Обоснование курса по выбору:
“ХИМИЯ НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕКА”
В настоящее время большое значение в системе образования Российской Федерации имеет создание профильных классов, которые ориентируют учащихся на выбор профессии. Большую роль в современной жизни человека играет развитие науки химии. Современная химия фундаментальная система знаний, основанная на большом экспериментальном материале и надежных теоретических положениях. В настоящее время естествознание переживает весьма своеобразный период в своем развитии, сопровождаемый великими открытиями с – с одной стороны, с другой стороны – все углубляющаяся “пропасть” между естествознанием и обществом. Последнее, достаточно ярко проявляется в уменьшении числа студентов, обучающихся естественнонаучным предметам в вузах. Поэтому данный курс выбран с целью углубления изучения предмета химии. Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 12 часов. Выбор темы направлен на связь с повседневной жизнью.
1. Гигиенические требования.
2. Средства для ухода.
3. Химические элементы и организм человека.
4. Путешествие в страну химии (лабораторные работы и опыты).
Цели:
1. Значение гигиенических средств по уходу за кожей, волосами и т.д.
2. Правильный выбор косметических средств.
3. Сбалансированное питание.
4. Правильное выполнение лабораторных работ и химических опытов.
Задачи курса:
- Научить правильно выбирать (согласно типу кожи, волос) мыло, шампунь, крем.
- Согласно проведенным тестам выявить влияние негативных факторов на организм человека.
- Правильно пользоваться химической посудой и химическими веществами.
- Научить правильно заполнять и формулировать выводы.
Курс содержит:
- Теоретическую часть.
- Практическую часть.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ученики уже имеют представление о предмете, поэтому выбранные темы должны заинтересовать, т.к. направлены на сохранение здоровья и красоты. Как говорил Гейне: “Я не знаю большей красоты, чем здоровье”. Внешняя красота, особенно, в сочетании с внутренней, играет в жизни человека огромную роль. Красивый внешний облик здорового человека положительно действует на его самочувствие, обуславливает жизнерадостное настроение, тогда как недостатки во внешности нередко влекут за собой подавленность, застенчивость, замкнутость, апатию, ощущение неполноценности. “Исправлять” природу нужно умело и осторожно, не нарушая естественной гармонии во внешности. Излюбленной фразой одного из наиболее талантливых знатоков красоты Кристиана Диора была: “Я хочу создать гармоничный образ” Поэтому в данной программе я хочу высказать свое мнение, что не худо было бы учащихся старших классов наравне с гигиеной, кройкой, шитьем познакомить с правилами рационального ухода за внешностью с применением гигиенических и косметических средств с основами эстетики и гармонии.
В разделе “Валеологии” учащиеся познакомятся с содержанием химических элементов и их влиянием на организм человека. В числе первых ученых, рассматривающих химические элементы с точки зрения их биологической роли, был В.И.Вернадский. Было выявлено содержание химических элементов в организме человека массой 70 кг. Практически все химические элементы Периодической таблицы Д.И.Менделеева входят в состав организма человека, и каждый из них играет свою роль.
Как писал Р.Ролан: “Высокая цель человека науки – проникать в самую сущность наблюдаемых явлений, постигать их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими”. Поэтому следующий раздел разработан в форме исследования с использованием проблемного и дифференцированного подхода, что позволяет развивать познавательную активность и самостоятельность через выполнение лабораторных работ и опытов. Придавая большое значение развитию личностно-смыслового отношения учащихся к предмету, я старалась соотнести содержание изучаемого материала со сферой интересов учащихся.
Изучение данного курса заканчивается обобщением. Учащимся предлагаются темы для доклада.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Предполагает следующее:
- Изучение состава воды на жесткость.
- Способы смягчения воды.
- Свойства мыла.
- Исследование минеральных вод.
- Проведение тестов на содержание некоторых химических элементов и обработка их данных.
- Формулировка выводов.
