Тип занятия: итоговое занятие кружка по итогам 3 четверти
Форма занятия: соревнование.
Цели разработки заданий по математике:
- Развитие творческих возможностей каждого учащегося, развитие творческой инициативы ученика.
- Не только проверка знаний по предмету, но и развитие сообразительности, интереса к математике, формирование умений творчески применять имеющиеся знания.
- Воспитание добросовестного отношения к учёбе.
- Выявление лучших математиков для участия на улусной олимпиаде
Цели для учащихся:
- Проверить свои знания по математике
- Расширение познавательной деятельности
- Развитие умения работать в команде: доказывать свое мнение, слушать внимательно ответы других.
- Воспитание взаимопомощи друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска, все задания на слайде (Приложение 1), электронное пособие «Математическая олимпиада по математике в начальной школе», коробка, фишки.
Ход занятия
1. Орг. момент
- Сегодня, ребята, вы познакомитесь с загадочным и интересным миром занимательной математики. Вы увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир.
- Занятие наше будет необычным уже тем, что мы сразу организуем соревнование между двумя командами. На занятиях вам будут предлагаться различные интересные вопросы и задания. Чтобы победить в соревновании, вы должны быть активными, стремиться быстрее других, подумав, ответить на вопрос или выполнить задание. За каждый ответ команда будет получать фишки. Эти фишки мы будем класть в эти коробки. По количеству набранных фишек в конце занятия мы узнаем, какая команда работала сплоченно, дружно и активно. Команды выбираете командира и придумываете название.
2. Разминка
а) - Начинаем разминку. Это – ребусы. Для каждой команды свой ребус. Тот, кто первым из команды правильно угадает ребус, тот выйдет к доске и запишет на интерактивной доске. За правильный ответ получаете фишку.
1 команда: ( на слайде)
б) - Напишите трехзначные числа из цифр 0 и1. Цифры могут повторяться.
в) - Два конца, два кольца а в середине гвоздик. Что это? (ножницы)
2 команда:
б) - Сколько получится, если наибольшему трехзначному числу прибавить наименьшее однозначное число и затем вычесть наименьшее трехзначное число?
в)- Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. Что это? (стол)
г) - Сейчас будем решать задачу в стихах. Будьте внимательны. Проследите за тем, что говорится в задаче о комарах.. смотрим на доску.
Над болотцем тихо, тихо…
В теплом воздухе парят
Сам Комар да Комариха
С ними – туча комарят!Комариха с Комаром говорят:
- Сосчитай-ка, Комар, комарят.
- Как же счесть, Комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.Насчитала Комариха сорок пар.
А продолжил этот счет сам Комар.
Комарят Комар до вечера считал.
Насчитал тринадцать тысяч и устал…А теперь считайте сами вы, друзья:
Велика ли комариная семья?
(если ответы правильные, то каждая команда получает по одной фишке)
д) Игра «Концовки».
- Сейчас проведем игру «Концовки». Вызываем по одному из каждой команды: Я начинаю предложение, а вы должны его заканчивать. Но для этого надо подумать, сообразить, чтобы концовка предложения была по смыслу правильной. «Концовки» будете выполнять по очереди, по моему вызову. Слушайте внимательно и думайте:
- Если «Тойота» в 2 раза быстрее синего «Жигули», то синие «Жигули» … (в 2 раза медленнее чем «Тойота»)
- Если Оля сидит позади Тони, то Тоня сидит … (сидит впереди Оли)
- Зная, что Лена и Зина живут в разных домах, но на одной и той же улице, закончи следующее предложение: «Если Зина вышла из дома одновременно с Леной, то Лена вышла из дома …» (одновременно с Зиной)
- Если тонна бумаги в 10 раз тяжелее центнера железа, то … (центнер железа в 10 раз легче тонны бумаги)
3. Решение задач
(ход решения будут писать на интерактивной доске)
а) Задача – смекалка.
- Как в комнате расставить 6 стульев, чтобы у каждой из четырех стен стояло по 2 стула. (одновременно от каждой команды выходят по одному ученику)
б) - На покупку мороженого у старшего брата не хватило одного рубля, а у младшего брата не хватило 15 руб. оказалось, что и вместе у них недостаточно денег для покупки одной порции мороженого. Сколько денег было у каждого из братьев и сколько стоило порция мороженого? (у старшего 14 рублей, у младшего нет ни рубля, мороженое стоит 15 рублей0
Физминутка- гимнастика для глаз
в) Логические задачи.
- Три брата - Иван, Дмитрий и Сергей преподают различные дисциплины в школах Москвы, Санкт-Петербурга и Калуги. Иван работает не в Москве, а Дмитрий не в Санкт-Петербурге. Москвич преподает не историю. Тот, кто работает в Санкт-Петербурге, преподает химию. Дмитрий преподает биологию. Какую дисциплину преподает Сергей в школе какого города?
г) турнир капитанов команд.
(задача – шутка)
Вопрос для капитана первой команды.
- Четверо играли в домино 20 мин. По сколько минут играл каждый?
Вопрос для капитана второй команды:
- У одного мужика спросили, сколько у него детей. Он ответил:
- У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько же детей было у него?
4. Задания по электронному пособию
- Первая команда решает задания с нечетными номерами, вторая команда задания – с четными номерами.
1. Чтобы поставить забор, вкопали в ряд 20 столбов через 2 метра. Какой длины получился забор? Обведи правильный ответ
40м
42 м
38 м
2. Сравни значения выражений. Какой знак нужно поставить?
38 × 7 + 38 × 3 … 38 × 11
3. Какими будут 2 следующих знака? Обведи правильный ответ
* # & * # & … …
* #
& *
# &
4. Оля моложе Димы, а Дима моложе Коли. Кто моложе: Оля или Коля? Обведи правильный ответ
Оля
Коля
одногодки
5. Нарисуй, как из 4 спичек, не ломая их, получить 7?
6. Чему равно число, если оно больше 8 ровно на его половину? Обведи правильный ответ
4
12
16
7. У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь четвертинок. Сколько всего груш было у Незнайки?
8. Используя все известные тебе арифметические действия и скобки, составь равенства
5 5 5 5 = 6
5 5 5 5 = 7
5 5 5 5 = 30
9. Средний возраст одиннадцати футболистов команды-22 года. Во время матча один из футболистов был удалён с поля. После этого средний возраст тех, кто остался на поле, стал 21 год. Сколько лет было футболисту, удаленному с поля?
10. Петя с товарищами ходил за грибами в лес. Мальчики набрали много грибов, но половина оказались несъедобными, а восьмая часть – червивыми. Плохие грибы они выбросили. Три восьмых от всех грибов мама сварила. Сколько съедобных грибов осталось?
- А теперь взаимопроверка, обменялись ответами. ( На доске открываются ответы с баллами) команды проверяют ответы, выставляют баллы.
5. Итог урока
Посчитайте свои фишки. Победила команда __________.
- Что было самое трудное? Какое задание было самым интересным?
– Почему вы победили? А у вас, что не получилось?
- Занятие окончилось, всем спасибо.