Пояснительная записка
Дифференциация содержания обучения в старших классах, в соответствии с одобренной Министерством образования России «Концепцией профильного обучения», осуществляется на основе различных сочетаний базовых, профильных и элективных курсов, каждый из которых вносит свой вклад в решение задач профильного обучения.
Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную- инвариантную часть образования для всех школьников и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно элективные курсы по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующего выбора профессии. Элективные курсы дают возможность удовлетворить разнообразные образовательные потребности обучающихся, в отличие от базовых и профильных курсов, имеющих ограниченные возможности.
Ориентация учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей и интересов школьников, развитие их способностей реализуется через работу различных курсов. Их деятельность дает возможность учащимся дополнить, углубить свои знания и умения по предмету, развивать умение самостоятельно приобретать, применять знания, наблюдать и объяснять природные явления, развивать творческие способности, подготовиться к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
По назначению в образовательном процессе выделяются несколько типов элективных курсов:
1) курсы, обеспечивающие для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета;
2) курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне;
3) курсы, помогающие школьнику, обучающемуся в профильном классе, где химия изучается на базовом уровне, подготовиться к успешной сдаче экзамена в формате ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.
4) курсы, ориентированные на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, каждый педагог ставит цель формирования у обучающихся умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути.
Элективный курс «Решение расчетных задач по химии» предназначен для учащихся 11 класса, проявляющих повышенный интерес к изучению предмета, собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля (медицинские, химико-технологические, сельскохозяйственные ВУЗы). Элективный курс имеет предметно-ориентированный характер.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Цели курса: закрепить и систематизировать знания учащихся по химии, освоить решение задач повышенного уровня сложности, соответствующего уровню ВУЗов естественнонаучного профиля.
Задачи курса: повысить уровень знаний учащихся по химии; совершенствовать умение решать расчетные задачи, используя алгоритмы их решения; научить применять алгебраические способы и алгоритмы для решения задач повышенного уровня сложности; развивать навыки самостоятельной работы, поиска собственного способа решения задачи.
Формами контроля по данному курса служат текстовые проверочные и контрольные работы, тесты (с элементами ЕГЭ).
Тематический план
№ в теме |
Название темы |
Всего часов |
Контроль |
I |
Основные типы решения расчетных задач |
3 ч |
|
1 |
Количество вещества, молярная масса. |
|
Входной контороль |
2 |
Расчеты по химическим формулам. |
|
|
3 |
Расчеты по уравнениям химической реакции. |
|
|
II |
Расчеты с использованием газовых законов |
5 ч |
|
4 |
Закон Авогадро и следствия из него. |
|
|
5 |
Количество вещества, молярный объем. |
|
|
6 |
Закон объемных отношений (правило Гей-Люссака). |
|
|
7 |
Газовые законы. Уравнение Клайперона-Менделеева. |
|
|
8 |
Объемная доля газа. |
|
|
III |
Решение задач алгебраическими способами |
9 ч |
|
9 |
Расчеты по уравнениям реакции, если реагенты содержат примеси. |
|
|
10 |
Расчеты по уравнениям реакции, если известен выход одного из продуктов реакции. |
|
|
11 |
Расчеты по уравнениям реакции, если один из реагентов взят в избытке. |
|
|
12 |
Расчеты по термохимическим уравнениям. |
|
|
13 |
Контроль знаний и умений. |
|
Проверочная работа |
14 |
Окислительно-восстановительные процессы между органическими веществами. |
|
|
15 |
Количественные характеристики электролиза. Закон Фарадея. |
|
|
16 |
Вычисления по уравнениям последовательных реакций. |
|
|
17 |
Вычисления по уравнениям параллельных реакций. |
|
|
IV |
Решение задач по теме «Растворы» |
7 ч |
|
18 |
Способы выражения концентрации растворов. |
|
|
19 |
Задачи на приготовление растворов (в т.ч. из кристаллогидратов, растворов различных концентраций). |
|
|
20 |
|
|
|
21 |
Расчеты, связанные с изменением состава раствора (при добавлении растворенного вещества, выпаривании раствора, добавлении воды к раствору, добавлении раствора другой концентрации одноименного вещества). |
|
|
22 |
|
|
|
23 |
Вычисления по уравнениям реакции, протекающих в водных растворах. |
|
|
24 |
|
Проверочная работа |
|
V |
Вывод химических формул веществ различными способами |
4 ч |
|
25 |
Вывод химической формулы вещества по данным качественного и количественного состава |
|
|
26 |
Вывод химической формулы вещества по эмпирической формуле и относительной плотности его паров |
|
|
27 |
Вывод химической формулы вещества по данным о его продуктах сгорания. |
|
|
28 |
Определение химической формулы вещества по данным его участия в химических реакциях. |
|
|
VI |
Вычисление количественного состава смесей |
4 ч |
|
29 |
Количественный состав смеси. |
|
|
30 |
Вычисление количественного состава смесей, если один компонент смеси участвует в химическом процессе. |
|
|
31 |
Вычисление количественного состава смесей, если все компоненты участвуют в химическом процессе. |
|
|
32 |
Вычисление количественного состава газовых смесей. |
|
|
33 |
Зачетный урок |
|
Итоговый контроль |
34 |
Резервное время |
|
|
Литература
1. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач для поступающих в ВУЗы.-М., «Новая волна» 2004 г.
2. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин Сборник задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов.-М., «Оникс 21 век» 2003 г.
3. Зубович Е.Н., Асадник В.Н. Решение задач повышенной сложности.-Минск. «Книжный дом». 2004 г.
4. А.А.Кушнарев Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов.-М., «Школа –Пресс», 1999 г.