка, любуясь собой.

Посмотрела сорока и опять осталась недовольна:

- Перья есть, но на птицу все равно не похож.

- Ну, конечно, - догадался птенец, - у всех птиц есть две лапки с пальцами.

Добрый птенец отыскал две палочки и помог сделать лапки Никтошке. Какие замечательные получились лапки. Можно на них прыгать, держаться за веточки деревьев и кустов.

Но сорока все равно не успокаивается:

- Перья – есть, лапки есть, а клюва – нет.

Тут уж и другие птицы стали помогать мастерить Никтошке клюв из веточек. Пока мастерили клюв, сорока где-то раздобыла осколок зеркала.

- Прелестно, прелестно, таким клювом можно только мошек ловить да комаров. Чтобы лакомиться лягушками и рыбешкой, как моя подруга цапля, такой клюв не годиться. Уж про семена и косточки и разговора быть не может. Вот и выбирай себе пищу по клюву, - трещит сорока.

Никтошка тем временем в осколок зеркала себя разглядывает. И так повернется, и эдак. Что-то, все-таки, еще есть у птиц, а у него нет.

- Дети, как вы думаете, чего еще не хватает?

Тут непоседа сорока взмахнула крыльями и улетела. Никтошка сразу догадался, что ему не хватает, чтобы быть похожим на птицу. Это – крылья. Из остатков перьев мама-птица сделала Никтошке крылья.

- Теперь я настоящая птица! У меня есть перья, две лапки, хвост, клюв и крылья. Я хочу летать! - обрадовался Никтошка.

- Осторожнее, не все птицы умеют летать, - хотела предупредить Никтошку мама-птица. Но любопытное “чудо в перьях” уже выскочило из гнезда и угодило в большую лужу под деревом.

О том, что случилось дальше с маленьким Никтошкой, расскажем в другой сказке.

Между водой и землей

Цель: Дать представления детям о классе земноводных, стадиях развития, способах питания.

Не получилось у Никтошки стать птицей. Попробовав летать, он свалился в лужу и теперь намокшие перья тянули Никтошку вниз под воду.

- Спасите! Помогите! – стал звать на помощь Никтошка. Он понял, что не умеет не только летать, но и плавать.

Из-под воды показались два больших желтых глаза и начали вращаться, рассматривая нарушителя спокойствия. Затем, на шее у большеглазого надулся мешок, а из огромного рта послышалось:

- Куа-а-а, кто-о-о здесь шумит и пугает моих деток. Они пока только икринки. Но через некоторое время из икринок в воде вылупятся личинки-головастики. Их так называют, потому, что сначала у них есть только голова и хвост. Постепенно у головастика вырастут задние ноги, потом передние, а хвост рассосется. Головастик станет похожим на лягушонка. Лягушонок, в отличии от головастика, уже не сможет дышать под водой. Все лягушки питаются на земле, но должны смачивать тело в воде, и откладывать икру в воде. Лягушки - жители и воды, и земли, поэтому их называют земноводными животными.

- Спасите! – опять завопил Никтошка.

- Что за крикун непонятливый, - заквакала лягушка,- греби лапами, как я, может быть, ты научишься плавать.

- Вот глупая лягушка, нет у меня таких широких лап, как у тебя, да и воздух при нырянии задерживать не умею. Тут лягушка схватила Никтошку за шиворот и вытащила на берег.

- Спрячься под листочек и сиди тихо, не то или цапля съест, или ежик. Но Никтошке опять не сидится:

- Лягушка, лягушка я кушать хочу!

- Что за несносное создание, смотри, как есть надо. Видишь мошка летает, следи за ней глазами, когда поближе подлетит, то ты языком ее хвать и рот. Понял? Все, приятного аппетита. А мне пора, моя кожа высыхает и становится трудно дышать, надо искупаться. И лягушка, зашлепав по мелководью, с бульканьем нырнула в воду.

Теперь Никтошка точно знал, что не только к птицам, но и к земноводному роду он не принадлежит. Придется дальше искать своих родственников и узнать, как их называют, где они живут, что едят.

В поисках насекомых

Цель: Познакомить детей с классом насекомых. Дать представление об общих признаках насекомых, некоторых особенностях строения, стадиях развития.

А) Хочу прыгать, как кузнечик!

Цель: Дать представление детям о некоторых внешних особенностях кузнечиков.

Прекрасным летним утром молодой кузнечик весело прыгал среди душистых трав на зеленом лугу. В поисках подружки кузнечик громко стрекотал своими резными крылышками. Никтошка наблюдал за кузнечиком из-под листика. Прыжки были такими захватывающими, стрекотание таким веселым, что Никтошке очень захотелось с кузнечиком познакомиться.

