Тип урока –урок обобщающего повторения
Цели урока:
1. Обучающие: организовать деятельность учащихся по изучению и первоначальному закреплению материала о природе Африки; продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи между компонентами природы на примере Африки (геологическое строение – рельеф, географическое положение – климат, климат – внутренние воды, климат – природные зоны); организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний о географических закономерностях в разнообразных ситуациях.
2. Развивающие: содействовать формированию и развитию коммуникативной компетентности школьников, создать условия для развития у школьников умения находить, структурировать и использовать информацию.
3. Воспитывающая: содействовать развитию у учащихся умений общаться, умению работать в группах, воспитывать чувство сопричастности каждого к общему делу команды.
Оборудование к уроку:
- компьютер с минимальными техническими требованиями: Windows 95/98/МЕ/NT/2000/ХР, Pentium IV, 100 Мб свободного дискового пространства, 64 Мб оперативной памяти, CD-ROM.
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска.
Особенности структуры урока: Урок обобщающего повторения с использованием слайд-презентации.
«Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой! »
Б. Пиляцкий.
Ход урока
1. Оргмомент
(Фрагмент из мультфильма Король лев). Распределить учащихся на 3 группы. Организовать учебное пространство. Итак ребята, Мы отправляемся в путь в африканское сафари, в дороге нам понадобятся знания, которые мы получили о Африканском материке. Все данные каждая группа будет вносить в маршрутный лист. Приложение №1
Мы проанализируем в конце урока листы каждой команды и выявим победителей. А сейчас в путь!
2. Актуализация знаний
1. Станция Карта
Какое же сафари без карты.Но для сафари нам нужна карта. (получают контурную карты разрезанную на части. Нужно склеить и нанести все объекты, которые знаете (рельеф, реки, крайние точки). Приложение №2
2. Исследователи
Слайд №2
На проекторе показаны портреты путешественников исследователей Африки, учащиеся записываю их имена. (Д. Ливингстон, Васко да Гама, В. Юнкер, А. Вавилов).
3. Климат. Почему Африка – самый жаркий материк?
Колдовская страна! Ты на дне котловины
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы...
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.
Определение типа климата по климатограмме
Слайд №3
4. Описание рек и озер
Раздать описания группам, необходимо определить о каком объекте идёт речь.
1. Красивое озеро с плавающими на нем островами, по которым гуляют только птицы. Большие валуны на его берегу, не дают в полдень тень, расположено на высоте 1134 м над уровнем моря.
2. Это - одно из семи мировых чудес природы. Названный племенем Кололо, жившим здесь в 1800-ых, "Мози-оа-Тунья" - "Дым, который гремит", представляет собой захватывающее зрелище устрашающей красоты и великолепия. Простирается на 1708 метров в ширину.Его высота 120 метров Плотный туман и громовой рев можно воспринимать с расстояния приблизительно в 40 км.
3. Это одно из самых глубоких озёр планеты и столь же древнее по происхождению как Байкал. По объёму и глубине занимает второе место после Байкала. Берега озера принадлежат четырём странам В озере водятся гиппопотамы, крокодилы, много водоплавающей птицы. Отсюда родом аквариумные рыбки цихлиды. Хорошо развиты рыболовство и судоходство.
4. Это одно из самых "непостоянных" озер мира - его зеркало регулярно меняет свои очертания, то расширяясь, то сокращаясь практически до одной десятой своего первоначального размера (обычно максимум приходится на август, минимум - на январь-февраль). Озеро не имеет стока, поэтому его воды слегка солоноваты, а глубина не превышает 11. Северные и восточные берега сильно изрезаны и очень живописны, а многочисленные мелководные лагуны и заливы, образованные сотнями песчаных кос и островов, представляют сложный лабиринт из воды и песка. Озеро считается настоящим островком живой природы среди засушливых пустынных районов, растительность, окружающая озеро, служит пристанищем для многих тысяч животных и птиц. На берега озера со всей Европы и Западной Азии слетаются перелетные птицы, в том числе фламинго и пеликаны
5. Животные
Узнайте животных Африки.
Слайд №4
1. Марабу; 2.Муха цеце; 3. Кабан бородавочник; 4. Сурикаты; 5. Окапи; 6. Антилопа Гну; 7. Венценосный журавль.
Слайд №5
6. Растения
Африка – родина эндемичных растений, определите, какие растения изображены на слайде, что вы о них знаете, как приспособились данные растения к жизни на материке
7. Таинственный сундук
Итак, на наш Африканский берег вынесло сундук. В этом сундуке лежат очень ценные предметы, которые дала Африка миру, попробуйте определить что в сундуке:
1. Полезные свойства этого растения были обнаружены козами, объедающими кустарник.(зерна кофе)
2. Плоды этого растения называют хлебом пустыни. (финики)
3. Впервые установил, что Африка является родиной этого растения. (пшеница)
8. Африка – родина человечества
Сегодня на Африканском материке проживает множество различных народов. Давайте попробуем их узнать
Слайд №6
9. Пословицы
Узнать народ можно изучая его культуру, Давайте попробуем объяснить африканские пословицы:
- «для дела нужен мир, а для поездки сухая погода».
- «родником восторгается тот, кто не видел Нила ».
- «не может роса соперничать с Солнцем».
- «один гнилой банан испортит всю ветвь».
- «лекарство для завистников - пустыня».
- «страшно в лесу, стыдно дома».
10. Итоги урока
Учитель. Закончилось наше путешествие Африканское сафари. Я вижу, вы неплохо изучили ее, молодцы. А теперь подведем итоги урока и выставим оценки. Капитаны сдают маршрутные листы.
Рефлексия. Учителем демонстрируются маски, выражающие недовольство, равнодушие, радость. Учащиеся должны сравнить свое настроение до и после урока, изменилась ли у него маска. Провести анализ.
Домашнее задание: составьте кроссворд на тему «Африка».