1. Приветствие гостей.
2. Проверка готовности к уроку: тетради, пеналы, учебники (простые карандаши, красный карандаш), листочки с заданиями.
3. Повторение. Давайте выглянем в окошко. Какое время года за окном? Правильно, весна. О каких весенних изменениях в живой и неживой природе мы с вами знаем? Послушайте четверостишье А.Плещеева:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Отразил ли автор в своем стихотворении те изменения в природе, о которых мы с вами говорили? Какое настроение вызывают у вас эти строки?
Давайте запишем это четверостишье. Напишем не только правильно, но и красиво. Это сегодня будет у нас чистописанием.
Найдите в этих строчках сложные места (знакомые уже нам с вами орфограммы) и отметьте их. (Самостоятельная работа)
С какими орфограммами мы здесь столкнулись? (Парные согласные, безударные гласные, сочетание – чн, словарные слова)
Надпишите в данном четверостишье все известные нам части речи. У какого слова мы не смогли определить часть речи? (НАМ). А хотите узнать? Тогда послушайте сказку…
4. Тема.
В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки сказала: Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
И в царстве наступил беспорядок… Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.
Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажете МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям – ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН,ОНА, ОНО; если их много – ОНИ.
А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Какие слова дал людям мудрец? Что могут и чего не могут эти слова? (Дал вместо имен; указывают на предметы, но не называют их). Кто знает, как называются эти слова?
ВМЕСТО ИМЕНИ - МЕСТОИМЕНИЕ
Итак, тема нашего урока: “Местоимение”.
5. Первичное закрепление. Кто же из вас сможет сформулировать, какую часть речи мы называем местоимением? Перечислите известные вам местоимения.
Упр. 1. Спишите, вставляя подходящие местоимения (выполняется комментировано).
В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое. … даже пригревало немного. Деревья еще стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.
Какие слова мы заменили местоимениями: оно, они, он, она.
6. Закрепление пройденного. Что ж хороший рассказ у нас с вами получился, а теперь послушайте мой.
Про нее дурная слава ходит, будто она из курятника кур таскает. Но на деле редко ей это удается. Чаще всего она охотится за мышами. Ходит она тихонечко по полю, по лесу и прислушивается. У нее чуткий слух. Только пискнет где-нибудь мышонок, она уже тут как тут. Немало мышей в лесу и в поле она переловит. Она – очень полезный зверь.
Понравился? Нет? Что в моем рассказе было не правильно? Какую особенность новой части речи я не учла? (указывает, но не называет). Как должен был быть построен этот рассказ? Давайте прочитаем правильный вариант.
А где можно использовать этот прием. Давать характеристику предмета, указывать на него, но не называть? Правильно, в загадках.
7. Отдых. Шуточная загадка. Вы хорошо поработали. Для того, чтобы вы отдохнули, я приготовила для вас шуточную загадку.
ОН, ОНА, ОНО
Мое стихотворение – Про местоимения… Утром – Так заведено – Разомкнешь ресницы, И к тебе идет ОНО Розовой жар-птицей… А стемнеет – Он придет: Тоненький, Смущенный, - |
Он на цыпочках войдет Долькою лимонной. Срок прошел – плывет ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна!) (Е.Кай) |
8. Подведение итогов.
Что нового мы узнал сегодня на уроке?
Какие особенности имеет новая часть речи?
Какие местоимения мы с вами сегодня употребляли на уроке?
9. Анализ работы детей.
“ПЕРВОЕ, ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ ЛИЦО МЕСТОИМЕНИЙ”
1. Приветствие гостей. Представиться.
2. Проверка готовности к уроку: тетради, пеналы, учебники (простые карандаши, красный карандаш), листочки с заданиями.
3. Актуализация знаний. О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Какие слова мы называем местоимениями? Какую часть речи называем местоимением?
А сегодня мы расширим наши знания о местоимении.
4. Знакомство с новым материалом. Посмотрите на доску (на доске отрывки из стихотворений с личными местоимениями).
Мы сегодня в лес пойдем За зеленой елкой. (Н.Найденова) |
Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна. (А.Пушкин) |
Я лечу, лечу стрелой Только пыль взметаю. (А.Толстой) |
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. (К.Чуковский) |
Гуси, вы гуси, серые гуси, Где вы летали, что вы видали? (Песня) |
В небо взлетают цветные огни, Весть о победе разносят они. (Е.Трутнева) |
Найдите строки, в которых местоимения указывают на:
- говорящее лицо,
- лицо, к которому обращена речь,
- лицо, о котором говорят.
