Вопросов полон мир, -
Кто даст на них ответ?
Омар Хайам
Много нужно иметь знаний,
Чтобы поведать об этом.
С. Стурлусон
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг...
Все знаю я о них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда, и Где.
Р. Киплинг
Цели: расширить знания учащихся по биологии; особенности строения и процессах жизнедеятельности живых организмов; воспитывать интерес к предметам биологического профиля, учиться наблюдать и делать выводы; в занимательной форме проверить запас знаний по биологии.
Оборудование: таблицы и рисунки, выставка детских творческих работ.
Ход шоу
Ведущий: Добрый день, уважаемые участники и гости нашего интеллектуального шоу “Эврика”.
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг...
Все знаю я о них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда, и Где.
Р. Киплинг
Сегодня мы собрались для того чтобы выяснить истинного знатока биологии, а для этого вам придется пройти немало сложных испытаний, которые я вам подготовила. А помогать мне сегодня в этом будет компетентное жюри (представление жюри , учитель и 2 ученицы старших классов)
Ведущий: Итак, встречайте участников нашей игры. (Идёт представление участников)
Выходят шесть участников, по два из каждого класса.
Ведущий: А сейчас каждый участник коротко расскажет о себе.
Первый мини-конкурс – это розыгрыш права первым выбрать тему. Вопрос:…..
Ученик, давший наиболее точный ответ, первым выбирает тему.
Первый конкурс “Любимая тема”
Каждый ученик выбирает себе ту тему, которая ему больше всего нравится, и отвечает на семь вопросов. Если ученик отвечает на все вопросы, то к 7 баллам получает бонус – 3 балла, максимально – 10 баллов.
Тема 1. Царство Растений.
- О каком процессе писал К. А. Тимирязев в своей знаменитой книге: “Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно — он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в определённых живых организмах”.(фотосинтез)
- Назовите первое колониальный организм с признаками растения? (Вольвокс)
- С помощью каких органов мох сфагнум впитывает воду? (С помощью мёртвых бесцветных клеток листа)
- как называется видоизмененный побег у картофеля? (Клубень)
- Чем заполнены смоляные ходы у хвойных? (Живицей)
- Какой отдел растений занимает главенствующее положение в современном растительном мире? (Покрытосеменные)
- Перечислите основные семейства класса Двудольные? (Розоцветные, Крестоцветные, Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные)
Тема 2. Прокариоты.
- Как с Греческого языка переводится “бактерия”? (Палочка)
- Какие организмы относят к прокариотам? (Не имеющие ядра)
- Перечислите все формы бактериальной клетки? (шаровидная, палочковидная, подкововидная, спиралевидная, звёздообразные, шестиугольные клетки, многоклеточная бактерия)
- Какие бактерии способны к фотосинтезу? (Цианобактерии)
- Какая группа бактерий вступает в симбиоз с бобовыми? (Клубеньковые бактерии)
- Кто создал первую вакцину против сибирской язвы? (А.Пастер)
- Кто впервые открыл бактерии? (Антонии ванн Левенгук)
Тема 3. Царство Грибов.
- Как называется многолетнее вегетативное тело гриба? (Грибница)
- Как называется часть гриба, которую люди употребляют в пищу? (Плодовое тело)
- Настойку из каких грибов давал солдатам Пётр 1 перед битвой, для повышения бесстрашия солдат? (Мухоморов)
- Есть ли у грибов хлорофилл? (Нет)
- Назовите симбиотический организм, в состав которого входит гриб? (Лишайник)
- Какое вещество входит в оболочку клетки гриба? (Хитин)
- Каких животных используют для поисков трюфелей? (Спаниель, пудель, свиней)
Тема 4. Царство Животные.
- Как использует самец “жука-оленя” свои рога? (В сражениях за самку)
- Какое животное с мягким осевым скелетом было обнаружено на мелководье Чёрного моря? (Ланцетник)
- Какая кистепёрая рыба способна передвигаться из одного водоёма в другой по суше? (Латимерия, Анабас)
- Назовите ядовитую жабу? (Ага)
- Назовите попорядку все стадии развития насекомых с полным превращением (метаморфозом)? (Яйцо-личинка-куколка-взрослая особь)
- Почему дыхание у птиц называют двойным? (т.к. у лёгких есть мешки, увеличивающие оббьем вдыхаемого воздуха)/
- Почему во время дождя дождевой червь выползает на поверхность? (Вода не даёт возможности диффузно дышать, удары о землю капель дождя черви воспринимают как угрозу, идущую от хищника, например крота)
Тема 5. Человек.
- Как называют аппарат для временной замены функции почек? (Искусственная почка)
- Кто разработал клеточную теорию иммунитета? (И.И. Мечников)
- Как влияет симпатический отдел автономной нервной системы на кровяное давление? (Повышает)
- Какая группа крови наименее распространена ? (Четвёртая)
- Какие кости скелета человека весят всего несколько грамм? (Слуховые)
- Какому учёному приснилось его открытие? (Д.И.Менделееву)
- Как вырабатывается искусственный иммунитет? (Введение вакцины)
Тема 6. Химия.