- Проведение следующих лабораторных работ:
а) “Стакан примерз”. Реактивы и оборудование: вата, хлорид железа (III), стекло, стакан на 50 мл, вода, нитрат аммония.
б) “Исцеление раны”. Реактивы и оборудование: вата, хлорид железа (III), нож, роданистый калий.
в) Превращение воды в “шипучку”. Реактивы и оборудование: пищевая сода, лимонная кислота, вода, сахарный песок.
г) Удаление пятен от жира, ягод, крови. Реактивы и оборудование: жженая магнезия или мел, бензин или ацетон, щетка, мыло, смесь лимонной кислоты и спирта (1:10), ткань с пятнами, раствор буры (2 весовые части буры 20 весовых частей воды), 10% раствор нашатырного спирта (1 весовая часть).
д) “Извержение вулкана”. Реактивы и оборудование: асбестовая пластинка, бихромат аммония, стеклянная палочка, опилки металлического магния.
е) “Бенгальские огни”. Реактивы и оборудование: бертолетова соль, сера, карбонат бария (зеленый цвет пламени).
В результате изучения курса “Химия на службе человека” учащиеся должны
ЗНАТЬ:
1. Состав и свойства воды.
2. Значение мыла, шампуни, крема.
3. Значение химических элементов и их влияние на организм.
4. Осознание практической значимости знаний о химических явлениях и признаках посредством ознакомления с лабораторными работами и опытами.
5. Значение химии для человека.
УМЕТЬ:
1. Правильно определять свойства воды (жесткая, мягкая).
2. Правильно выбирать, согласно своих особенностей, мыло, шампунь, крем.
3. Правильно использовать знания по химии в повседневной жизни.
4. Правильно выполнять лабораторные работы и опыты.
5. Формулировать и анализировать свою деятельность.
6. Правильно заполнять таблицы и формулировать выводы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие химии. Химия с древних времен и до современности – 1 час.
Человек с химией начал, еще не осознавая, встречаться на заре своего появления. Каждую секунду в человеке происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Например: вдох – в организме начинается процесс окисления, выдох – в воздух выделяется углекислый газ, который поглощается растениями и в них превращается в углеводы. Такие реакции, как ржавление железа, сгорание автомобильного топлива можно наблюдать в повседневной жизни. Развитию химии способствовала потребность человечества. Люди постепенно накапливали знания о химических процессах (горение, растворение и т.д.), а затем широко применяли их. Выплавка металлов, приготовление красителей и косметических средств, изготовление стекла, керамической посуды и строительных материалов, хлебопечение, виноделие – вот неполный перечень древнейших областей применения химических знаний. Большой вклад в развитие науки химии внесла алхимия. Долгое время бытовало мнение, что алхимики принесли только вред. В настоящее время это мнение изменилось. Алхимия – есть не что иное, как химия. То, что алхимию постоянно путают с попытками получить золото химическим путем – величайшая несправедливость. Среди металлов, известных в древности - золото, серебро, ртуть, медь, железо и др., совершенным считалось “золото”. Алхимики полагали, что в земных недрах, сначала образуются руды металлов, затем в них происходит постепенное облагораживание и затем металлы превращаются в золото. Поэтому алхимики старались ускорить процесс облагораживания. Считалось, что осуществить желаемый процесс можно с помощью философского камня. Идея “златоделия” возникла в Египте III-IV ве5ках, затем перекочевала на Аравийский полуостров. В Западную Европу алхимия начала проникать в XII в. Химера легкого обогащения увлекала многих. Искать философский камень и придумывать способы искусственного приготовления золота принимались люди, принадлежащие к разным классам и сословиям и зачастую не имеющие никакой научной подготовки. Это повлияло на негативную оценку вклада алхимии. Между тем, именно алхимики выработали прочные навыки химического эксперимента. Они описали свойства известных веществ, открыли новые: серная и соляная, азотная кислоты, “царская водка”, едкие щелочи, соединения ртути и серы, сурьму, фосфор. Алхимики ввели в использование различную химическую посуду, водяную и печную бани, жаровни и печи, фильтры из тканей и шерсти и многое другое. Свои результаты алхимики описывали и кодировали. И этот язык был доступным посвященным. Более того, каждый алхимик старался пользоваться своим шифром.
