Цель:
1) познакомить с основными понятиями культуры (зодчество, народное творчество, прикладное искусство); раскрыть особенности древнерусской культуры;
2) развивать творческие способности детей, речь;
3) воспитывать любовь к родной стране, ее культуре;
4) постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через создание ситуации успеха.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы и приемы: частично-поисковый, одобрение, поощрение.
Оборудование: выставка книг «Былины», репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», слайды с изображением строений с древнейших времен, иллюстрация ярмарки, иллюстрации с изображением памятников древнерусской культуры, запись музыки «Праздничный звон колоколов», применение ИКТ.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель.- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы продолжаем изучать историю становления нашего государства.
(Ученица читает отрывок)
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
II. Актуализация знаний
Учитель. - Нужно ли нам знать прошлое нашей страны?
(Это нам необходимо, так как это история нашей Родины, наших предков, имена тех людей, которые оставили значительный след в становлении нашего государства.)
- Кто стоял во главе первого русского государства? (Князь).
- Кто такие князья?
- Назовите имена первых русских князей.
- Кому принадлежат такие слова : «Да не посрамим земли Русской, но костьми ляжем, дабы мертвые не знают позора»?
- К кому древляне отнесли такие слова : »Повадился волк овец таскать, так все стадо перетаскает»?
- Как звали княгиню, жестоко отомстившую за смерть мужа?
- В чем проявилась ее жестокость?
- Какое историческое событие произошло в 988году?
Учитель. Князья поддерживали порядок внутри страны, заботились о ее безопасности, укрепляли Русь. Во время правления князя Владимира Красное Солнышко русское государство стало могучим, сильным и грозным.
Таким оно выглядело в XI веке.
Слайд 1 (Приложение 1)
III. Изучение нового материала
1. Развитие древнерусской культуры
В это время стала развиваться древнерусская культура.
- Что такое культура? (высказывания детей)
- Что мы на уроке должны узнать?
(Мы узнаем, что такое древнерусская культура и как она развивалась).
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
- Что значит духовная культура?
- Объясните, что значит материальная культура?
- Чем отличается духовная культура от материальной?
Учитель. Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество разнообразных памятников культуры.
- Что такое памятники культуры?
(ответы детей)
2. Устное народное творчество
- В этот период стало широко развиваться устное народное творчество.
- Что такое устное народное творчество?
- Назовите жанры устного народного творчества. (Сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, прибаутки и т.д.)
Учитель. Жанр устного народного творчества-былины являются памятниками культуры.
Предлагаем послушать былину. (Разыгрывается сценка. Ученик, переодетый в гусляра, изображая игру на гуслях, читает нараспев отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор».
- Вы узнали былину?
- Какие былинные богатыри вам известны?
(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
Обратимся к слайду.
Слайд 5
Как называется эта репродукция и кто ее автор? (Репродукция картины «Три богатыря В.Васнецова).
3. Работа в группах
- Обсудите, кто такие богатыри и для чего они нужны были на Руси?
После обсуждения в группах и высказывания мнений учащихся ребята сделали вывод : богатыри - собирательный образ, сильные, мужественные, преданные защитники государства, которые охраняли и освобождали Русь от врагов, нападавших со всех сторон. На границах стояли богатырские заставы.
- Почему же былины стали являться памятниками культуры?
(Это произведения искусства, народного творчества. Былины отражали жизнь того времени, подвиги богатырей).
4. Выставка книг
- На этой выставке представлены былины, прочитав которые вы можете узнать много нового, интересного.
5. Строительство
- В каком климатическом поясе появилось первое государство?
- Каковы были природные условия?
- Какой материал использовался для строительства?
Слайд 6
Таково было жилище восточных славян, но человек стремился сделать жилище красивым и удобным.
Слайд 7. Крестьянская изба. Слайд 8
А таковы были постройки боярского дома. Дворы строились как крепости. Как вы думаете, почему?
- Об этом вы узнаете, прочитав учебник на стр.14 (второй абзац).
- Почему были как крепости? (Набеги кочевников)
Уже начиная с X века, в городах стали появляться первые каменные соборы.
- Кем они строились? Прочтите учебник на стр.15.
- Кто такие зодчие?
Слайд 9
Физкультминутка
Звенят колокола
Учитель. «О, светло светлая и
прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты. Всем ты
преисполнена, земля Русская…Сильна ты святынями своими, культурой
древнерусской, любовью к своему народу.
Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сила твоя в традициях, в
культуре твоей древней и в истоках твоих христианских..»
(«Мы и окружающий мир. 3 класс : поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казаков, автор И.Г.Смирнова, 2008г. )
Учитель. В это время строятся храмы, церкви, соборы. До наших дней дошли памятники древнерусской культуры. Послушаем сообщения ребят о некоторых из них.
6.Слушаются сообщения учащихся:
Собор Святой Софии в Киеве
Храм Святой Софии в Новгороде
Слайды 10-17
Учитель. Приступая к строительству храма, каждый зодчий выбирал с особой тщательностью место под строительство.
- Почему? Еще раз просмотрим слайды и выясним, выдержали ли зодчие требование к месту расположения храма? (ответы детей)
Вывод: к сожалению не все памятники архитектуры сохранились до наших дней. Давайте бережно относиться к историческим и культурным памятникам.
7. Работа по учебнику. Чтение и обсуждение
Кроме храмов, соборов до нас дошли иконы, фрески, мозаика. Рассмотрите фрагменты резьбы по камню. Что можно сказать о мастерах, изготовивших эти работы?
- Какие могли быть ремесла?
Слайд
- Найдите на слайде ремесленников. Расскажите, каким искусством они владеют?
(Скорняки, гончары, кузнецы).
Все старинные ремесла сохранились в названиях улиц. В Москве есть Бронная Улица, Лучников переулок, Скатертный переулок, Кожевники.
- Объясните, с какими ремеслами связаны эти названия?
- А какие названия улиц вы знаете в нашем городе, связанные с ремеслами?
8. Домашнее задание
9. Работа с пословицей
«Родная земля и в горсти мила»
- Как понимаете смысл этой пословицы?
10. Итог урока
-Что интересного узнали на уроке? Чему учит нас урок?
Учитель. 2009 год был объявлен годом духовного возрождения. Возрождение идет через культуру. Без прошлого нет будущего.