Урок обобщающего повторения "Африканское сафари"

Разделы: География


Тип урока –урок обобщающего повторения

Цели урока:

1. Обучающие: организовать деятельность учащихся по изучению и первоначальному закреплению материала о природе Африки; продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи между компонентами природы на примере Африки (геологическое строение – рельеф, географическое положение – климат, климат – внутренние воды, климат – природные зоны); организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний о географических закономерностях в разнообразных ситуациях.

2. Развивающие: содействовать формированию и развитию коммуникативной компетентности школьников, создать условия для развития у школьников умения находить, структурировать и использовать информацию.

3. Воспитывающая: содействовать развитию у учащихся умений общаться, умению работать в группах, воспитывать чувство сопричастности каждого к общему делу команды.

Оборудование к уроку:

  • компьютер с минимальными техническими требованиями: Windows  95/98/МЕ/NT/2000/ХР, Pentium IV, 100 Мб свободного дискового пространства, 64 Мб оперативной памяти, CD-ROM.
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска.

Особенности структуры урока: Урок обобщающего повторения с использованием слайд-презентации.

«Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой! »
Б. Пиляцкий.

Ход урока

1. Оргмомент

(Фрагмент из мультфильма Король лев). Распределить учащихся на 3 группы. Организовать учебное пространство. Итак ребята, Мы отправляемся в путь в африканское сафари, в дороге нам понадобятся знания, которые мы получили о Африканском материке. Все данные каждая группа будет вносить в маршрутный лист. Приложение №1

Мы проанализируем в конце урока листы каждой команды и выявим победителей. А сейчас в путь!

2. Актуализация знаний

1. Станция Карта

Какое же сафари без карты.Но для сафари нам нужна карта. (получают контурную карты разрезанную на части. Нужно склеить и нанести все объекты, которые знаете (рельеф, реки, крайние точки). Приложение №2

2. Исследователи

Слайд №2

На проекторе показаны портреты путешественников исследователей Африки, учащиеся записываю их имена. (Д. Ливингстон, Васко да Гама, В. Юнкер, А. Вавилов).

3. Климат. Почему Африка – самый жаркий материк?

Колдовская страна! Ты на дне котловины
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы...
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.

Определение типа климата по  климатограмме

Слайд №3

4. Описание рек и озер

Раздать описания группам, необходимо определить о каком объекте идёт речь.

1. Красивое озеро с плавающими на нем островами, по которым гуляют только птицы. Большие валуны на его берегу, не дают в полдень тень, расположено на высоте 1134 м над уровнем моря.

2. Это - одно из семи мировых чудес природы. Названный племенем Кололо, жившим здесь в 1800-ых, "Мози-оа-Тунья" - "Дым, который гремит", представляет собой захватывающее зрелище устрашающей красоты и великолепия.  Простирается на 1708 метров в ширину.Его высота 120 метров Плотный туман и громовой рев можно воспринимать с расстояния приблизительно в 40 км.

3. Это одно из самых глубоких озёр планеты и столь же древнее по происхождению как Байкал. По объёму и глубине занимает второе место после Байкала. Берега озера принадлежат четырём странам В озере водятся гиппопотамы, крокодилы, много водоплавающей птицы. Отсюда родом аквариумные рыбки цихлиды. Хорошо развиты рыболовство и судоходство.

4. Это одно из самых "непостоянных" озер мира - его зеркало регулярно меняет свои очертания, то расширяясь, то сокращаясь практически до одной десятой своего первоначального размера (обычно максимум приходится на август, минимум - на январь-февраль). Озеро не имеет стока, поэтому его воды слегка солоноваты, а глубина не превышает 11. Северные и восточные берега сильно изрезаны и очень живописны, а многочисленные мелководные лагуны и заливы, образованные сотнями песчаных кос и островов, представляют сложный лабиринт из воды и песка. Озеро считается настоящим островком живой природы среди засушливых пустынных районов, растительность, окружающая озеро, служит пристанищем для многих тысяч животных и птиц. На берега озера со всей Европы и Западной Азии слетаются перелетные птицы, в том числе фламинго и пеликаны

5. Животные

Узнайте животных Африки.

Слайд №4

1. Марабу; 2.Муха цеце; 3. Кабан бородавочник; 4. Сурикаты; 5. Окапи; 6. Антилопа Гну; 7. Венценосный журавль.

Слайд №5

6. Растения

Африка – родина эндемичных растений, определите, какие растения изображены на слайде, что вы о них знаете, как приспособились данные растения к жизни на материке

7. Таинственный сундук

Итак, на наш Африканский берег вынесло сундук. В этом сундуке лежат очень ценные предметы, которые дала Африка миру, попробуйте определить что в сундуке:

1. Полезные свойства этого растения были обнаружены козами, объедающими кустарник.(зерна кофе)

2. Плоды этого растения называют хлебом пустыни. (финики)

3. Впервые установил, что Африка является родиной этого растения. (пшеница)

8. Африка – родина человечества

Сегодня на Африканском материке проживает множество различных народов. Давайте попробуем их узнать

Слайд №6

9. Пословицы

Узнать народ можно изучая его культуру, Давайте попробуем объяснить африканские пословицы:

- «для дела нужен мир, а для поездки сухая погода».

- «родником восторгается тот, кто не видел Нила ».

- «не может роса соперничать с Солнцем».

- «один гнилой банан испортит всю ветвь».

- «лекарство для завистников - пустыня».

- «страшно в лесу, стыдно дома».

10. Итоги урока

Учитель. Закончилось наше путешествие Африканское сафари. Я вижу, вы неплохо изучили ее, молодцы. А теперь подведем итоги урока и выставим оценки. Капитаны сдают маршрутные листы.

Рефлексия. Учителем  демонстрируются маски, выражающие недовольство, равнодушие, радость. Учащиеся должны сравнить свое настроение до и после урока, изменилась ли у него маска. Провести анализ.

Домашнее задание: составьте кроссворд на тему «Африка».