Урок по окружающему миру для 3-го класса по теме "Прогноз погоды. Метеослужба"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Обобщить знания о характеристиках погоды.

2. Познакомить с народными приметами предсказания погоды.

3. Дать понятие о работе метеорологической службы.

4. Формировать умения систематизировать знания, делать выводы, работать с научным текстом.

Оборудование: применение ИКТ. Презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний. (СЛАЙД № 2-5)

Тест

1. Чем измеряется температура воздуха?

1) барометром;

2) линейкой;

3) термометром;

4) угольником;

5) градусником.

2. Какие бывают термометры?

1) комнатный;

2) уличный;

3) водный;

4) медицинский;

5) почвенный.

3. Что означает одно маленькое деление шкалы термометра?

1) один градус;

2) один сантиметр;

3) один миллиметр.

4. Закончи предложение: Ноль градусов – это…

1) отсутствие температуры;

2) самая низкая температура;

3) граница между градусами тепла и градусами холода.

Сообщения учащихся о температуре тел представителей живой природы.

Учитель. Температура тела – показатель теплового состояния организма человека и животных. Наиболее высокая температура у птиц – 40-41о С; у млекопитающих – от 32 до 39о С (у человека 36-37о С); у рыб – от -2 до 20о С.

Учащиеся. (СЛАЙД № 6)

Птица

Высокая температура тела птиц объясняется большими энергозатратами и, следовательно, интенсивным обменом веществ. Эти свойства организма делают их мало зависимыми от условий окружающей среды.

Ледяная рыба. Лосось

Температура тела определяется условиями окружающей среды. Привычна среда обитания ледяных рыб, или белокровок, являются подлёдные антарктические воды, в которых температура этих рыб колеблется -2 до +5о С. Лосось обитает в северных морях. Во время путешествий к местам нереста из морей в реки лососям приходится преодолевать 3500-4000 км, проходя через зоны с различными температурными условиями, и температура их тела может меняться от 0 до 20о С.

Ехидна

Температура тела у ехидны ещё сохраняет зависимость от окружающей среды, отклоняясь в ту или иную сторону от среднего значения 30о С. Так, при повышении температуры окружающей среды от 5 до 30о С, температура тела ехидны повышается на 4-6 о С.

Человек

Нормальная температура тела у человека колеблется в пределах от 36 до 37о С. При заболеваниях, температура тела может повышаться, но критической для человека является температура 42оС, при которой человек погибает. Человек очень зависит от условий окружающей среды.

Учитель. Как человек приспособился к окружающей среде? (Человек носит одежду в зависимости от погоды: тепло-лёгкую, холодно-тёплую, строит для себя жилища). (СЛАЙД № 7)

- В древности отношение людей к явлениям природы, в том числе к стихийным бедствиям, чаще всего было однозначным: с ним связывали непосредственное вмешательство божьих сил в земные события. До 17 века накапливались знания о предвестниках погоды, которые теперь называют народными приметами. (Cообщения детей о народных приметах)

- Посмотрите, какие ещё есть народные приметы. (СЛАЙД № 8, 9, 10)

3. Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое прогноз погоды, кто и как делает эти прогнозы. (СЛАЙД №11)

4. Изучение нового материала.

- Насколько важно знать человеку прогноз погоды?

- Что такое прогноз погоды? (Это предположение о будущем характере погоды.)

- Как называют людей, которые делают прогноз погоды?

Синоптик (от греч. – способный обозреть всё вместе) – метеоролог. Метеорология – это наука об атмосфере, ее составе, свойствах и протекающих в ней физических и химических процессах. (СЛАЙД № 12)

Метеорология изучает физические явления и процессы, протекающие в земной атмосфере. Основным методом, применяемым в метеорологии, является наблюдение. (СЛАЙД № 13)

Метеорологические наблюдения это измерения и качественные оценки метеорологических элементов и явлений. К ним относятся: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, ветер, облачность, осадки, туманы, метели, грозы, видимость, температура почвы и воды, высота и состояние снежного покрова. (СЛАЙД № 14)

