Цель: закрепить навыки проверки безударных гласных в корне.
Педагогические задачи урока:
- формировать навыки грамотного, каллиграфичного письма;
- развивать орфографическую зоркость, основные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения на предметном, образном, понятийном материале;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Форма урока: диалог с опорой на знания и опыт учащихся.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Обеспечение урока:
- рабочая тетрадь;
- демонстрационный ПК и мультимедиа-проектор;
- презентация к уроку;
- электронный тест “Словарные слова”
- грамматические тренажёры;
- древо знаний;
- распустившиеся и нераспустившиеся цветы.
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
1. Психологический настрой.
У. Здравствуйте, дети! Представьте себе, что вы удобно сели в кресло и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но фильм почему-то не показывают. Вместо этого на экране видна завораживающая весенняя картинка, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение И.С. Никитина “Полюбуйся, весна наступает..”
- Какие у вас появились впечатления? С каким настроением начнём урок?
2. Пальчиковая гимнастика “Апрельский дождь”:
Дождик, дождик, что ты льёшь, (соединить пальцы
вместе, затем разжать)
Погулять нам не даёшь. (указательный и средний
палец ходят по ладошке)
Я водою дождевою (гладить правой рукой тыльную
сторону ладони
Землю мою, мою, мою. левой руки, поменять руки).
II. Повторение изученного.
1. Чистописание.
У. Какая буква потерялась?
в*сна, *олнце, *ирень
- Напишем эту букву, найдя закономерность
с сс ссс
собака сорока класс
- Охарактеризуйте звук, который обозначает буква с.
- Какое слово лишнее? Почему? (Класс - однослоговое слово, нельзя перенести)
- Что общего во всех словах? (Они словарные)
- Вспомните правила переноса слов и запишите словарные слова, разделяя их для переноса.
2. Словарная работа проводится с помощью электронного теста: Заяц, помидор, ягода, картофель, морковь, тарелка, корабль, космонавт, дорога, автомобиль, ученик.
- К какой части речи относятся данные слова? (Имена существительные)
- Какие буквы в них нужно запомнить (Безударные гласные)
II. Формирование учащимися темы и целей урока.
У. Когда безударные гласные нужно проверять? (Когда они стоят в слабой позиции в корне)
- Какое правило проверки безударных гласных в корне знаете?
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно поставь под ударение.
- Кто догадался над какой темой мы сегодня будем работать?
- Попробуйте сформулировать нашу цель. (Научиться проверять слова с безударной гласной в корне)
III. Работа по теме урока
У. Предлагаю вам составить из разбросанных слов предложения, записать их и объяснить написание слов с безударной гласной в корне.
чудесная наступила пора
оживает природе постепенно всё в
появились на почки деревьях
весной хорошо
- Какие предложения по цели высказывания записали?
- Какие ещё встретились орфограммы?
- На какую тему записанные предложения?
IV. Музыкальная физкультминутка.
V. Письмо по памяти.
У. Объясните смысл предложений:
Апрельский цветок ломает снежок.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Грач на горе – весна на дворе.
- Назовите слова, которые требуют особого внимания при письме. Объясните их правописание.
- Запишите предложения по памяти.
VI. Индивидуальная работа с грамматическими тренажёрами
У. - А теперь проверим свои знания при написании слов с безударными гласными.
1. Соберите пирамиду, вставив пропущенную букву:
2. Соедините слово с нужной буквой:
- Сделаем взаимопроверку.
- Какое правило применяли при написании данных слов?
- Какие слова можно отнести к теме “весна”?
- Составьте предложения, используя данные слова.
- Нравится ли вам природа весной?
- Как мы должны к ней относиться?
- Почему нужно беречь первоцветы?
- Напишите об этом в домашнем сочинении на тему: “Пробуждение природы”.
VII. Итог урока. Рефлексия.
У. Подведём итог нашему уроку.
- Какие знания мы сегодня закрепили?
- Какой был урок? Чем он запомнился?
- Какие задания больше всего понравились?
- Дайте оценку своей деятельности. Если вы поработали недостаточно хорошо, прикрепите к древу знаний нераспустившийся цветок, если хорошо – распустившийся.
- И послушайте стихотворение Евгения Баратынского
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею? Что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!
- На этой лирической ноте я бы и хотела завершить наш урок и поблагодарить всех за хорошую работу.