В России до М.В.Ломоносова, каких либо целенаправленных исследований по химии не проводилось. Он создал первую в стране химическую лабораторию. Лаборатория была физико-химической. Ломоносов утверждал “вся химия физическая”. Он способствовал созданию многих химических производств в России, разработал рецепты и технологии приготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин.
В XIX в. яркий след в науке оставили:
1. Джон Дальтон – английский ученый. Он сформулировал основные принципы химической атомистики. Ввел фундаментальные понятия атомного веса.
2. Жозеф Гей Люсак – французский ученый, установил газовые законы.
3.Амедео Авогадро – итальянец, сформулировал газовые законы, вывел газовую постоянную.
4. Пьер Дюлонг и Алексии Пти – сформулировали законы теплоемкости.
Великим достижением не только для Российской науки, но и для мировой явились работы Д.И.Менделеева. Он сформулировал периодический закон и создал периодическую систему химических элементов, которая существует и ныне в том виде, в каком ее предложил Менделеев.
В ХХ в. развитие науки начало набирать новые обороты. Были внесены новые коррективы в раннее существующие работы. Так, например, была изменена формулировка периодического закона. Периодический закон получил строго физическое обоснование. Появились электронные теории химической связи. Создавались новые технологии, синтезировались новые вещества.
Красота и косметика – 5 часов.
Косметические средства – 2 часа.
Мыло. Данный раздел начинает рассматриваться с воды и мыла. Современный человек воспринимает ее, как нечто обыденное. А если вдуматься? Ведь вода является средой, в которой путем длительной эволюции зародилась жизнь. Испокон веков вода была символом чистоты, очищения, здоровья. Сложно представить современного человека, который не потреблял бы большого количества воды с гигиенической целью, заботясь о своем здоровье и красоте. Красота, гигиена, здоровье тесно связаны между собой, т.к. красота кожи – это в первую очередь ее чистота и здоровье. Только здоровая кожа свежа, упруга, лишена серьезных недостатков.
Из истории: Народы Древнего Востока – вавилоняне, египтяне, персы, финикийцы – считали воды первоисточником всего существующего. Из летописи известно, что славяне обожествляли воду морей, озер, рек, колодцев. Они населяли водоем русалками и приписывали воде чудесные исцеляющие силы.
Заслужено ценили воду в Вавилонии. Слово “врач” у вавилонян означало “знающий воду”.
Гигиена тела принадлежала к одному из культов греков. Это выразилось в поклонении богине здоровья Гигии, дочери бога врачевания Эскулапа. Обмывание тела перед едой и перед сном, умывание лица и рук после сна, постоянное содержание рук и ног в чистоте явилось элементарным правилом жизни всякого культурного человека. Греки не применяли теплой воды, т.к. считали, что она изнеживает тело. Презрительное отношение к теплой воде, однако, не исключало рекомендации “сухого потения” в специальных, сильно нагретых помещениях. Особое место в жизни древних греков занимали бани. Они существовали с древних времен у многих народов, не только с гигиенической, косметической, но и с лечебной целью. “Отец медицины Гиппократ и другие выдающиеся врачи считали баню незаменимым лечебным средством. Бани играли огромную роль в жизни народа. Об этом свидетельствуют литературные источники, богатый археологический материал. Раскопки руин Древнего Рима обнаруживает следы общественных и частных бань (терм). Почти каждый император, добиваясь популярности в народе, старался заслужить ее постройкой новых, более вместительных терм (бань). Император Диоклетиан в конце III века н.э. решил увековечить свое имя строительством грандиозной бани. Сейчас в термах Диоклетиана помещается Национальный музей. При Негроне весь термодворец был отделан золотом, драгоценными камнями и перламутром.
