Цели урока:
ОБОРУДОВАНИЕ: экран, интерактивная доска, компьютер, цветные мелки, указка, у школьников на партах индивидуальные карточки с заданиями, индивидуальные оценочные листы, копирка, картины с видами Москвы 16 ;17 веков и нашего времени.
Работа учеников состоит из нескольких этапов. Результаты каждого этапа урока ученики заносят в индивидуальные оценочные листы. Учитель по ходу урока также заполняет оценочный лист на всех учеников. (Образцы оценочных листов прилагаются в Приложении № 1.)
Этапы урока:
- Организация начала урока. (2 мин)
- Устная работа, разминка. (3 мин)
- Систематизация и закрепление знаний: а). тест на заполнение пропущенных мест (карточки) б). составить план -схему решения уравнений. (5 мин)
- Задания на отработку восприятия на слух математической речи: а). Найди ошибку! б). Смотри не ошибись! (дидактические игры) 5 мин.
- Путешествие в машине времени: а) листая страницы истории:б)музыкальная пауза. 10 мин.
- Индивидуальные задания: а) слабые ученики работают по карточкам - инструкторам б). сильные ученики выполняют задания повышенной сложности. (проверить при помощи компьютера) 5 мин
- Игра "не зевай" 3 мин
- "Усердие - мать удачи" а) слабые работают по индивидуальным карточкам б) сильные - у доски решают уравнения со звёздочками. 7 мин
- Итог урока. 5 мин
- Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. 2 мин
Ход урока
Организация начала урока:
(звучит тихо музыка) Все ученики встают.
Учитель.Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, а урок повторения. Мы отправимся в путешествие в машине времени по темам которые вы уже знаете. Путь наш будет не прост, но знания, полученные вами на уроках математики должны помочь вам в прокладывании курса.
Слайд № 2 Презентация.
(Девиз урока. Тема урока. Цель урока - указаны на слайде)
Тема нашего урока "Решение уравнений".
Сегодня мы с вами должны вспомнить способы решения уравнений, повторить схему решения задач. Может кто-то из вас захочет и сам составить задачу. Дерзайте, а теперь - в путь!
Каждый этап нашего урока будет проходить под своим девизом. Слайд № 3. Презентация. Приложение №2
Проверка навыков работы с устными заданиями (разминка).
(компьютер) Приложение №1.1.
"В математику тропинку одолейте без запинки" (девиз этапа)
Учитель:
_. Устная работа (через компьютер при помощи интерактивной доски проецируется таблица и у каждого ученика имеется на парте аналогичная, ученики работают на месте, а потом говорят ключевое слово) вычислить и найти правильные ответы в таблице:
1). х3·х4:х5= 2). (х6)2:х8= 3). 2а2·3а= 4). -4а3в·2а4в3= 5). [-1,5х4·3х3]0= 6). (7х3)2=.
р | ш | о | о | о | х |
6а3 | 1 | Х4 | 49х6 | -8а7в4 | Х2 |
(зашифровано слово - "хорошо")
__. раскрыть скобки:
1).2х (х-4)= 2). -5(3х+7)= 3). (3х -1) (3х+1) = 4).(х+ 2а) 2= 5). (у-3) (2у+1)=
___. Вписать вместо точек буквы или числа, чтобы выполнялось равенство:
:2 - у2 = (а - :) (:+ у) ; (а+:)2 = :2 + 2: + х2 ; х2 - 1= (х - :) (:+ :)
(ученики работают у себя в таблицах, в индивидуальных оценочных листах ставят себе баллы). Вслух проверяются ответы.
Закрепление полученных знаний.
"Повторение - мать учения" (девиз этапа).
А) Найдите чем отличаются записанные выражения?(На доске записаны выражения)
4,15х - 7 + 5х =
8у + 3,9 = 6у -1
97- 3а + 5,2а =
4х = 7,13 + 4,1х
Б) Вопросы к ученикам (фронтальный опрос)
- Как называется равенство, содержащее переменную? (Уравнение с одной переменной)
-Как называется число, обращающее уравнение в верное равенство? (Корень уравнения)
-Как называются уравнения, имеющие одни и те же решения?(Равносильными.)
В) тест, заполнить пропущенные слова.(карточки для каждого ученика)
Если два уравнения имеют одинаковые корни или не имеют корней, то они _________
Значение неизвестного, при подстановки которого в уравнение получается верное числовое равенство называется__________ этого уравнения.
Запись вида А(х) = В(х) называется _____________-.
Множество всех значений переменной, при которых определены обе части уравнения называют_______________________.
Г).Не решая уравнение, составить план его решения: 7(2х -4) + 2,3 = 12х -6
- раскрыть скобки;
- перенести выражения с переменными в левую часть, а числа в правую;
- привести подобные слагаемые;
- вычислить корень уравнения.
"Решай, ищи, твори и мысли".
Развитие математической зоркости.