Второй конкурс “Лучший оратор”
Учащимся заранее предложено написать мини-эссе “Роль биологических знаний в моей жизни”. Участники за 30 сек. Должны изложить свои мысли по данной теме. Наиболее точное обоснование оценивается в 3 балла.
Третий конкурс “Сообразительных, внимательных и быстрых”
Учащимся даны логические цепочки, необходимо убрать лишнее слово. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Анатомия, психология, физиология, вирусология.
2. Соединительная ткань - мышечная, хрящевая, костная, кровь.
3. Нейрон - дендриты, аксон, нервные узлы, тело нейрона.
4. Ц.Н.С. - нервы, головной мозг, спинной мозг.
5. Железы внутренней секреции - гипофиз, поджелудочная железа, половые железы, надпочечники.
б. Трубчатые кости скелета - плечевая, ребра, локтевая, бедренная.
7. Спинной мозг - функция: рефлекторная, проводящая, сократительная.
8. Рефлекторная дуга - рецептор, чувствительный нейрон, двигательный нейрон, нервный узел.
9. Внутренняя среда организма – кровь, лимфа, спинномозговая жидкость, тканевая жидкость.
10. Животная клетка - митохондрии, ядро, хлоропласты, рибосомы.
11. Суставы - плечевой, лучезапястный, межпозвоночный, коленный.
12. Мозговой отдел черепа - лобная кость, скуловая кость, затылочная кость.
Четвёртый конкурс “Экологический” “Устами младенца”
В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространёнными отходами, возможностью их вторичного использования. Задача участника: попытаться понять, что имеет в виду ребёнок. За каждый правильный ответ 1 балл.
Детские высказывания.
I.
- Его необходимо компостировать
- В небольших количествах он очень полезен
- Его производит обыкновенная корова.
- Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
- При попадании в водоёмы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться. (Навоз)
II.
- У меня очень много игрушек сделано из неё.
- Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
- Предметы, изготовленные из неё, очень мало весят.
- Если её поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет.
- Её нельзя выбрасывать, так как она сама в природе не разлагается. (Пластмасса)
III.
- Её изобрели китайцы.
- У нас её получают из дерева.
- Она легко горит.
- Из неё получается много мусора.
- На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага)
IV.
- Его делают из песка.
- Чаще всего оно прозрачное.
- Когда падает, оно разбивается.
- Если его нагреть, то становится тягучим, как тесто.
- Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло).
V.
- Всегда чёрного цвета.
- Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
- Это очень вредно.
- У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
- Этого много при горении. (Сажа)
VI.
- Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
- Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
- От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится ещё больше.
- Его издают разные приборы, машины.
- Его заглушают деревья. (Шум).
Пятый конкурс “Эксперименты”
Имеется три пронумерованные пробирки. Участники должны определить в какой из пробирок обычная вода, в какой кислота, а в какой щёлочь. (Для этого нужно использовать лакмус, в воде он останется фиолетовый , в кислоте – покраснеет, в щёлочи – желтеет.
(Каждому участнику раздаётся ящичек с экспериментальным оборудование и карточкой с заданием). За правильно отгаданное вещество в пробирке по 1 баллу, максимально 3 балла.
Шестой конкурс “Волшебные окошки”
Участникам раздаются карточки с небольшим фрагментом изображения. Каждая правильно отгаданная картинка – 1 балл.
Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов выходят в финал.
Седьмой конкурс “Финальные вопросы”
Участникам поочереди задаются вопросы. Кто из участников правильно отвечает на вопрос, получает 2 балла.
1. Как звали бога сна? (Гипнос, Морфей)
2. Во время Киевской Руси в Европе очень ценились “русские жемчуга”. Из каких животных их добывали? (из пресноводной жемчужной ракушки)
3. Какой зверёк уничтожает змей? (Мангуст)
4. Животное, которое на древней Руси называли слоном? (Лось)
5. Бабочка, которая наносит большой урон сельскохозяйственным культурам? (Белянка)
6. Самая маленькая птичка в мире? (Колибри)
7. Австралийская птица, способная имитировать разнообразные звуки. (Лирохвост)
8. Как называется плод ландыша? (Ягода)
9. Какое пищевое растение употребляют 60% населения Земли? (Рис)
10. Сколько типов аминокислот образуют макромолекулы белка? (20)
Подводятся итоги игры, победитель награждается.
Ведущий: Наше биологическое шоу завершено, я благодарю всех, кто принимал участие в шоу, а также болельщиков, активно участвовавших в конкурсных викторинах.
Сводная таблица результативности участников конкурса
Конкурсы | Лысенков А. | Попсуйко М. | Боярчук С. | Сулейманова Д. | Галямова Р. | Маоущак М. |
1. “Любимая тема” 1 балл, макс. 7+3 балл | ||||||
2. “Лучший оратор” 3 балла | ||||||
3. “Сообразительных, внимательных и быстрых” 1 балл | ||||||
4. Устами младенца “Экологический” 1 балл | ||||||
5. “Эксперимент” 3 балл | ||||||
6. “Волшебные окошки” 1 балл | ||||||
7. Финальные вопросы” 2 балла | ||||||
Итоги: |
Список литературы
1. Никитина В.Ю. Открытые уроки природоведения и биологии: 5-8 классы/В.Ю Никитина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 300, (1) с. – (Библиотека учителя).