Цели:
- познакомить участников проекта с основными этапами избирательного процесса;
- содействовать формированию у учащихся гражданско-политической компетентности.
Познавательные задачи:
- формирование у школьников представлений об избирательной системе в Российской Федерации;
- расширение кругозора учащихся, знаний о древнеславянской мифологии.
Развивающие задачи:
- приобретение социального опыта, способствующего личностному развитию, росту социальной активности учащихся;
- формирование у школьников навыков социального сотрудничества.
Воспитательные задачи:
- формирование на основе знания гражданских прав и обязанностей гражданско-патриотической инициативы школьников;
- развитие познавательного интереса к историческому прошлому нашего Отечества.
Новизна: в театрализованной форме представлен материал, содержащий два познавательно-содержательных блока. Учащиеся знакомятся с основными этапами избирательного процесса в современной России и расширяют круг представлений о древнеславянской мифологии.
Социальная значимость проекта: участники проекта использовали разработанные наглядные материалы по избирательному праву для оформления выставки по теме проекта, организовали выступления для учеников начальной и основной школы, выступили перед родителями школы.
Ход урока
Для проведения мероприятия оформлено два помещения. Праздник проходит в рекреации. На стендах размещены агитационные плакаты, листовки, оформленные кандидатами на должность Правой руки царя Берендея и их группами поддержки. Используются демонстрационные материалы мультимедийной презентации. Участники проекта одеты в костюмы сказочных героев.
Для проведения заключительной части мероприятия – выборов Правой руки Берендея – в кабинете истории оформлен избирательный участок: предусмотрены столы для избирательных комиссий «Кощеева роща» и «Золотая кочка», установлена избирательная урна, оформлены ширмы для голосования и т.д.
Отрывок из видеофильма «В глубь России».
1 зазывала:
Ой, вы гой-еси, красны девицы
И добры молодцы!
Слушайте и глядите!
Да не говорите, что о Древней Руси
Вы не слыхивали
И древних жителей славянского мира
Не видывали!
2 зазывала:
Мы давно вас поджидаем!
К Берендею приглашаем!
3 зазывала:
Самый лучший из людей -
Добрый царь наш Берендей.
И надежней, и верней
Нет нигде таких царей.
1 зазывала:
Он из рода берендеев:
Славных, добрых, не злодеев.
Коли враг пришел со злом –
Обернется колдуном.
Бурой шкурой обрастет -
По земле медведь пойдет.
2 зазывала:
Коль Жуковского читали –
про Берендея вы слыхали.
В сказке этой Берендей
Правит миром у людей.
Ну, а царевич - сын Иван
В русских сказках в гости зван.
3 зазывала:
И Снегурочка-сестрица
С Берендеем веселится.
Сказку Островского бери –
О Берендее там прочти.
1 зазывала:
Впрочем, хватит пустословить,
О Берендее пора глаголить.
2 зазывала: В некотором царстве, в некотором государстве…
(Появляется Берендей со своей свитой).
Берендей: Хватит, хватит. Ох, и устал я. Обошел три царства: земное, водное и воздушное – и везде непорядок. Пора новую должность вводить! Правой рукой ее назовем, и права управления дадим. Чтобы от моего имени царство в порядок немедля навели. Позвать ученого секретаря.
Ученый секретарь: Слушаюсь и повинуюсь, Ваше Величество. Что соизволили позвать?
Берендей: Надумал я ввести новую должность. Пиши приказ о назначении.
Ученый секретарь: Негоже так, царь Берендей. Во всем мире демократия, выборы. А у нас все назначают и назначают. Пора всем миром решать, кого Вам в помощники избрать.
Берендей: Вот славно говоришь. Видно, что ученый человек. И с чего начинать мне?
Ученый секретарь: Указ, царь-батюшка, писать надо. Да я, правда, уже давно об этом подумывал, да и набросал кое-что. Но все предложить не решался. А теперь, если Вы согласны, я мигом Вам черновик указа принесу.
(Убегает и тут же возвращается).
Берендей: Читай, да погромче: староват я стал.
Ученый секретарь:
Указ его Величества царя Берендея.
Я, царь Берендей, повелеваю:
Статья 1. Провести выборы на должность Правой руки 25 декабря 2009 года. Граждане равны в избирательных правах. Голосование тайное, свободное и добровольное. К участию не принуждать. Чужое мнение не навязывать.
Статья 2. Избирательные права граждан:
- граждане, достигшие 10 лет, имеют право голоса;
- не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 3. Право выдвижения кандидатов на должность Правой руки имеют политические партии и лично сами граждане.
Статья 4. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создать два избирательных участка: избирательный участок №1 «Кощеева роща» и избирательный участок № 2 «Золотая кочка». Списки избирателей составляются отдельно по каждому избирательному участку в установленной нами форме. Допустить составление списков избирателей в рукописном виде.
Статья 5. Вмешательство в дела избирательных комиссий не допускается.
Статья 6. Каждая политическая партия вправе назначить своего наблюдателя за ходом выборов.
Статья 7. Граждане царства Берендея, политические партии вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами.
Статья 8. Выдвижение кандидатов и агитационную работу начать незамедлительно.
