Урок математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели:

1. Обобщить и систематизировать материал по данной теме.

2. Научить обобщать знания, осмысливать материал, делать выводы по материалу обязательного уровня; провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

3. Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; повысить самооценку, выработать самостоятельность в выборе пути решения, критерии оценки своей работы и работы одноклассников; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформулировать у детей положительный мотив учения.

Содержание темы. Тема программы математики 5 класса по действующему учебнику в классе выравнивания.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой «Олимпийские игры».

Организационные формы общения. Индивидуальная, парная.

Структура урока

1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели для  игры.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения  системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на этом этапе обучения.

4. Подведение итогов игры и урока.

5. Домашнее задание с комментариями.

6. Рефлексия.

Ход урока

1. Мотивационная беседа

Сегодня мы проведем с вами необычный урок. Урок,  который даст нам возможность получить новую и интересную информацию и одновременно  поможет вспомнить все, что вы знаете о действиях с натуральными числами, десятичными дробями. И, конечно же, покажете, как вы умеете эти действия выполнять.

Беседа с учащимися об Олимпийских играх.

Четыре года назад были открыты зимние Олимпийские игры в Италии. Но в каком городе этой страны происходило открытие сейчас мы с вами  и узнаем.

2. Актуализация опорных знаний

а) дается определение натуральных чисел. Какие действия можно выполнять над натуральными числами?

Каков порядок этих действий?

На доске таблица с изображением алфавита (см. Рисунок 1).

Каждая буква алфавита, исключая букву е, пронумерована числами от 1 до 32. Это своеобразный шифр.

Выполняется устно задание по действиям, учащиеся получают слово (ТУРИН).

(38 :  2) + (100 – 80) + (200 – 183) + (99 : 11) + (14 * 1)

Как же называется город, в котором 2006 году проходило открытие  20 зимних Олимпийских игр?

б) В истории было много разных способов для обозначения натуральных чисел, но в конце концов победила одна – десятичная  позиционная система записи, которой в настоящее время пользуется весь мир.

Похожая история произошла и с обозначением дробей. Дроби, как известно, возникли в связи с делением предметов на несколько частей.

Мы с вами изучаем дроби, где в знаменателе стоят разрядные единицы 10; 100; 1000;....

И такие дроби можно записать в строку, их называют десятичными дробями.

7/10=0,7. Придумал эту запись дробей, около пяти столетий назад, голландский математик Симон Стевин.

Давайте запишем дроби и смешанные числа в десятичной записи. Рисунок 2.

Математический диктант.

Некоторые десятичные дроби можно записать короче:

а) 4,8000=... б) 002,9002000=... в) 05,30=... г) 20,000=...

Какое из перечисленных чисел можно записать в виде натурального числа? (20).

Зимние Олимпийские игры, которые мы сегодня с вами вспоминаем были 20 по счету.

3. Игровые действия

Среди приведенных ниже дробей найдите дроби равные 2,17. Из соответствующих им букв составьте название вида спорта.

На лыжах с трамплина от нашей страны, ребята, выступали Денис Корнилов, Дмитрий Ипатов, Дмитрий Васильев, Эльдар Паткулин.

Оказывается скорость, которую развивают спортсмены, велика. Давайте ее узнаем.

1 ряд   24,165 + 69,835      1 ученик за доской   (94 км/ч)

2 ряд   3, 273 + 97,727       1 ученик за доской   (101 км/ч)

3 ряд   69,09 + 28,91          1 ученик за доской   (98 км/ч)

Проходили соревнования по этому виду спорта в итальянском городе PRAGELATO (Проджелато).

1 Олимпийская (золотая) медаль была выиграна в 1968 году Владимиром Белоусовым.

Выберите  дроби, у которых в разряде десятых стоит четная цифра. Из букв, соответствующих выбранным дробям, составьте название следующего вида спорта.

Серебряным призером Олимпийских игр в Турине стал  Альберт Демченко.

А сейчас мне хотелось, чтобы с вами поговорим о фигурном катании.

Евгений Плющенко.

Татьяна Навка и Роман Костомаров.

Молодцы!

4. Подведение итогов игры и урока

В конце урока финальный тур – самостоятельная работа, которая проверяется с помощью заранее сделанных записей на доске.

Подводится итог урока: что нового с точки зрения болельщиков, спортсменов, просто учеников узнали и вспомнили ребята.

5. Домашнее задание

Поставь в примерах недостающие нули и запятые так, чтобы выполнялось равенство. Докажи правильность решения с помощью вычислений:

а) 237 + 358 = 38, 27

б) 183 – 79 = 17,51

в) 483 – 4,25 = 4405

Распутай клубок.


Рисунок 1.