- Э-ге-гей! Зеленая лягушка-попрыгушка, давай дружить!

Но не так-то просто найти зеленых кузнечиков в зеленой траве. Прыгнул кузнечик на другое место, и Никтошка его потерял. Опять прыг - потерял. Такие вот “прятки” получаются. Устал Никтошка за кузнечиком бегать, сел в травку отдохнуть.

Тут и кузнечики заинтересовались незваным гостем, осторожно подскакали к Никтошке.

- Ой, - удивился Никтошка, - на лягушку вроде не похожи, на птицу - тоже.

- Мы кузнечики. А ты нас не съешь? – прострекотал кузнец.

- Нет, я не знаю, что люблю есть. Вас зовут - кузнечики, а я думал, что вы мокрые зеленые лягушки-попрыгушки. Кузнечики, кузнечики, а как вы меня нашли в такой высокой траве? – удивился Никтошка.

- Посмотри, у нас на голове есть красивые усики, мы можем ими шевелить. Только они не для красоты, усиками мы можем чувствовать, что нас окружает. А еще на передних коленках у кузнечиков есть дырочки, такие ушки, которыми мы услышали твое шуршание в траве.

- Кузнечики, кузнечики, а научите меня также прыгать высоко, - просит Никтошка.

- Мы можем так высоко прыгать потому, что у кузнечиков, и наших ближайших родственников - саранчи, сверчков, есть задние удлиненные прыгательные ноги. Тело у нас легкое, без косточек, но снаружи мы покрыты твердой корочкой, которая называется – хитин.

- Кузнечики, кузнечики, а зачем вам еще четыре ноги, вы и на двух прекрасно прыгаете, - любопытствует Никтошка.

- А это, чтобы поддерживать наше тело в устойчивом положении, четыре передние ноги помогают лазать по растениям. Передними ногами мы можем усики чистить, удерживать пищу при поедании.

- Кузнечики, кузнечики, а зачем вам крылья, ведь летать вы не можете? – не унимается Никтошка.

- А это, чтобы подружек привлекать, песенку для них крыльями стрекочем.… Кажется, дождь собирается, пора убежище себе искать, - кузнечики прыг и где-то под растениями исчезли.

Тут полил веселый летний ливень. Никтошка остался один под раскидистым деревом. Листва дерева немного задерживала капли. А любопытный Никтошка сладко спал под шум дождя.

Интересно, что же нового еще он сможет узнать, когда проснется?

Б) Встреча с муравьиной семьей.

Цель: Дать представление о “насекомых”, уточнить представления детей об общих признаках насекомых.

Проснулся Никтошка, а вокруг кипит работа. Целая компания очень похожих на кузнечиков существ, с усиками на голове, шестью ногами на туловище, дружно переносила веточки, хвоинки, песчинки в одну большую кучу. Никтошка тоже захотел помочь. Он взял веточку побольше и положил на кучу. Да не тут-то было, мирно работающие создания вдруг рассердились на Никтошку. Стали дружно кусать и брызгать Никтошку жидкостью, от которой стало щипать. Бросился бежать Никтошка, еле ноги унес от такой дружной компании.

- И как это они, ни о чем не договариваясь, так дружно на меня напали?- вслух размышлял Никтошка.

- Привет, Никтошка! Это я – кузнечик! Ты повстречался с муравьями. Они общественные насекомые, договорились муравьи между собой с помощью усиков. Они живут одной семьей и очень не любят, когда им мешают. Дом у них так и называется - муравейник.

- Но муравьи похожи на тебя, кузнечик! - рассуждает Никтошка.

- Конечно, похожи, ведь мы – насекомые. Все взрослые насекомые бегают, прыгают на шести ногах, у нас нет костей, а тело покрыто корочкой – хитином, на голове усики, глаза, у некоторых из нас на теле еще есть крылышки.

- Насекомые с шестью ногами, понятно. Значит вы не мои родственники, у меня всего этого нет. Пойду искать в другие края. До свидания, кузнечик.

Четвероногий друг

Цель: На примере отдельного вида познакомить с особенностями внешнего строения, поведения млекопитающих.

Идет Никтошка по лесной тропинке, через корни деревьев перелезает, большие лужи обходит, муравьиные дома его тоже больше не привлекают. Осторожнее стал Никтошка. В лесу неизвестно, что еще опасное попадется. Ну вот, только о неизвестном подумал, как провалился в какую-то дыру в земле. Страшно Никтошке, темно в дыре. Рядом кто-то пищит: пи-пи-пи. Потрогал Никтошка – мягкое, пушистое, теплое. Пока не страшное, не щиплет, не кусает.