Подписано: Царь Берендей.
Берендей: Вот уж мудрено так мудрено. Но взялся за гуж – не говори, что не дюж. Выборы так выборы. Избирательная комиссия составляет списки. А претенденты на должность Правой руки ко мне.
Все загалдели: Я, я, я …
Берендей: А про выдвижение и самовыдвижение забыли? Где партии? Где предвыборная агитация?
(Звучит песня «Я водяной»)
Водяной: Не вели казнить, вели слово молвить от меня, водяного.
Берендей: Говори, водяной.
Водяной: Кто здесь меня не знает? Я - владыка вод. Живу в водоворотах рек, в омутах или в болотах. А в сказках обо мне говорят, что я, как «морской царь». Живу на дне морском в хрустальном дворце. Врут, не верьте. Да, грешен: люблю ночью, при свете луны показаться людям в виде замшелого бревна или крупной рыбы. Напугать их чтобы. А на самом деле я – старик. Потому предлагаю не себя, а …русалку.
Кикимора: Верно, верно, и я, кикимора, ее поддержу.
(Появляется Баба-Яга)
Баба Яга: Нашлась помощница. Голова с наперсток, мозги – с горошину. Ночной покой нарушаешь. По вечерам по чужим домам бродишь. Посуду перебьешь - и только тебя и видели. А пряжу перепутаешь, перервешь... Иди, нечисть!
Кикимора: От нечисти слышу! Хвост змеиный, душа ехидны. Страх на людей наводишь, между миром живых и мертвых бродишь. Избушка на курьиных ножках, частокол с черепушками. Супер-модель, Баба-Яга, Костяная нога. Колдунья, ведунья.
Баба-Яга. А почему говорят: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит»?
Кикимора: Не подписывайся под чужим. Это о сохе-кормилице, которая землю пашет, а не о тебе.
Баба-Яга: Э-э-эх, а я теперь как спою да как спляшу, смотри да завидуй!
(Исполняет частушки «Бабок-Ежек»)
Кикимора: Вот разошлась Баба-Яга. Не перебивай меня. Ведь я не себя выдвигаю, а Русалку. Будет она Правой рукой в царстве, и мы подобреем.
(Появляется Русалка)
Русалка: Говорила я Вам, пора делом заниматься. В нашей программе есть все: новые законы, новые права и праздники. Все, как у людей.
Кикимора (обращается к зрителям): Вы праздники любите?
Водяной: Мы тоже. Наши праздники от души и для души.
Русалка: Например, 20 мая – день дворника. Вода после зимы начинает цвести. Вот мы и вылавливаем водоросли, отходы, чтобы люди могли летом в чистой воде купаться.
Кикимора: А 19 сентября – День русалок. Все жители собираются в подводном бассейне – главной площади города - и устраивают театральные представления.
Русалка: Для решения важных вопросов мы создадим парламент.
Водяной: Ему будет подчиняться правительство. Министерство порядка и дисциплины будет следить за тем, чтобы шалуны-ученики не брызгались водой на уроках.
Русалка: А министерство образования разработает курс подводного плавания для самых маленьких русалок, водяных и прочей водной нечисти.
Русалка и группа поддержки: В царстве будет все атас. Голосуй скорей за нас!
(Вбегают Леший и домовой)
Леший, домовой (нараспев):
Вам пора о нас узнать.
Нам пора все рассказать.
Мы из дома лесника
Два веселых чудака.
Леший: Это домовой.
Домовой: А это мой друг – леший!
Баба-Яга (нараспев, торжествующе): А я Баба-Яга, вечно злая карга. Я смогу вам помешать место первое занять!
Домовой: Только для вас, только сейчас курс перевоспитания Бабы-Яги.
Леший: Отныне каждый должен знать – на красный цвет нельзя гонять!
Баба-Яга: Кому нельзя, а мне можно! (Едет на метле на красный цвет)
Домовой: Мусор надо убирать!
Баба-Яга: Не дождетесь! (Бросает фантики)
Леший: Старшим надо помогать! А зверей оберегать!
Баба-Яга: Во-от, нашли сестру милосердия! (Размахивает руками, делает вид, что пугает игрушечную собаку. Леший подбегает и гладит игрушку).
Домовой:
Нельзя родителям соврать.
Друзей не надо обижать…
Баба-Яга: Сдаюсь. Я все теперь поняла и буду творить только добрые дела.
Домовой: Вот давно бы так!
Леший:
Леший, домовой, Баба-Яга –
Мы отныне вечные друзья!
Домовой - охранник дома.
Леший знает толк в лесу.
Баба-Яга:
Где ручей и чья тропа,
Знает Бабушка-Яга.
Где стоит ее избушка,
Ночью прячутся зверюшки.
Домовой:
Днем на ступе мы летаем,
Зорко царство охраняем.
Грязь метлою уберем.
Дружно, мирно заживем.
Баба-Яга: Вы на Домового посмотрите. Красавец, труженик. Всякую мелочь в доме видит, да все хлопочет, хлопочет. И излишних расходов не терпит. Одним словом, домовой и к труду склонен, и к бережливости.
