Конспект урока по окружающему миру в 3-м классе по теме "Древнерусская культура"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1) познакомить с основными понятиями культуры (зодчество, народное творчество, прикладное искусство); раскрыть особенности древнерусской культуры;

2) развивать творческие способности детей, речь;

3) воспитывать любовь к родной стране, ее культуре;

4) постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через создание ситуации успеха.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы и приемы: частично-поисковый, одобрение, поощрение.

Оборудование: выставка книг «Былины», репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», слайды с изображением строений с древнейших времен, иллюстрация ярмарки, иллюстрации с изображением памятников древнерусской культуры, запись музыки «Праздничный звон колоколов», применение ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель.- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы продолжаем изучать историю становления нашего государства.

(Ученица читает отрывок)

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

II. Актуализация знаний

Учитель. - Нужно ли нам знать прошлое нашей страны?

(Это нам необходимо, так как это история нашей Родины, наших предков, имена тех людей, которые оставили значительный след в становлении нашего государства.)

- Кто стоял во главе первого русского государства? (Князь).

- Кто такие князья?

- Назовите имена первых русских князей.

- Кому принадлежат такие слова : «Да не посрамим земли Русской, но костьми ляжем, дабы мертвые не знают позора»?

- К кому древляне отнесли такие слова : »Повадился волк овец таскать, так все стадо перетаскает»?

- Как звали княгиню, жестоко отомстившую за смерть мужа?

- В чем проявилась ее жестокость?

- Какое историческое событие произошло в 988году?

Учитель. Князья поддерживали порядок внутри страны, заботились о ее безопасности, укрепляли Русь. Во время правления князя Владимира Красное Солнышко русское государство стало могучим, сильным и грозным.

Таким оно выглядело в XI веке.

Слайд 1 (Приложение 1)

III. Изучение нового материала

1. Развитие древнерусской культуры

В это время стала развиваться древнерусская культура.

- Что такое культура? (высказывания детей)

- Что мы на уроке должны узнать?

 (Мы узнаем, что такое древнерусская культура и как она развивалась).

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

- Что значит духовная культура?

- Объясните, что значит материальная культура?

- Чем отличается духовная культура от материальной?

Учитель. Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество разнообразных памятников культуры.

- Что такое памятники культуры?

 (ответы детей)

2. Устное народное творчество

- В этот период стало широко развиваться устное народное творчество.

- Что такое устное народное творчество?

- Назовите жанры устного народного творчества. (Сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, прибаутки и т.д.)

Учитель. Жанр устного народного творчества-былины являются памятниками культуры.

Предлагаем послушать былину. (Разыгрывается сценка. Ученик, переодетый в гусляра, изображая игру на гуслях, читает нараспев отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор».

- Вы узнали былину?

- Какие былинные богатыри вам известны?

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

Обратимся к слайду.

Слайд 5

Как называется эта репродукция и кто ее автор? (Репродукция картины «Три богатыря В.Васнецова).

3. Работа в группах

- Обсудите, кто такие богатыри и для чего они нужны были на Руси?

После обсуждения в группах и высказывания мнений учащихся ребята сделали вывод : богатыри - собирательный образ, сильные, мужественные, преданные защитники государства, которые охраняли и освобождали Русь от врагов, нападавших со всех сторон. На границах стояли богатырские заставы.

- Почему же былины стали являться памятниками культуры?

(Это произведения искусства, народного творчества. Былины отражали жизнь того времени, подвиги богатырей).

4. Выставка книг

- На этой выставке представлены былины, прочитав которые вы можете узнать много нового, интересного.

5. Строительство

- В каком климатическом поясе появилось первое государство?

- Каковы были природные условия?

- Какой материал использовался для строительства?

Слайд 6

Таково было жилище восточных славян, но человек стремился сделать жилище красивым и удобным.

Слайд 7. Крестьянская изба. Слайд 8

А таковы были постройки боярского дома. Дворы строились как крепости. Как вы думаете, почему?

- Об этом вы узнаете, прочитав учебник на стр.14 (второй абзац).

- Почему были как крепости? (Набеги кочевников)

Уже начиная с X века, в городах стали появляться первые каменные соборы.

- Кем они строились? Прочтите учебник на стр.15.

- Кто такие зодчие?

Слайд 9

Физкультминутка

Звенят колокола

Учитель. «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты. Всем ты преисполнена, земля Русская…Сильна ты святынями своими, культурой древнерусской, любовью к своему народу.
Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сила твоя в традициях, в культуре твоей древней и в истоках твоих христианских..»

(«Мы и окружающий мир. 3 класс : поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казаков, автор И.Г.Смирнова, 2008г. )

Учитель. В это время строятся храмы, церкви, соборы. До наших дней дошли памятники древнерусской культуры. Послушаем сообщения ребят о некоторых из них.

6.Слушаются сообщения учащихся:

Собор Святой Софии в Киеве

Храм Святой Софии в Новгороде

Слайды 10-17

Учитель. Приступая к строительству храма, каждый зодчий выбирал с особой тщательностью место под строительство.

- Почему? Еще раз просмотрим слайды и выясним, выдержали ли зодчие требование к месту расположения храма? (ответы детей)

Вывод: к сожалению не все памятники архитектуры сохранились до наших дней. Давайте бережно относиться к историческим и культурным памятникам.

7. Работа по учебнику. Чтение и обсуждение

Кроме храмов, соборов до нас дошли иконы, фрески, мозаика. Рассмотрите фрагменты резьбы по камню. Что можно сказать о мастерах, изготовивших эти работы?

- Какие могли быть ремесла?

Слайд

- Найдите на слайде ремесленников. Расскажите, каким искусством они владеют?

(Скорняки, гончары, кузнецы).

Все старинные ремесла сохранились в названиях улиц. В Москве есть Бронная Улица, Лучников переулок, Скатертный переулок, Кожевники.

- Объясните, с какими ремеслами связаны эти названия?

- А какие названия улиц вы знаете в нашем городе, связанные с ремеслами?

8. Домашнее задание

9. Работа с пословицей

«Родная земля и в горсти мила»

- Как понимаете смысл этой пословицы?

10. Итог урока

-Что интересного узнали на уроке? Чему учит нас урок?

Учитель. 2009 год был объявлен годом духовного возрождения. Возрождение идет через культуру. Без прошлого нет будущего.