…Посещение и анализ уроков – важнейшая работа директора; от ее высокого научного уровня зависит очень много: интеллектуальное богатство жизни педагогического и ученического коллективов, методическое мастерство педагогов, многогранность запросов и интересов воспитанников. От повседневного совершенствования урока, осуществляемого благодаря вдумчивому анализу руководителей, зависит культура всего педагогического процесса в школе.
В.А.Сухомлинский
В современных условиях происходят значительные изменения в системе образования, меняется жизнь – меняется образовательная система, изменяются требования к подготовке выпускника образовательного учреждения. В таки условиях должен измениться и сам педагог, его подходы к работе, к проведению урока как основной форме образовательного процесса.
Максимально раскрыть творческий потенциал каждого учителя, быть помощником учителя в становлении его педагогического мастерства – одна из главных задач и обязанностей руководителя образовательного учреждения. Один из путей решения этой задачи – организация методической работы. Но часто теория и практика существуют независимо друг от друга. Профессор Нижегородского университета Н.М.Зверева в одном из своих выступлений отметила: “Именно на конкретном уроке видны проблемы учителя, в анализе мы должны их увидеть, понять психолого-педагогическую основу проблемы, дать ее дидактическое обеспечение и выйти на технологическое решение”.
Вся жизнь образовательного учреждения протекает на учебных занятиях, именно урок является основной формой организации образовательного процесса.
Говоря об уроке, Ю.А. Конаржевский отмечает, что “только на уроке руководитель школы, заведующий предметной кафедрой могут составить себе представление о том:
- каковы отношения учителя с учащимися;
- глубоко или поверхностно он знает свой предмет;
- как он мотивирует познавательную деятельность своих учеников;
- кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей;
- обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;
- умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.
Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие” [4;4]
Таким образом, педагогический анализ урока – процесс, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления урока, процесс осознания и самопознания, формирующий у учителя аналитические способности, развивающий интерес и определяющий необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Заинтересовать людей работой – значит реализовать планы. Заинтересовать педагогов в профессиональном развитии – значит обеспечить успех в развитии своего образовательного учреждения, что немаловажно в современных условиях.
Каждый руководитель стремиться к тому, что у каждого педагога была сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.
Чтобы понять что именно необходимо усовершенствовать в своей педагогической деятельности для достижения определенного успеха , нужно прежде всего критически оценить свою деятельность, выявить проблемы образовательного процесса.
Огромную роль в мотивации педагога на совершенствование своей деятельности может сыграть внешний фактор, а именно анализ уроков другими педагогами и руководителем. В данном случае необходимо мотивировать педагога на достижение успеха.
Значимость педагогического анализа учебного занятия состоит в том, что “это чисто индивидуальная форма работы руководителя образовательного учреждения с преподавателем.
Но как отмечает О.В.Токмакова, “многие руководители работу с педагогом над учебным занятием в системе развивающего обучения проводят, сравнивая реальное учебное занятие со своими мыслями по нему. Этот опыт формируется спонтанно и представляет собой фрагменты субъектного опыта руководителя.
R <— ----------образ учебного занятия “гостя” |
[21; 109]
В результате нарушается принцип сравнения, что приводит к неправильным выводам и действиям. По мнению О.В.Токмаковой, “для сравнения нужно выбирать какие-то иные объекты. Сравнение реального учебного занятия с проектом учебного занятия дает возможность для коррекции практической деятельности конкретного педагога.
R<— --------- проект учебного занятия |
[21; 110]
Практически у всех учителей, перед которыми поставлены новые цели, объективно есть потребность в профессиональном саморазвитии.
Разработка проекта урока побуждает педагога вновь обратиться к основам дидактики, психологии, определить свою технологию проведения уроков, а это приводит к необходимости обратиться к понятию “идеальная система обучения”, чтобы ответить на вопросы: “А как должно быть в идеальном варианте? Какие реальные условия мешают провести этот идеальный урок?”, т.е. схема претерпевает следующие изменения
R< --- > проект учебного занятия< ------ идеальная система обучения |
[21; 112]
И в педагогической практике при таком подходе происходят замечательные вещи:
- адаптация проекта урока к конкретным условиям;
- появляется возможность для коррекции практической деятельности педагога;
- повышение как практического, так и теоретического уровня профессиональной компетентности педагога.
Такой подход значительно повышает качество анализа урока.
Т.И. Шамовой уделяется огромное внимание педагогическому анализу урока руководителем образовательного учреждения, определяются
“Этапы деятельности руководителя школы по изучению и анализу учебного занятия”:
1. Подготовка к посещению учебного занятия.
2. Непосредственное наблюдение хода учебного занятия.
3. Самоанализ занятия преподавателем.
4. Анализ учебного занятия руководителем образовательного учреждения.
С этой же трудностью столкнулись и мы в своем образовательном учреждении. Задачей стало: найти новые средства, которые помогут раскрыться каждому педагогу, подчеркнуть его значимость в общем процессе.