а). Найди ошибку (предлагается решение нескольких уравнений, ученикам необходимо найти ошибки при решении и прокомментировать их) Задание было предложено ученикам в качестве домашнего задания на предыдущем уроке, им надо было найти ошибку, предложить свой вариант решения в карточке.
"Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастерства доброго" (пословица)
А). Учитель. Садимся в машину времени и отправимся путешествовать по Москве 17века. (при помощи компьютера идёт показ Москвы 17 века)
Слайды № 4; 5. с видами Москвы. Звучит тихо музыка, учитель комментирует :
-Москва 17 века уже большой город:Жители, когда им было нужно что-то купить, шли на Великий торг или в торговые ряды. Рядов было много, и в каждом из них торговали только одним товаром: в сарафанном ряду - продавали только сарафаны, а в завязачном - разную тесьму. Различных лавок было несколько тысяч. Много ремёсел в старой Руси было. Поговорим о некоторых из них. К народным мастерам относятся и пекари. Хлеб в Москве выпекали в основном чёрный - из ржаной муки. Пшеницу на Руси тоуда ещё не выращивали и белая мука была привозная, хлеб из неё стоил очень дорого. Недаром говорили:" Матушка рожь -кормит всех сплошь, а пшеничка по выбору."
- Давайте рассмотрим задачу. (каждому ученику раздаётся карточка с условием задачи)
Задача № 1. По "Расписному списку" в 1638 году в Москве работало пирожников на 43 человека меньше,чем калачников, а хлебников - на 19 больше, чем пирожников. Сколько мастеров каждой профессии работало в Москве в 1638г:, если известно, что всего их было 167 человек?(Условие задачи с помощью компьютера проецируется на интерактивную доску. Ученики анализируют задачу и решают её) Образец записать в тетрадь
-Кузнецы- это мастера,выковывающие вещи из железа. В Москве были кузнецы меди, серебру, злату. Кузнецы по железу, изготавливающие щиты, назывались щитниками; кольчуги-бронниками; иголки для шитья- игольниками. В "Росписных списках" указано,что в Москве работали 152 кузнеца по железу, и перечислены вещи,которые они ковали.
В описи оружия и доспехов Бориса Годунова (1589 г.) находим 4 лука "московское дело", "лук московский с тетивою", рогатину московскую, московское копье, московские панцири. Среди ратной утвари особое место занимают шлемы. Из 20 шлемов 6 названы "шоломами московскими". Кроме того, дополнительно отмечены 3 шлема "московских гладких". Как видим, в XVI_ в. производство шлемов имело в Москве массовый характер. Они не только успешно конкурировали с привозными, но и считались весьма ценными доспехами в царской казне. Имя мастера-кольчужника читаем на могильной плите конца XVI в.
Ученики получают карточки с задачами для решения их дома. Приложение №1.3Много ремесленников самых разных профессий жили и работали в Москве. На Руси всегда ценилось мастерство. Для желающих могу предложить дополнительно задачи связанные с историей. (Опыт показывает, что использование старинных задач на уроках и внеклассных занятиях вызывает интерес к математике, побуждает детей к самостоятельному творчеству, проявлению инициативы и смекалки, дает естественный повод для небольших исторических экскурсов)
Б) Итак мы заглянули в "колодец времени". Оживить прошлое нам помогает наше воображение и талант художников, поэтов.
(Звучит русская народная музыка и просматриваются картины Москва нашего времени)
- Вернёмся в наше время. Приложение № 2. Презентация. Слайды № 6; 7.
"Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий".
Раздать разноуровневые карточки (проверить при помощи кодоскопа, сильные ученики проверяют у слабых)
А) 5(2 - х) + 10х = 52 - х ; 5х + 4 (х+ 1) = 40
Б) ; (х-1)2- х(х+ 3) = 4
"Книга - книгой, а мозгами двигай."
Игра "не зевай"
"Усердие - мать удачи"
А) слабые ученики получают карточки - инструкторы для решения уравнений.
Б) сильные ученики обсуждают способы решения уравнений:
1. х3+ 3х2 -4х - 12 = 0 ; 2. 9х3 + 6х2 + х = 0 3. х2-15х +56 = 0
(1. способ группировки; 2. разложение на множители. 3. Выделение полного квадрата)
Сильные ученики у доски решают уравнения и представляют свои способы решения.
"Кто идёт вперёд, того страх не берёт" (итог урока)
- Что такое уравнение ?
- План решения уравнения - составьте его.
- как решить уравнение уравнение вида (х-2)(х+4) = 0
- что такое корень уравнения ?.
"Конец - делу венец.
Учитель подводит итоги урока, комментирует домашнее задание. Каждый ученик получает индивидуальное задание на карточках и задача № 2.
Дополнительно: Задача № 3; 4.
По ходу урока ученики ставили себе баллы в оценочные листы, учитель ставил их в свой оценочный лист. Ученики сдают свои оценочные листы учителю. Учитель подводит итог и ставит оценки, комментируя их.