Все отрывки прочитываются. Первый ряд выписывает отрывки с местоимениями, указывающими на говорящее лицо (я, мы); второй ряд – с местоимениями, указывающими на лицо, к которому обращается речь (ты, вы); а третий ряд – с местоимениями, указывающими на лицо, о котором говорят.
Подчеркните местоимения. А теперь постарайтесь запомнить. Местоимения я, мы указывают на говорящее лицо, это местоимения первого лица. Местоимения ты, вы указывают на лицо, к которому обращена речь, это местоимения второго лица. Местоимения он, она, оно, они указывают на предмет или лицо, о котором говорят, это местоимения третьего лица.
А теперь давайте составим опорную схему, которую можно поместить в конце словаря (наряду с другими опорными схемами).
МЕСТОИМЕНИЯ
Единственное число | Множественное число | |
1 лицо 2 лицо 3 лицо |
я ты он, она, оно |
мы вы они |
А теперь вернитесь к выписанным вами отрывкам и укажите лицо и число подчеркнутых местоимений.
5. Первичное закрепление.
Упражнение 1. Составьте из слов предложения и расположите предложения так, чтобы они были связаны по смыслу.
Она, но, глубокая, неширокая.
От дома, река, течет, недалеко.
Определяем лицо и число местоимений.
6. Закрепление. На этом этапе предполагается самостоятельная работа, построенная на трех уровнях сложности.
Уровень 1. Выпишите местоимения. Определите лицо и число местоимений.
Да, ну, он, но, вы, взо, ух, я , ты, при, они, без, мы.
Уровень 2. Спишите, вставив пропущенные местоимения. Определите лицо и число местоимений.
Ветер, ветер! … могуч. Чем …, гости, торг ведете? (А.Пушкин)
Злой тоской удручена, к муравью ползет … (И.Крылов)
Уровень 3. Составьте 5 предложений на весеннюю тему с разными местоимениями. Определите лицо и число местоимений.
7. Подведение итогов.
- О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
- Что нового мы узнали о местоимении?
- Что понравилось сегодня на уроке больше всего?
- Какие упражнения хотелось бы повторить завтра?
8. Анализ работы детей.
“СКЛОНЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ”
1. Приветствие гостей. Представиться.
2. Проверка готовности к уроку: тетради, пеналы, учебники (простые карандаши, красный карандаш), листочки с заданиями.
3. Актуализация знаний. Я вам напомню все, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках. Если вы в моем рассказе заметите неточность, поднимите руку и исправьте ошибку.
Вместоимение – это часть речи. (Дети должны уточнить правильное название части речи). Местоимения указывают на предмет или лицо, называют его. (Дети уточняют роль местоимений). Местоимения я, мы указывают на говорящее лицо, это местоимения второго лица. (Дети исправляют допущенную ошибку). Ошибки не просто исправляются, но и тут же проговаривается правильный вариант.
Если вы нашли у меня столько ошибок, попробуйте сами без ошибок напомнить мне все о втором и третье лице местоимений.
4. Чистописание. В качестве чистописания можно предложить детям написать все известные нам личные местоимения. У детей еще раз перед глазами появятся местоимения, с которыми велась работа на предшествующих уроках.
5. Знакомство с новым материалом. Посмотрите на доску (на доске - загадка).
Я капелька лета На тоненькой ножке. Плетут для я Кузовки и лукошки. |
Кто любит я - Тот и рад поклониться. В имя дала я Родная землица. |
Как вам кажется, грамотно ли с точки зрения русского языка построена эта загадка?
С помощью наводящих вопросов восстанавливается правильный текст загадки.
Найдите места, где допущены ошибки.
Нужно ли изменить местоимение? (Употребить другое или изменить форму данного?)
На доску вносятся исправления. Отгадывается загадка. Теперь внимательно прочитайте еще раз загадку и ответьте на вопрос, что происходит с местоимением я в этом стихотворении? (Оно изменяется по падежам или склоняется)
Все ли личные местоимения склоняются. Или это происходит только с местоимением Я? Для этого детям предлагается заполнить следующую таблицу.