В самом начале работы с преподавателями была проведена беседа о посещении уроков администрацией колледжа, о причинах негативного отношения к этому. Результаты беседы оказались следующими:
- посещение уроков администрацией было явлением эпизодическим, несистематическим;
- часто анализ урока воспринимался как процесс, направленный на выявление недостатков в работе педагога;
- объектами контроля становились только лишь отдельные педагоги;
- очень часто в анализе урока отсутствовал самоанализ педагога, что лишало его возможности самому определить достоинства и недостатки урока, отстоять свою позицию;
- отсутствовали проекты уроков ( технологические карты) , что приводило прежде всего к анализу урока по схеме
R <— --------- идеальная система обучения |
и приводило к некорректному анализу деятельности педагога.
На основании этого была продумана система работы с педагогами:
- Методические учебы по проектированию уроков, на которых рассматривались понятия “проект урока”, “ технологическая карта урока”, “самоанализ урока”, “схемы анализа и самоанализа уроков”.
- Педагогический совет “Современный урок с позиции личностно – ориентированного обучения”.
- Систематическое посещение и анализ уроков руководителем и заместителями руководителя образовательного учреждения.
- Систематическое проведение открытых уроков преподавателями колледжа.
- Обязательная разработка проектов урока (технологических карт).
На протяжении нескольких лет реализовывалась данная система работы, которая привела к положительным результатам:
- во многом изменилось отношение педагогов к посещению занятий администрацией колледжа, преподаватели стали воспринимать посещение уроков не только как контроль отдельных педагогов, а как желание руководителя познакомиться с системой работы каждого учителя, при необходимости оказать ему методическую помощь, помочь в профессиональном росте.
- подготовка проектов уроков (технологических карт) стала системой работы, что подтверждается разработкой технологических карт по каждому уроку для УМК;
- возросло количество и качество проводимых открытых уроков
- произошло качественное изменение профессионального роста педагогов, о чем свидетельствуют результаты аттестации педагогов колледжа
В результате проведенной работы были созданы условия для
- объективного анализа уроков преподавателей с учетом реалий образовательного процесса, в соответствии со схемой
R < ----- > проект урока < ----- идеальная система обучения |
- практической коррекции деятельности педагога;
- повышения как практического, так и теоретического уровня профессиональной компетентности педагога.
Все выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:
1. Педагогический анализ урока – процесс, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления урока, процесс осознания и самопознания, формирующий у учителя аналитические способности, развивающий интерес и определяющий необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
2. Педагогический анализ урока руководителем образовательного учреждения как условие мотивации и стимулирования профессионального роста педагога – проблема актуальная для современной педагогики, до конца не решенная, актуальная для современных условий.
3. Решение данной проблемы на практике зависит от многих факторов, требует от руководителя образовательного учреждения не только теоретических знаний, но и умения быть гибким, толерантным, грамотным управленцем, умеющим создать условия для развития как отдельного педагога, так и всего образовательного учреждения.
Список литературы
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2001. С.62-108.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект – пособие для студентов – педагогов и учителей. – М.: Педагог. общество России, 2002. C.142-149.
- Диагностика успешности учителя: Сборник метод.материалов для директоров и заместителей директоров уч.заведений, руководителей школ. М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003. 160 с.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока.- М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003. 336 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока:Практич.пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2003. 224 с.
- Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М.: Сентябрь, 1999.
- Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: Сентябрь, 2002. 160 с.
- Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб.пособие для студ.учреждений сред.поф.образования.-М.: Мастерство, 2002. С.67-165.
- Педагогика школы: Учеб.пособие для студентов пед.институтов/Под ред.Г.И.Щукиной.-М.:Просвещение, 1977. С. 327-347.
- Педагогика: Курс лекций/Под ред.Г.И.Щукиной.-М.: Просвещение, 1966. С. 259-274.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии:Учеб.для студентов высш. и сред.пед.учеб.заведений/Под ред. С.А.Смирнова. -М.: Изд.центр “Академия”, 2001.С. 202-228.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб.заведений. В 2 кн., кн. 1-М.: Владос, 2001.С. 511- 542.
- Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология: Метод.пособие. М.: Пед.общество России, 2003.
- Радугин А.А.Педагогика: Уч.пособ. для высш.учеб.заведений. –М.: Центр, 2002. С.150-186.
- Ромадина Л.П. Справочник завуча: организационно-методические и психолого- педагогические материалы для директоров школ, заместителей директоров по УВП и начальной школы. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001-160 с.
- Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Метод.пособие. М.: Ладога – 100, 2001.
- Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. М.: Ладога –100, 2002. 298 с.
- Самоанализ профессиональной деятельности педагога: Методические рекомендации.-Киров:Изд-во Кировского областного ИУУ, 2003. 46 с.
- Справочник заместителя директора по учебной работе/ Сост. Л.В. Голубева, Ю.А.Киселева. – Волгоград: Учитель, 2006. 169 с.
- Токмакова О.В. Управление процессом обучения: Практикум. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. 28 с.
- Токмакова О.В. Управление процессом обучения: Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. 121 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Минск: “Университетское”, 2002. С.238-280.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами.: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Под ред.Т.И.Шамовой. М.: Издательский центр “Академия”, 2002. 384 с.