Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обращение"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • закрепление понятия обращение;
  • сформировать умение находить обращение в предложении, правильно ставить знаки препинания при обращении;
  • отличать обращение от подлежащего;
  • использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией, выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;
  • повторить нормы речевого этикета.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Определение темы урока.

Ребята, что общего в данных предложениях?

Москва! Как я люблю тебя!
Святая родина моя!
Играйте, пойте, о друзья!
Опять я ваш, о юные друзья!
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Здравствуй, Балда – мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Все предложения осложнены обращениями.

Определим тему урока: “Обращение”.

Запишем в тетрадях число и тему.

3. Повторение сведений об обращении.

Что называется обращением?

Обращением называется слово или сочетание слов, которое называет того, к кому (или к чему) обращаются с речью.

Расскажите, что знаете об обращении.

4. Проявите наблюдательность.

Вспомните таблицу-схему “Обращение. Приложение № 1

Просмотрите все выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы:

1. Где может стоять обращение: в начале, в середине, или в конце предложения?

2. Сколько слов может включать обращение?

- Обращение может состоять как из одного слова, так и из нескольких.

3. 3. Какую форму имеет обращение?

- Форму именительного падежа.

Приведите примеры из домашнего задания.

4. В какой речи чаще всего употребляются обращения?

- В устной речи.

- Мы обращаемся к родителям, к товарищам, к учителям, знакомым, называя их: Юра, мама, доктор.

Официальные объявления тоже часто начинаются с обращений: граждане пассажиры, ученики, господа.

Расскажите стихотворение об обращении.

Обращение

Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.

5. Проверьте свою память.

1. В “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” к кому обращается королевич Елисей?

- К солнцу, ветру и месяцу.

- Можете ли вспомнить строки с этими обращениями.

2. Как царица обращалась к волшебному зеркальцу?

3. Вспомните отрывки из сказки “ О царе Салтане …” с обращениями.

4. Как старик обращался к золотой рыбке?

Как старуха обращалась к старику?

А как рыбка обращалась к старику?

Чего тебе надобно, старче?

6. Историческая справка.

Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи.

7. Работа с книгой.

Прочтём задание из рубрики “Возьмите на заметку!” (стр. 150)

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращается. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность, злость, недовольство и т.д.

Очень часто обращение раскрывает характер героя произведения.

8. Давайте подтвердим данное сообщение примерам обращений из сказок А.С. Пушкина.

Вспомните “Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкина.

- В каких случаях царица обращается к зеркальцу?

- Как характеризуют царицу эти обращения?

- С какими словами обращается царевна? (Бабушка, братцы вы мои родные, свет нам солнышко)

- Как это характеризует её?

- Найдите в других сказках А.С.Пушкина примеры с обращениями.

- Кто и при каких обстоятельствах, какие формы обращения выбирает?

- Как это характеризует говорящего?

9. Запись в словарик этикетных слов.

Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините.

С обращений начинаются письма. В прежние века, когда письма были единственным способом общения на расстоянии, люди писали друг другу много писем. Это письма к близким-родным, друзьям, в которых пишущие рассказывали, что происходит в жизни, о своих мыслях и чувствах. Писали деловые письма.

Ребята, вы знаете, что А.С.Пушкин учился в Царскосельском лицее. Вместе с ним учился Антон Антонович Дельвиг, тоже будущий поэт. После окончания лицея А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг постоянно переписывались. Вот как в своих письмах А.С.Пушкин называл Дельвига: друг Дельвиг, мой парнасский брат (брат по ремеслу, оба поэты), мой Дельвиг, душа моя.

А так обращался к А.С.Пушкину А.А.Дельвиг: милый Пушкин, Великий Пушкин, маленькое дитя, милый мой Пушкин, милый друг, Ваше поэтическое превосходительство, брат Пушкин, друг Пушкин, радость, душа моя.

- Можно ли, не читая писем, по одним обращениям сказать, какие отношения связывали двух поэтов? Объясните ответ.

Кого из друзей А.С.Пушкина вы еще можете назвать?

Прочитайте предложение с обращениями из писем А.С.Пушкина. Какое из этих обращений адресованы официальным лицам, какие безликим людям?

- Какие из обращений можно назвать шуточными?

Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Прости душа здоров будь – это главное.

2. Милостивый государь Александр Христофорович имел я счастье получить письмо Вашего превосходительства от 26 прошедшего месяца.

3. Пряник мой Вяземский получил я письмо твоей жены и твою приписку.

4. Что делаете Вы бесподобная княжна в вашей Саратовской степи?

10. Проверка. А кто хотел бы расставить знаки препинания на доске.

Учитель:

Слова ты и вы в предложениях обычно являются подлежащими. Их не надо путать с обращениями и выделять запятыми. Правда, эти слова могут употребляться как обращение, если кто-то обращается к человеку грубо: “Эй ты, иди сюда! Эй вы, замолчите!”

Индивидуальные задания на карточках. Прочитайте отрывки из знакомых вам стихотворений А.С.Пушкина. Вставьте пропущенные обращения. Из каких стихотворений взяты строки?

11. Проверка индивидуально выполненных заданий.

12. Творческое задание.

Вспомните, как вас называют разные люди, когда к вам обращаются. Закончите предложение так, чтобы получился небольшой рассказ. Как вы думаете, почему у одного человека столько “имён”?

Обычно мама меня называет …

Когда я сделаю что-то хорошее, она говорит мне …

А когда сердится, то может сказать …

У папы я бываю и … и … и… .

Для друзей во дворе я - …

Для учительницы в школе - …

Незнакомые люди обращаются ко мне … .

А кроме этого … .

Кто хотел бы прочесть своё сочинение?

13. Подведение итогов урока.

14. Домашнее задание.

Написать начало письма сказочному герою (например, Фее, исполняющей желания).

Это задание выведет ребят из области реальной жизни, сделает их более раскованными. Упражнение 394.

Историческая справка.

Мама, мамочка, бабуля, дядя Петя, девочка, молодой человек, господин, дедушка – эти слова адресуют вашу просьбу или вопрос конкретному человеку.

Эти обращения вам давно знакомы и понятны, но речевой этикет разных времён и народов предусматривал очень странные, на наш взгляд, формы обращений.

Петровские “Приклады или како пишутся комплименты разные или образцы как писать письма к разным особам” узаконят как обращение к одному лицу Милостливый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятно любезный сродственник, а указом 1701 года Пётр I запретит подписываться “полуименами”, то есть уменьшительными именами, бывшими до этого в ходу. Так исчезнут из письменной речи Васьки, Варьки, Петрушки, Варварки. Понаблюдайте за своей речью. Не сохранились ли в ней запрещённые более трех веков назад обидные клички – “полуимена”? Знаете ли вы, какие обращения рекомендует современный деловой этикет?