Издревле в России было распространено еженедельное мытье в бане. Если бани не мыло мылись и парились в русских печах.
Вода и косметика. Биологическая и физиологическая роль воды огромна. Почти все химические и физиологические процессы в организме происходят при обязательном участии воды. Лишить организм воды опаснее, чем лишить его пищи.
Длительное воздействие неблагоприятных внешних факторов – жары, холода, ветра и пр. – отрицательно сказывается на состоянии кожи. Хорошо известно, что кожа у жителей жарких стран с сухим климатом быстро старее, а у жителей стран с климатом повышенной влажности до старости лет остается, как говорят “кровь с молоком”.
Для кожи вредное значение имеют соли, органические примеси, бактерии. На кожи отрицательно влияют соли кальция, магния, железа, придающие жесткость воде.
В зависимости от температуры вода делится на пять групп: холодная (14°-20° С), прохладная (21°-28° С), тепловая (29°-320° С), теплая (33°-38° С) и горячая (39°-45° С).
Основное свойство мыла его моющая способность, позволяющая с помощью мыльных растворов смывать с кожи, волос загрязнения любого состава. Мыло способствует удалению микробов и во много раз увеличивает моющую способность воды.
С косметической, медицинской и гигиенической точек зрения самые лучшие мыла обладают положительными и отрицательными свойствами. При вымывании мылом с кожи вымываются естественный жир, не только избыточный, но и тот который ей жизненно необходим. У некоторых людей он не скоро восстанавливается, поэтому кожа остается без защиты и легко подвергается воздействию неблагоприятных внешних факторов.
В зависимости от жирового состава и специальных добавок по гигиеническому назначению мыла можно разделить на несколько групп:
а) для сухой кожи;
б) для нормальной кожи;
в) для нормальной и жирной кожи;
г) для жирной кожи.
Долгое время сырьем для мыловарен служили отходы от переработки животных жиров. В 1843 г. в Германии изготовили мыло из высококачественного белого сала с добавлением кокосового масла. В последние годы на смену твердому мылу появились другие моющие косметические средства – жидкое мыло, гель для душа, пена для ванн. (Приложение № 1)
Гигиена внешности и устранение косметических дефектов – 2 часа.
Уход за волосами: Правильный гигиенический уход за волосами с раннего детства, забота об общем укреплении организма позволяет надолго сохранить волосы здоровыми и красивыми. Кроме различных средств по уходу за волосами предлагаются средства для сохранения волос и лечение облысения. Волосы могут выпадать после инфекционных заболеваний, при расстройстве деятельности нервной системы, заболеваниях кишечника, органов внутренней секреции, бактериальных и грибковых заболеваниях, при авитаминозе, дефиците в организме микроэлементов, железа и кальция. Косметический уход за волосами состоит в предохранении их от загрязнения пылью, а также очистке кожного покрова головы от перхоти. Мытье головы – важный гигиенический процесс, поэтому ему следует уделять особое внимание. Для этого используют шампуни строго определенные для типа волос. Также, возможно использование бальзама, ополаскивателя. Уход за волосами требует большого терпения, внимания и заботы. Очень полезен массаж головы. Новейшие косметико-гигиенические средства для мытья волос созданы на базе синтетических моющих веществ. Перед мылом у них множество преимуществ и только один недостаток – громоздкие названия. Современные шампуни придают волосам блеск, мягкость, объем, а также восстанавливают поврежденную структуру волос.
Средства ухода за зубами: “Нет ничего более противоречащего облику человека, чем неопрятный рот. Ведь этот орган расположен высоко, виден хорошо, его функция – речь”, - так писал Апулей в метаморфозах. Не только в этом значение “опрятного рта”. Большую роль играет ротовая полость в жизнедеятельности всего организма. Огромна также эстетическая роль зубов. Красивые зубы – истинное украшение любого лица. Вместе с тем в ротовой полости содержится большое количество микроорганизмов, находящих благотворную почву для своей жизнедеятельности и могущих привести к заболеванию зубов и всего организма. Чтобы предупредить заболевание зубов, полости рта, отложению зубного камня, необходим тщательный уход за зубами с применением зубной щетки и зубной пасты. Зубные средства должны быть безвредными, обладающими нейтрализующей способностью по отношению к образующимся в полости рта кислотам, разрушающим зубную эмаль.
