Урок геометрии в 7-м классе по теме "Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника"

Разделы: Математика


Данный урок является первым в главе «Соотношения между сторонами и углами треугольника», опирается на знание учащимися признаков и свойств параллельных прямых, аксиомы параллельности. Урок готовит базу для решения задач, доказательства  теорем о соотношении сторон и углов треугольника.

В связи с этим на уроке ставились цели:

1. Обучающие:

  • познакомить учащихся с доказательством теоремы о сумме углов треугольника;
  • обобщить знания свойств и признаков параллельных прямых и умение применять их для решения задач;
  • продолжить работу по формированию у учащихся решения задач по готовым чертежам.

2. Развивающие:

  • развивать аргументированную  математическую речь;
  • развивать умение выполнять сравнение, анализ, делать вывод:
  • развивать навыки самопроверки и объективной самооценки.

3. Воспитательные:

  • воспитание навыков коммуникативности, культуры общения, умение слушать и слышать других;
  • воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование урока:

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности. Создание условий комфортности, включение эмоционального компонента, основанного на положительном опыте предыдущих уроков.

Устная работа с задачами на слайдах 1-2.  Особое внимание уделяется задачи на слайде 3. Походу решения данных задач повторяется  теоретический материал, связанный с признаками и свойствами параллельных прямых. Во время устного опроса группа учащихся работает с тестами и двое ребят выполняют практическую работу по измерению углов треугольников с помощью транспортира (Приложение 3).

2. Актуализация знаний.  Слайд 3. Рассматриваемая задача подводит   учащихся к способу доказательства  теоремы о сумме углов треугольника.  Проверяем результаты измерений углов треугольников различного вида. Практическая работа показала, что сумма углов треугольника равна 180°.  Этот факт был установлен практически ещё в Древнем Египте. Аналогичную работу мы выполняли в 5 классе, но теперь вы удостоились чести изучать геометрию и мы попытаемся доказать это утверждение путём логических рассуждений.

Слайд 4, учащиеся отвечают на вопросы и записывают доказательство в тетради:

- Что дано?

- Как будет звучать формулировка теоремы?

- Что надо доказать?

- В предыдущей задачи найти углы треугольника нам помогла прямая параллельная стороне треугольника.

- В этой теореме используем свойство или признак параллельных прямых и какое?

- Могут ли в треугольнике быть два прямых или два тупых угла и почему?

В тетрадях начертили  равносторонний, прямоугольный и прямоугольный равнобедренный треугольники (слайд 5) и сформулировали следствия из теоремы о сумме углов треугольника.

3. Первичное закрепление во внешней речи новых знаний. Устно  решаем задачи, слайд 6.

1) Верите ли вы, что угол при основании равнобедренного треугольника равен 100°? А при вершине  равнобедренного треугольника равен 100°?

2) Могут ли углы треугольника быть равными:

а)  40°, 80°, 60°?

б)  43°, 68°, 70°?

в) 60° 12', 69°48', 50°?

Слайд 7, даётся определение внешнего угла  треугольника и формулируется его свойство.  Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи.

Слайд 8,  решение задачи с подробным оформлением решения в тетрадях.

4. Самостоятельная практическая работа по вариантам с последующей самопроверкой. Слайд 9 (Приложение 3),  За каждое верно сделанное задание 2 балла:

«5»- 8 баллов,

«4»-5-7 баллов,

«3»- 3-4 балла,

«2»- 2 балла.

Домашнее задание

П. 30-31,  № 223(а, в - 1 вариант; б, г - 2 вариант), 227(а).

Используемая литература

1. Л.С. Ананасян, В. Ф. Бутузов. Геометрия для 7-9 классов. М.: «Просвещение», 2007 г.

2. Н. Ф. Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: «Вако», 2004.

3. Т. Л. Афанасьева, Л. А Тапилина. Геометрия 8 класс. Поурочные планы по учебнику Л.С. Ананасян, В. Ф. Бутузов. Геометрия для 7-9 классов. 

4. А. П. Ершов, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. М.: «Илекса», 2006.

5. Е. М. Рабинович. Задачи и упражнения на готовых чертежах 7-9 классы. Геометрия. М.: «Илекса», 2005.

6. С. М. Саврасова,  Г.А  Ястребинецкий. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах. М: «Просвещение», 1987.