Цели:
1. Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
2. Научить обобщать знания, осмысливать материал, делать выводы по материалу обязательного уровня; провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
3. Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; повысить самооценку, выработать самостоятельность в выборе пути решения, критерии оценки своей работы и работы одноклассников; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформулировать у детей положительный мотив учения.
Содержание темы. Тема программы математики 5 класса по действующему учебнику в классе выравнивания.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой «Олимпийские игры».
Организационные формы общения. Индивидуальная, парная.
Структура урока
1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели для игры.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на этом этапе обучения.
4. Подведение итогов игры и урока.
5. Домашнее задание с комментариями.
6. Рефлексия.
Ход урока
1. Мотивационная беседа
Сегодня мы проведем с вами необычный урок. Урок, который даст нам возможность получить новую и интересную информацию и одновременно поможет вспомнить все, что вы знаете о действиях с натуральными числами, десятичными дробями. И, конечно же, покажете, как вы умеете эти действия выполнять.
Беседа с учащимися об Олимпийских играх.
Четыре года назад были открыты зимние Олимпийские игры в Италии. Но в каком городе этой страны происходило открытие сейчас мы с вами и узнаем.
2. Актуализация опорных знаний
а) дается определение натуральных чисел. Какие действия можно выполнять над натуральными числами?
Каков порядок этих действий?
На доске таблица с изображением алфавита (см. Рисунок 1).
Каждая буква алфавита, исключая букву е, пронумерована числами от 1 до 32. Это своеобразный шифр.
Выполняется устно задание по действиям, учащиеся получают слово (ТУРИН).
(38 : 2) + (100 – 80) + (200 – 183) + (99 : 11) + (14 * 1)
Как же называется город, в котором 2006 году проходило открытие 20 зимних Олимпийских игр?
б) В истории было много разных способов для обозначения натуральных чисел, но в конце концов победила одна – десятичная позиционная система записи, которой в настоящее время пользуется весь мир.
Похожая история произошла и с обозначением дробей. Дроби, как известно, возникли в связи с делением предметов на несколько частей.
Мы с вами изучаем дроби, где в знаменателе стоят разрядные единицы 10; 100; 1000;....
И такие дроби можно записать в строку, их называют десятичными дробями.
7/10=0,7. Придумал эту запись дробей, около пяти столетий назад, голландский математик Симон Стевин.
Давайте запишем дроби и смешанные числа в десятичной записи. Рисунок 2.
Математический диктант.
Некоторые десятичные дроби можно записать короче:
а) 4,8000=... б) 002,9002000=... в) 05,30=... г) 20,000=...
Какое из перечисленных чисел можно записать в виде натурального числа? (20).
Зимние Олимпийские игры, которые мы сегодня с вами вспоминаем были 20 по счету.
3. Игровые действия
Среди приведенных ниже дробей найдите дроби равные 2,17. Из соответствующих им букв составьте название вида спорта.
На лыжах с трамплина от нашей страны, ребята, выступали Денис Корнилов, Дмитрий Ипатов, Дмитрий Васильев, Эльдар Паткулин.
Оказывается скорость, которую развивают спортсмены, велика. Давайте ее узнаем.
1 ряд 24,165 + 69,835 1 ученик за доской (94 км/ч)
2 ряд 3, 273 + 97,727 1 ученик за доской (101 км/ч)
3 ряд 69,09 + 28,91 1 ученик за доской (98 км/ч)
Проходили соревнования по этому виду спорта в итальянском городе PRAGELATO (Проджелато).
1 Олимпийская (золотая) медаль была выиграна в 1968 году Владимиром Белоусовым.
Выберите дроби, у которых в разряде десятых стоит четная цифра. Из букв, соответствующих выбранным дробям, составьте название следующего вида спорта.
Серебряным призером Олимпийских игр в Турине стал Альберт Демченко.
А сейчас мне хотелось, чтобы с вами поговорим о фигурном катании.
Евгений Плющенко.
Татьяна Навка и Роман Костомаров.
Молодцы!
4. Подведение итогов игры и урока
В конце урока финальный тур – самостоятельная работа, которая проверяется с помощью заранее сделанных записей на доске.
Подводится итог урока: что нового с точки зрения болельщиков, спортсменов, просто учеников узнали и вспомнили ребята.
5. Домашнее задание
Поставь в примерах недостающие нули и запятые так, чтобы выполнялось равенство. Докажи правильность решения с помощью вычислений:
а) 237 + 358 = 38, 27
б) 183 – 79 = 17,51
в) 483 – 4,25 = 4405
Распутай клубок.
Рисунок 1.