Зубные пасты появились сравнительно недавно. Долгое время использовали зубные порошки из мела. Они сильно повреждают эмаль, поэтому сейчас практически не используются. А еще раньше зубы чистили порошком из измельченного рога и пемзы. В современные зубные пасты вводят различные антисептики, отбеливающие вещества, ароматические и вкусовые добавки.
Рекомендуется два раза в день чистить зубы. После еды необходимо прополоскать рот, либо использовать жевательную резинку, либо съесть свежие фрукты или овощи – зубы самоочищаются.
Уход за кожей: Идеально здоровая кожа встречается не так уж часто. В большинстве случаев она имеет отклонения в сторону сухости или жирности. Кремы для ухода за кожей представляют собой коллоидные системы – эмульсии. Для их стабилизации используют эмульгаторы.
У некоторых людей в результате нарушения функций потовых желез появляется повышенная потливость. В настоящее время существует множество дезодорантов, устраняющих запах пота и регулирующих потоотделение.
Спутники косметики – 1 час.
Спутниками косметики являются ароматические вещества и парфюмерия. Запахи оказывают глубокое влияние на психику и физиологию человека в течении всей его жизни и в зависимости от качества приятный или неприятный – вызывает соответствующие эмоции. Огромна физиологическая роль запахов: вдыхание приятных запахов замедляет ритм дыхания, пульс, понижает кровяное и внутреннее давление. Вдыхание неприятных запахов понижает температуру кожи, ослабляет слух и зрение, отрицательно влияют на пульс, ритм дыхания, кровяное давление и т.д. Югославские ученые доказали, что производительность труда повышается при наличии приятных запахов и в цехах завода “Радоня” запахло сосной, лавандой, гвоздикой, духами “Ша нуар” (знаменитые французские духи “Черная кошка”). Результаты получили отличные.
Нард, алой и киманон
Благовонием богаты
Лишь повеет аквилон
И закаплют ароматы.
Судя по набору ароматических веществ, можно предположить, что они относятся по крайней мере к времени Тутанхамона. Однако их автор А.С.Пушкин. Он воспел те же ароматические вещества, которые широко применялись и высоко ценились еще в древности. Современная парфюмерия использует огромный ассортимент душистых веществ как из древнего арсенала, так и из современного. Она включает разнообразные вещества растительного и животного происхождения. (Приложение № 1)
Красота и запах роз во все времена воспевалась поэтами. В парфюмерии розы занимают важное место. Также в парфюмерии широко используется мускатный орех, шалфей, герань, мята, лаванда, жасмин и др. Ориентироваться в океане запахов помогает обоняние.
На Руси в качестве благовоний долгое время использовали сушеные травы и цветы, древесную смолу, в некоторых лесистых районах умели получать кедровое и пихтовое масло. Благодаря торговли с Византией, а затем со странами Западной Европы, этот список ароматных снадобий расширился.
Вплоть до XIX в. единственным источником душистых веществ были продукты природного происхождения. С развитием органической химии стало возможным разделить природные ароматические вещества на компоненты и установить их состав и строение.
Большим спросом среди мужчин и женщин пользуются различные духи и туалетные воды. Первое и самое гласное условие правильного их применения – это соблюдение чувства меры. Все душистые вещества делят на натуральные и синтетические. Душистые вещества относят к различным классам органических соединений. Душистые вещества применяют, как правило, в виде смесей. Их созданием занимаются специалисты-парфюмеры.
Валеология на уроках химии – 7 часа.
Минеральные воды – 2 часа.