- Кто ты?

- Я – мышонок, живу в норе. Сейчас моя мама мышь сама зернышек, корешков поест и придет, покормит меня молоком.

- Это наверно очень вкусно, ты так чмокаешь. А как ты выглядишь? В темноте мне ничего не видно, давай вылезем из норы.

- Ползи за мной, а то заблудишься. В маминой норе много ходов, чтобы от врагов убегать и прятаться. Впереди светло, значит близко выход.

- Ура, солнышко. Какой мышонок ты серенький, пушистый. У тебя всего четыре лапки, глаза, усики, гладкий хвост. Зачем ты меня обнюхиваешь?

- Мы узнаем других животных по запаху,- пропищал мышонок.

- Сколько всего разного на свете. Птицы покрыты перьями, у земноводных кожа гладкая и мокрая, насекомые покрыты корочкой - хитином, а у тебя мышонок какие-то волосики на теле.

- Эти волосики называются – шерсть.

- Понятно, понятно. У птиц две лапки, у насекомых – шесть, а у тебя как у лягушки всего четыре лапы.

- Будешь обзываться лягушкой, я покажу тебе, что у меня еще и зубы есть, и пасть. И вообще мы на лягушек не похожи. Наше тело теплое, мама-самка рождает детенышей, похожих на взрослых животных и кормит их сначала молоком. Наш род, поэтому, называется млекопитающие. И мыши, и зайцы, и лисы, и волки, и медведи - все млекопитающие.

- Какой ты мышонок умный! Давай с тобой дружить. Будем вместе новое про наш мир узнавать!

2. Сказка для детей старшего дошкольного возраста. Чудо света.

Цели:

  1. Дать понятие детям о световом потоке, состоящем из частиц.
  2. Объяснить детям некоторые свойства облаков – при столкновении разрядов: сверкает молния и гремит гром, а также участии ветра в этом процессе.

В давние, давние времена в неведомых краях появилась золотая планета.

Жили на той планете чудесные существа – искорки. Целыми днями они трудились – мыли, чистили до блеска, ухаживали за золотой планетой. Да только все равно золотая планета была недовольна. С каждым днем планета становилась все ворчливее и сварливее, а от этого все более распалялась и, в конце концов, так разгорячилась, что искоркам от этого жара стало совсем невмоготу.

Что делать! Видно такова наша судьба, - решили искорки. - Пора нам покинуть родные края, белый свет посмотреть, себя показать.

Слово сказано, так и сделали. Собрались искорки в путь-дорогу. День идут, другой идут. Встает перед ними непреодолимая преграда. Посмотришь издали – как будто стена. Потрогали искорки стену – не твердая, не гладкая. Протянешь руку, и тонет, исчезает рука в стене.

- Чудеса, да и только, - подумали искорки. Захотели поиграть с волшебной стеной в прятки. Играли, играли, устали и легли спать.

Раным-ранехонько проснулись на самой заре. Стали думать: как же волшебную стену преодолеть. Попробовали перелезть – не получается. Войти в стену – страшно. Решили искорки пойти вдоль преграды, может, дверь или окошко увидят. Долго ли шли, коротко ли. Вдруг видят - великан. Длинные седые космы развеваются, борода до пояса. Пригляделись искорки – великан волшебные стены передвигает. Только великан зазевается, стены сталкиваются, да так, что вспыхивает молния и раздается сильный гром. Любопытно стало искоркам, что это за великан такой. Немного притомился великан, присел отдохнуть. Тут и подбегают к нему искорки.

- Эй, великан! Не вели казнить, вели слово молвить! Мы искорки по белу свету ходим, на мир смотрим.

- Зачем пришли?

- Да вот так и эдак, расскажи, что за диво дивное – эта стена волшебная, да кто сам таков.

- Про то история длинная, а день клонит к вечеру. Знать время нам всем отдыхать. А сказку завтра досказать.

Отдохнул великан и опять двигать белые стены принялся. Искоркам великан рассказал, что великан – это ветер, а волшебные стены – облака. Тут уж искоркам стало страсть как интересно и любопытно, что же дальше за облаками.

Взялись искорки друг за дружку, чтобы не потеряться и получился лучик света. Как только великан облако отодвинул, то лучик света – “хоровод искорок” проскользнул в щелочку между облаками, навстречу новым приключениям.