Современные формы обучения, инновации в преподавании, введение новых технологий диктуют необходимость разработки, создания новых форм оценивания, развития системы оценивания, направленного на акцентирование самооценки классного руководителя.
Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном варианте. Существуют различные подходы к определению понятия портфолио, которые сходны в одном.
Тюляева Т.И., 2008, трактует понятие портфолио как:
- способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений классного руководителя;
- коллекция работ и результатов классного руководителя; демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;
- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых педагогом и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучающихся.
В настоящее время классный руководитель по-прежнему остаётся одним из главных действующих лиц педагогического процесса. Но в связи с изменением условий развития образовательного процесса к классному руководителю предъявляются новые требования.
Современный классный руководитель должен научиться строить собственную систему целостной педагогической деятельности, самостоятельно оценивать свои профессиональные достижения, диагностировать свои проблемы и трудности в работе.
Самоанализ деятельности позволяет искать пути совершенствования личностных и профессиональных умений. Если классный руководитель может спроектировать собственную деятельность, оценить свои профессиональные достижения, отследить свой профессиональный рост, то и с учеником он сможет работать на его развитие.
В процессе осуществления своей профессиональной деятельности перед классным руководителем возникает серьёзная проблема: как объективно оценить свои профессиональные достижения, как отследить свои успехи, как определить динамику своего профессионального развития? В доступной нам литературе мы не нашли методику самооценки, поэтому в своей работе мы решили воспользоваться системой портфолио. Система портфолио используется нами для определения динамики профессионального роста классного руководителя; рефлексии классного руководителя собственной профессиональной деятельности; обсуждения результатов работы на педагогических советах, заседаниях методических объединений; подготовки классного руководителя к работе в инновационном режиме.
Мы предлагаем ознакомиться с портфолио достижений, который используется в нашем образовательном учреждении. Он включает в себя результаты классного руководителя по конкретному участию в мероприятиях, за конкретный промежуток времени. В портфолио входят: участие в школьных и классных мероприятиях, результаты групповой работы, творческие работы, участие в проектной деятельности ("Подари улыбку" - помощь воспитанникам детского дома, "Посади дерево" - озеленение школьного участка и другие), в научно-практических конференция, фестивалях, конкурсах фотографий ("Моя семья", "Я и мои друзья", "Дорога и мы"), публикациях. В портфель достижений можно вложить грамоты, сертификаты и другие знаки достижений классного руководителя, листы самооценки, коллажи, то есть всё, что классный руководитель считает своим личным достижением.
Важный момент - это определение рубрик портфолио. Современный классный руководитель должен осознавать, зачем нужно выполнять портфолио и где в дальнейшем это можно использовать? Предлагаем описание возможных рубрик классного руководителя, которые мы используем в работе.
1. Оформление обложки потфолио (можно использовать своё оформление);
2. Характеристика класса (можно описать всё о классе, что вы считаете необходимым);
3. Какие используете современные воспитательные технологии?;
4. Участие в классных мероприятиях;
5. Участие обучающихся в школьных (городских), в том числе физкультурно-оздоровительных, проектных мероприятиях;
6. Участие в конференциях, фестивалях, конкурсах;
7. Опыт коллег (если используется);
8. Оценка моей работы (это может быть опыт самооценки классного руководителя на разных этапах его профессиональной деятельности, а также оценка труда коллегами, администрацией, детьми, родителями);
9. Реклама. Работа над портфолио должна приносить радость творчества. Данная рубрика самая творческая. Классный руководитель может здесь рекламировать всё, что считает нужным: свой опыт, своих учеников, образовательное учреждение, свои формы и методы работы.
Опыт использования портфолио в общеобразовательном учреждении МОУ "СОШ № 145" позволил выявить следующие достоинства:
- одинаковых портфолио нет и не может быть, каждая из вышеперечисленных рубрик в авторском исполнении;
- портфолио предоставляет возможность увидеть и зафиксировать проблемы классного руководства, а также найти различные способы их решения;
- портфолио - это неформальная оценка работы классного руководителя, приобретение опыта самооценки.
Желаем всем успехов в работе над портфолио!