Характеристика минеральных вод: Минеральные воды были известны более двух тысяч лет назад. Природные источники были найдены в разных уголках земного шара. Возле источников строились лечебницы. В 1715 году в России был найден источник минеральной воды. Вода была признана лечебной. 20 марта 1719 года Перт I издал именной Указ, в котором приписывалось пить минеральные воды при цинге, ипохондрии, геморрое, грыже поносе, кровотечении и других жестоких болезнях.
В настоящее время известно около 5000 источников минеральных вод, более 100 видов лечебных и лечебно-столовых минеральных вод. Лечебные свойства минеральных вод зависят от их состава. В них содержатся различные вещества в виде ионов, молекул или коллоидных частиц. Различные комбинации этих веществ определяют разнообразие видов минеральных вод. Содержание солей – основной показатель типа воды.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ | ||
Более 1 г/л минеральных солей и 0,25% газообразных продуктов | ||
Питьевые столовые | Питьевые лечебные | Питьевые лечебно-столовые |
Вкус и целебные свойства минеральной воды определяются ее соляным составом. Основных ионов, образующих различные соли в минеральных водах – шесть. Это катионы металлов натрия или калия, кальция, магния и хлорид, сульфат, гидрокарбонат анионы. За вкус воды отвечают анионы. Минеральные воды, разливая в бутылки, насыщают углекислым газом, который необходим для стабилизации химического состава и сохранения целебных свойств. (Приложение № 2)
Методика и техника приема минеральных вод: Чаще все минеральные воды принимают до еды, т.к. она быстрее всасывается. С целебной целью воду пьют три раза в день (утром натощак, перед обедом и ужином). При некоторых заболеваниях. Таких как хронический гастрит с повышенной секреторной функцией, желче-каменной болезни пьют горячую воду. При подогревании из нее удаляется избыточное количество углекислого газа, возбуждающего секреторную функцию желудка. Минеральную воду следует пить медленно, небольшими глотками. Быстрое питье при употреблении минеральных вод, оказывающих слабительное действие. Существует определенный курс лечения минеральными водами. Более длительное применение может привести к нарушению вводно-солевого обмена.
Минеральные ванны: Минеральные ванны бывают:
Ванна | Физиологическое влияние | Естественные источники |
Сероводородные | Оказывают выраженное влияние на сердечно-сосудистую, нервную систему, кожу, опорно-двигательный аппарат. | Сочи, Мацеста |
Хлоридные натриевые | Лечение хронических заболеваний суставов, радикулитов, невралгий, заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, положительно влияют на сердечно-сосудистую систему, обладают тонизирующим действием. | В домашних условиях для получения эффекта хлорида натрия в воде 15 г/л-3-6 кг. На 20 л воды. |
Углекислые | Способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы. Исключается насыщение углекислотой водопроводной воды. | Арзни, Дарасун, Кисловодск. |
Кислородные | Благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему. | Насыщают кислородом с помощью специального устройства водопроводную, морскую или минеральную воду. |
Жемчужные | Мягкое раздражающее воздействие на нервные окончания кожи и тем самым благотворно влияет на центральную нервную систему. | Готовят из пресной или минеральной воды путем нагнетания в воду воздуха компрессором, пузырьки воздуха бурлят, переливаются в воде как жемчуг. |
Содержание химических элементов в организме человека и их значение - 3 час.
По своему содержанию в живой природе химические элементы можно разделить на макро- и микроэлементы. К макроэлементам относят четыре элемента: углерод, кислород, водород и азот, на долю которых приходится 96% массы живого вещества. К микроэлементам относят калий, кальций, молибден, медь, кобальт, цинк (1%). Элементы, находящиеся в живой природе в существенных количествах получили название биогенных элементов.
В периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева неметаллы, находящиеся в организме занимают верхний правый угол таблицы. Среди биогенных неметаллов и металлов преобладают s- и р- элементы, причем преимущественно четные элементы магний, кальций вместе с углеродом, кислородом и серой составляют 85% по массе в живом организме.