Им.п. | я | ты | он | мы | вы | они |
Р.п. | ||||||
Д.п. | ||||||
В.п. | ||||||
Тв.п. | ||||||
П.п. |
Какой вывод мы можем сделать? Что нового мы узнали сегодня о местоимениях? (Они изменяются по падежам). Именно это и есть тема нашего сегодняшнего урока: “Склонение местоимений”.
6. Первичное закрепление.
Работая над текстом поговорок, идет и смысловая работа. Дети объясняют, как понимают смысл предложенных пословиц.
Упражнение 1. Спишите. Определите лицо, число и падеж местоимений.
- Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
- Одна у человека мать, одна у него и Родина.
- Если у тебя есть друг, советуйся с ним.
- Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нем любви к народу.
7. Отдых. Чтобы вы могли немножко отдохнуть, я приготовила вам строки из стихотворения А.Барто “Сильное кино”.
И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, а он им – раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зла! |
Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз ее он спас, Он был с ней заодно… |
Какие местоимения встретились нам в этом стихотворении? Поняли ли вы, о чем было кино? Почему? Какие требования к речи не были соблюдены рассказчиком? (Речь должна быть понятной, красивой, грамотной). Никогда ли вы не рассказываете о своих делах так же, как этот человек?
8. Закрепление.
Упражнение 2. Прочитайте текст. Замените, где это необходимо, имена существительные местоимениями. Запишите. Определите падеж вставленных местоимений.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг медвежонок остановился. Перед медвежонком сидела большая лягушка. Лягушка только что очнулась от зимней спячки.
9. Подведение итогов.
Какой главный вывод мы сделали сегодня на уроке?
10. Анализ работы детей.
“ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С
ПРЕДЛОГАМИ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЙ”
1. Приветствие гостей. Представиться.
2. Проверка готовности к уроку: тетради, пеналы, учебники (простые карандаши, красный карандаш), листочки с заданиями.
3. Актуализация знаний. Вместе с детьми на доске записывается и предлагается для чистописания загадка.
Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой. (Тень)
Надпишите падежи местоимений. Обведите в кружок все предлоги и перечислите их (за, от, от, за). Внимательно посмотрите на текст загадки и сделайте вывод о том, как пишутся местоимения с предлогами.
Тема нашего урока: “Правописание местоимений с предлогами”.
Первичное закрепление.
Это упражнение мы выполним с вами комментировано.
Упражнение 1. Списать, раскрывая скобки. Объяснить правильность написанного. Обозначить предлоги и приставки. Выписать из текста местоимения с предлогами, определить их падеж.
1. Я хочу (на)питься чаю, (к)самовару (под)бегаю, но пузатый (от)меня (у)бежал, как (от)огня.
2. Но чудо случилось (с) ней: стала Федора добрей.
3. Мы лягушками нынче (объ)елись, и (у)нас животы (раз)болелись.
(К.Чуковский)
5. Схема морфологического разбора местоимений детям не дается в готовом виде. Дети до этого уже познакомились с морфологическим разбором имени существительного и имени прилагательного. На основе этих двух схем под руководством учителя, дети составляют памятку морфологического разбора местоимения.
Запишите предложение:
Поделом великану досталося, и усов от него не осталося.
Выпишите местоимение с предлогом: от него
Что помечаем с самого начала? Обозначаем часть речи.
От него – местоим.
Какой следующий этап работы? Определяем начальную форму.
I н.ф. – он.
- Что разбираем на следующем этапе? Постоянные и непостоянные признаки. Что является постоянным признаком? Лицо. Что будет непостоянными признаками? Падеж, число, род. У всех местоимений можно определить род? У местоимений третьего лица единственного числа.
II пост.: лицо.
Непост.: падеж, число, род (3 л., ед.ч.)
- Что определяем на завершающем этапе? Каким членом предложения является местоимение.
От него (дополнение).
6. Закрепление.
Памятка разбора местоимений записывается в словарь:
Слово – местоим.
I н.ф. – местоимение (им.п., ед.ч.)
II пост.: лицо.
Непост.: падеж, число, род (3 л., ед.ч.).
III местоимение (как член предложения).
7. Отдых. Для вашего отдыха я вам предлагаю загадку. Отгадайте слово Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Ты – ква)
8. Упражнение для закрепления. Спишите, сделайте морфологический разбор выделенных местоимений.
Однажды я шел по лугу. Ко (я) пристала ласточка. Она кружилась около (я). Ласточка жалобно причала, словно я отнял у (она) птенца, и просила отдать (он) обратно. Я не понимал, что (она) нужно.
9. Подведение итогов.