Имея дело с атмосферными явлениями большого масштаба, нельзя ограничиться случайными наблюдениями в единичных пунктах. Нужна такая организация наблюдений, которая позволила бы непрерывно следить за состоянием атмосферы на всем земном шаре у поверхности земли и на разных высотах. (СЛАЙД №15) Достигается это путем создания большого числа пунктов для регулярных наблюдений по единой программе с помощью однотипных приборов. Поэтому, в каждой стране существует сеть метеорологических станций. (СЛАЙД №16) Ежедневно каждые три часа в строго определенные сроки: 0, 3, 6, 9, 12, 15, 18 и 21 час по всемирному времени наблюдатели выходят на метеорологическую площадку и с помощью различных приборов фиксируют скорость ветра, облачность, температуру воздуха и атмосферное давление. (СЛАЙД №17-18) Они отмечают общий характер погоды, например, наличие дождя или тумана в данной местности. После этого данные зашифровываются специальным синоптическим кодом и передаются в региональные или областные Гидрометцентры. Оттуда данные поступают в межрегиональные центры и, в конце концов, оказываются в трех мировых центрах данных (Москва, Вашингтон, Мельбурн). Оттуда все эти сведения передаются метеослужбам всех стран мира для анализа, изучения, включения в модельные расчеты, построения синоптических карт и разработки прогнозов погоды.

Кроме станций и постов метеорологические наблюдения проводятся также в обсерваториях, где они ведутся по самой обширной программе. (СЛАЙД № 19)

Сведения о погоде в тех местах, где нет метеостанций, помогают собирать самолеты и корабли. Они снабжены аппаратурой, позволяющей фиксировать различные погодные условия по маршруту их следования. (СЛАЙД №20)

Температура, влажность и атмосферное давление на больших высотах измеряются с помощью приборов, именуемых радиозондами. Их поднимают на нужную высоту аэростаты (воздушные шары). Скорость и направление подъема зонда позволяют определить силу и направление ветра. По мере того, как зонд поднимается все выше, идут замеры температуры, влажности и давления воздуха. (СЛАЙД №21-22)

Немаловажную роль в метеослужбе играют данные, получаемые с искусственных спутников Земли. (СЛАЙД № 23) Метеорологические спутники поставляют ученых важную информацию об общих тенденциях развития погоды, а также о характере облачного покрова. На спутниках установлены приборы, именуемые радиометрами, которые улавливают интенсивность отраженного света или тепла. Эти данные преобразуются в изображения (фотографии). (СЛАЙД № 24) Спутники играют важную роль в наблюдении за процессами образования погоды, особенно над большими океанами.

По оценкам Всемирной метеорологической организации, 90 % всех стихийных бедствий связаны с водной поверхностью Земли. (СЛАЙД №25-26) Именно отсюда на сушу приходят разные беды в виде цунами, ураганов и наводнений. За этим необъятным пространством надо постоянно следить. Это трудно в одиночку, но всем миром возможно. Взять Землю под постоянный контроль поможет международный проект “Система систем”. Работа над этим грандиозным проектом уже началась, но в полную силу он должен заработать через 10 лет. Тогда прогнозы природных катастрофических событий будут точны, своевременны и доступны каждому жителю Земли.

5. Работа по учебнику.

Чтение статьи стр.38-39.

- Людям каких профессий особенно важно знать прогноз погоды? (Лётчику, капитану корабля, туристам…)

6. Работа в тетради.

Стр.8, задание 16.

- При помощи каких приборов определяют количество дождевых осадков, направление и силу ветра? (ветромер, ветроуказатель, флюгер).

7. Обобщение.

- Что такое ветер? (Движение воздуха над поверхностью земли)

- Какая служба следит за продвижением и образованием ветра? (Служба погоды - метеорологическая). (СЛАЙД №28)

- Какими приборами пользуются синоптики? (Термометры, барометры, флюгеры, осадкомеры)

- Что должны знать синоптики, чтобы составить прогноз погоды? (Изменения скорости и направления ветра, температуры и влажности воздуха) (СЛАЙД №29)

- Что в себя включает прогноз погоды? (Облачность, ветер, влажность, атмосферное давление, осадки, температура воздуха) (СЛАЙД № 30)

8. Домашнее задание.

Читать стр. учебника 38-41, выполнить задание в тетради стр.8.

Подготовить сообщение о грозе.