Домовой: Баба-Яга, ты никак меня пиаришь, рекламу делаешь, агитацию разводишь?
Баба-Яга: Так пора. Хороший из тебя помощник Берендею получится. Порядок в царстве ты лихо наведешь.
Домовой: Так я затем и пришел. Хочу свою кандидатуру выдвинуть. Вот и предвыборную программу разработал. Леший мне помогал, добрые советы давал.
Баба-Яга: Ишь-ты…Леший. Сам дух леса тебя поддержал. Завидная поддержка. Захочет - ниже травы станет, грибы лесному гостю откроет. А навредишь его царству: деревья ломать будешь, мусор в лесу оставишь, костерок не затушит – жди беды
Домовой: Ну вот, про меня забыли.
Леший: А разве мы тебя выдвигали бы? Давай скорей рассказывай про нашу программу. Ой, смотри: три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Наверное, поддержать тебя пришли.
(Богатыри входят под песню «Богатырская наша сила», имитируют учебный бой)
Илья Муромец: Не обижайся, домовой, не за тебя в бой пойдем, а за Отечество! И голосовать я буду за того, кто лучше себя покажет. Дело это мое, личное!
Алеша Попович: А кто к нам с мечом придет, как говорил Александр Невский, тот от меча и погибнет!
Добрыня Никитич: В XXI веке не воевать надо, а принимать мудрые решения. Я когда-то Новгород огнем и мечом крестил. А через тысячу лет понял: к новой жизни надо идти по доброй воле, да всем разом. Говори, Домовой, что сказать хотел.
(Презентация программы Домового)
Домовой, Баба-Яга и Леший: Голосуйте за нас и получите Мега-супер-экстра-класс!
Русалка: Скоро выборы начнутся? Не пора ли решить, чья программа лучше?
(Под музыку входят Божья коровка, Велес, Берегиня)
Божья коровка: Подождите. Еще не все претенденты.
Русалка: Божья Коровка?
Божья коровка: Да, Божья коровка, которой вы так часто говорите: «Божья коровка! Лети на небо, там твои детки кушают конфетки!». Бог Перун, бог грома и молнии, взял меня на небо. А я согрешила. Вот Перун меня и наказал: опалил меня молнией. На моих крылышках семь пятнышек. Столько деток у меня осталось на небе.
Велес: А я – бог Велес. Поднимите руки, зрители, кто раньше слышал мое имя? Так, я и думал. А ведь я и покровитель хлеборобов, и славянский бог мудрости. Это я привел мир в движение. Я – посмертный судья и прижизненный испытатель. Покровитель торговли и бог удачи. И я, бог Велес, отдаю свой голос за представительницу мира богов – Берегиню Ладу.
(Берегиня сидит на троне)
Велес: Уважаемая Берегиня. Вам послание от бога Перуна.
Берегиня: Читайте.
Божья коровка: Уважаемая Берегиня! Предлагаем Вам выдвинуть свою кандидатуру от мира богов» на выборах Правой руки в царстве Берендея.
Берегиня: Выборы? Тогда мне нужна группа поддержки.
Велес и Божья коровка: А мы зачем?
Берегиня: Верно. Итак, нам нужна программа, новые законы, герб и флаг. Срочно обсуждаем.
(Звучит музыка «Купала»)
Берегиня: Готово. А теперь к людям. Прошу слова.
Берегиня: Наш девиз:
Вместе: Боги и люди - равны!
Божья коровка: Наш кандидат - Берегиня.
Берегиня: Наша программа!
(Презентация программы Берегини)
Берендей: А теперь переходим к голосованию. Слева от вас - избирательный участок № 1 «Кощеева роща», справа участок № 2 - «Золотая кочка».
Ведущая: Члены избирательных комиссий и наблюдатели займите свои места. Напоминаю, что в голосовании участвуют учащиеся 5-8 классов, которым уже исполнилось 10 лет. Члены избирательной комиссии выдадут каждому избирателю избирательный бюллетень. Не забудьте поставить подпись в списке избирателей. Затем вы идете за ширму: голосование у нас тайное. Вы должны выбрать из трех претендентов одного и поставить галочку или крестик в квадратике напротив выбранного кандидата. После этого опустите бюллетень в избирательную урну и пройдите на свое место.
Берендей: Повелеваю после голосования членам избирательной комиссии вскрыть избирательную урну, подсчитать голоса избирателей и составить протокол.
(Зрители во время голосования смотрят мультфильм «Десантник Степочкин».)
Берендей: Право объявить результаты предоставляется ученому секретарю.
Ученый секретарь зачитывает протокол с результатами голосования и вручает удостоверение победителю. Участники спектакля выстраиваются в одну линию.
Русалка:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
За огонь переживаний,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем:
Все:
«До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Литература:
Гаврилов Д., Наговицын А. Боги славян. Язычество. Традиция. - М.: Рефл-Бук, 2002.
Мифология древнего мира. - М.: Белфакс, 2002
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Русское слово, 1997
Калашников В. Боги древних славян. - М.: Белый город, 2003
К уроку прилагается мультимедийная презентация, избирательныый бюллетень, протокол, форма списка избирателей.