Элементы второй и четвертой групп образуют твердые структуры организма. Электролитная среда организма содержит элементы первой (меньше второй) и четвертой групп. Элементы седьмой и восьмой групп проявляют себя обычно как катализаторы и ферментативных реакциях. В переносе энергии участвуют элементы пятой группы – фосфор и азот. Окислительно-восстановительные реакции в организме осуществляются при участии переходных металлов первой и восьмой групп.
Поступление элементов в живой организм из окружающей среды обусловлено следующими факторами:
- Нахождение элемента в природе в доступной (обычно водорастворимой) форме.
- Способностью организма поглощать элемент.
- Способностью организма накапливать элемент.
Биологически важные химические элементы
Элемент | Значение для клетки |
Водород | Входит в состав воды и биологических веществ. |
Кислород | Входит в состав воды и биологических веществ. |
Углерод | Входит в состав биологических веществ |
Азот | Структурный компонент белка и нуклеиновых кислот. |
Фтор | Входит в состав эмали зубов. |
Натрий | Главный внеклеточный положительный ион. |
Магний | Активизирует образование многих ферментов, структурный компонент хлорофилла. |
Фосфор | Входит в состав костной ткани, нуклеиновых кислот. |
Сера | Входит в состав белков и многих других биологических веществ. |
Хлор | Преобладающий отрицательный ион в организме. |
Кальция | Основной компонент костей и зубов, активизирует сокращение мышечных волокон. |
Железо | Входит в состав многих органических веществ. |
Йод | Входит в состав гормона щитовидной железы. |
Овощи и здоровье - 2 час.
Сегодня известно о пользе овощей и фруктов. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Картофель: Любимая пища всего человечества. В современном мировом сельскохозяйственном производстве продуктов питания картофель занимает одно из первых мест. На своей родине – Чили – картофель возделывался еще в начале нашей эры. Любопытно, что первоначально картофель рассматривали как диковинку с любопытными цветами. Многие модницы из высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам, шляпам, платьям. В России первая попытка разведения картофеля была предпринята еще в 1700 г. при Петре I. Будучи в Голландии он попробовал картофель, вкус понравился и царь велел отправить в Россию мешок картофеля с наказом Шереметьеву высадить его в разных местах “для развода”. По разным причинам из этой затеи ничего не вышло. Во второй раз о картофеле в России вспомнили только через 60 лет – во времена царствования Екатерины II. К 1987 г. картофель смогли распространить по России. У картофеля довольно высокая калорийность – почти в 2-3 раза выше чем у других овощей. Основной энергетический материал картофеля – углеводы, которые представлены главным образом крахмалом. В картофеле содержатся аминокислоты, соли калия, кальция, магния, железа, фосфора.
Капуста: По достоинству оценили еще до нашей эры. Доказано, что она начала возделываться в конце каменного века. Но широкое признание она получила в Древней Греции и Древнем Риме. Капусте приписывали массу целебных свойств. Считалось, что она помогает при заболеваниях печени и желудка, заживляет раны, нарывы, улучшает зрение. На Руси капуста появилась значительно позже, но между прочим, славяне первыми начали квасить капусту. В капусте содержится аскорбиновая кислота, витамин В1, В2, В6, РР, а также каротин, фолиевая кислота. Минеральные вещества представлены солями калия, железа, кальция и фосфора.
Морковь: Первые сведения о моркови, как культурном растении относятся к 2000-1000 г.г. нашей эры. Действие моркови на организм хорошо изучено. Прежде всего оно связано с каротином, большим количеством солей калия, также в ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит – витамины РР, В1, В2, В6, С, К, Д, Е, пантотеновая кислота, а также обнаружены различные микроэлементы – кобальт, медь, железо, йод. С морковью организм человека получает легкоусвояемые углеводы, белки и клетчатку.
