Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить навыки проверки безударных гласных в корне.

Педагогические задачи урока:

  • формировать навыки грамотного, каллиграфичного письма;
  • развивать орфографическую зоркость, основные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения на предметном, образном, понятийном материале;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Форма урока: диалог с опорой на знания и опыт учащихся.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний, умений и навыков.

Обеспечение урока:

  • рабочая тетрадь;
  • демонстрационный ПК и мультимедиа-проектор;
  • презентация к уроку;
  • электронный тест “Словарные слова”
  • грамматические тренажёры;
  • древо знаний;
  • распустившиеся и нераспустившиеся цветы.

Ход урока

I. Мобилизующий этап.

1. Психологический настрой.

У. Здравствуйте, дети! Представьте себе, что вы удобно сели в кресло и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но фильм почему-то не показывают. Вместо этого на экране видна завораживающая весенняя картинка, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение И.С. Никитина “Полюбуйся, весна наступает..”

- Какие у вас появились впечатления? С каким настроением начнём урок?

2. Пальчиковая гимнастика “Апрельский дождь”:

Дождик, дождик, что ты льёшь, (соединить пальцы вместе, затем разжать)
Погулять нам не даёшь. (указательный и средний палец ходят по ладошке)
Я водою дождевою (гладить правой рукой тыльную сторону ладони
Землю мою, мою, мою. левой руки, поменять руки).

II. Повторение изученного.

1. Чистописание.

У. Какая буква потерялась?

в*сна, *олнце, *ирень

- Напишем эту букву, найдя закономерность

с сс ссс

собака сорока класс

- Охарактеризуйте звук, который обозначает буква с.

- Какое слово лишнее? Почему? (Класс - однослоговое слово, нельзя перенести)

- Что общего во всех словах? (Они словарные)

- Вспомните правила переноса слов и запишите словарные слова, разделяя их для переноса.

2. Словарная работа проводится с помощью электронного теста: Заяц, помидор, ягода, картофель, морковь, тарелка, корабль, космонавт, дорога, автомобиль, ученик.

- К какой части речи относятся данные слова? (Имена существительные)

- Какие буквы в них нужно запомнить (Безударные гласные)

II. Формирование учащимися темы и целей урока.

У. Когда безударные гласные нужно проверять? (Когда они стоят в слабой позиции в корне)

- Какое правило проверки безударных гласных в корне знаете?

Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно поставь под ударение.

- Кто догадался над какой темой мы сегодня будем работать?

- Попробуйте сформулировать нашу цель. (Научиться проверять слова с безударной гласной в корне)

III. Работа по теме урока

У. Предлагаю вам составить из разбросанных слов предложения, записать их и объяснить написание слов с безударной гласной в корне.

чудесная наступила пора

оживает природе постепенно всё в

появились на почки деревьях

весной хорошо

- Какие предложения по цели высказывания записали?

- Какие ещё встретились орфограммы?

- На какую тему записанные предложения?

IV. Музыкальная физкультминутка.

V. Письмо по памяти.

У. Объясните смысл предложений:

Апрельский цветок ломает снежок.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Грач на горе – весна на дворе.

- Назовите слова, которые требуют особого внимания при письме. Объясните их правописание.

- Запишите предложения по памяти.

VI. Индивидуальная работа с грамматическими тренажёрами

У. - А теперь проверим свои знания при написании слов с безударными гласными.

1. Соберите пирамиду, вставив пропущенную букву:

2. Соедините слово с нужной буквой:

- Сделаем взаимопроверку.

- Какое правило применяли при написании данных слов?

- Какие слова можно отнести к теме “весна”?

- Составьте предложения, используя данные слова.

- Нравится ли вам природа весной?

- Как мы должны к ней относиться?

- Почему нужно беречь первоцветы?

- Напишите об этом в домашнем сочинении на тему: “Пробуждение природы”.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У. Подведём итог нашему уроку.

- Какие знания мы сегодня закрепили?

- Какой был урок? Чем он запомнился?

- Какие задания больше всего понравились?

- Дайте оценку своей деятельности. Если вы поработали недостаточно хорошо, прикрепите к древу знаний нераспустившийся цветок, если хорошо – распустившийся.

- И послушайте стихотворение Евгения Баратынского

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею? Что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!

- На этой лирической ноте я бы и хотела завершить наш урок и поблагодарить всех за хорошую работу.