Свекла: Предком свеклы считается дикий мангольд – выходец из Средиземноморья. За 2000 лет до н.э. свекла была известна в Древней Персии. Большой популярностью свекла пользовалась , куда она попала из Византии. Уже тогда свеклу с приправой из имбиря подавали перед обедом для возбуждения аппетита. Позднее из нее научились готовить борщ. Свекла отличается высоким содержанием сахара, клетчатки, органических кислот, солей калия и магния. Есть в ней и витамины С, А, В1, В2, В6, РР.
Огурцы: Огурцы употребляют в пищу около 6000 лет. Древние люди восхищались не только вкусовыми качествами огурцов, но и находили им медицинское применение. Огуречный сок зарекомендовал себя как незаменимое косметическое средство, очищающее и предохраняющее кожу от старения. С древних времен огурцы употребляли при пониженном аппетите и для нормализации пищеварения, как легкое мочегонное и желчегонное средство. Огурец – чемпион среди овощей по содержанию в них воды 96,8%. Огурцы содержат клетчатку, соли калия. Витаминов в огурцах мало, есть каротин и витамин С. Выращивали их в оранжереях среди экзотических цветов.
Томаты: Как овощную культуру помидоры стали разводить более 100 лет назад. Их можно было увидеть в горшках на окнах среди других комнатных растений. Помидоры долгое время считались ядовитыми растениями. В них содержится большое количество органических кислот – щавелевая, яблочная, лимонная, содержится фосфор, железо, сахар, каротин, витамины С, В1, В2, Р, К, С.
Лук и чеснок: С давних пор лук и чеснок славились своими лечебными свойствами. Их используют при профилактике простудных заболеваний. В них имеются витамины В, С, соли железа, меди, магния, клетчатки, жир, полисахариды. Для большинства из нас лук и чеснок – первые домашние лекарства, к которым мы обращаемся всякий раз при простуде.
Шаг к власти над веществами. Путешествие в страну химии - 3 час.
Данные уроки разработаны в форме исследования, с использованием проблемного подхода. Эти уроки позволят развивать познавательную активность и самостоятельность через выполнение лабораторных работ. Придавая большое значение развитию личностно-смыслового отношения к предмету, необходимо соотнести содержание изучаемого материала со сферой интересов учащихся, их возрастными особенностями. Для учащихся необходимо создавать условия для развития умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами в соответствии с правилами техники безопасности.
Выполнить следующие лабораторные работы:
- “Стакан примерз”
- “Исцеление раны”
- “Превращение воды в шипучку”
- “Химическое удаление пятен от жира, ягод, крови”
- “Извержение вулкана”
- “Бенгальские огни”
ОБОБЩЕНИЕ ПО ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
На последнем уроке подводится итог всему пройденному материалу. Учащиеся должны, по мере изучения тем, определиться по какой теме будут делать проект. Предлагаются темы проектов. (Приложение № 5)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Энциклопедия для детей по химии. Главный редактор В.А.Володин. Издательский центр “Аванта”, Москва, 2000 г.
- Технология разноуровнего обучения учащихся основной школы. Л.С.Конева, Е.А.Горбунова, В.Г.Дробышева, А.И.Ефанова, Е.А.Ковыляева, Омск, 2002 г.
- Красота и косметика, Р.Фридман, издательство “Картя Молдовеняско”, Кишинев, 1978 г.
- Валеология на уроках неорганической химии. Л.А.Ивченко, А.А.Макареня, Тюмень, ТОГИРО, 1998 г.
- Предметные недели в школе. Л.М.Брейгер, П.В.Глинская, издательство “Учитель”, Волгоград, 2001 г.
- Химия вокруг нас. Т.С.Горбунова, Омск, 2002 г.
- Журнал химия в школе № 5 2000 г.
- Журнал химия в школе № 6, 2000 г.
- Журнал химия в школе № 7, 2001 г.
- Журнал химия в школе № 9, 2001 г.
- Журнал химия в школе № 9, 2001 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса по выбору для учащихся 9-х классов по теме
“Химия на службе у человека”
Таблица