Урок географии по теме "Экономика Алькеевского района"

Разделы: География


Цель:

  1. Ознакомление с экономикой Алькеевского муниципального района РТ.
  2. Определение социально-экономических проблем и перспектив развития Алькеевского района.
  3. Воспитание у учащихся любви к малой родине и своему краю.

Тип урока: углубление знаний учащихся.

Вид: урок-семинар.

Оборудование: физическая и политико-административная карта Татарстана, стенды “Алькеевский район”, “Известные люди нашего района”.

Материал: А.С. Тайсин “География Татарстана” стр. 192–195, материалы районной газеты “Алькеевские вести”.

Ход урока

I. Организационная часть.

– приветствие, отчет дежурного.

– чтение стихотворения Ш. Маннапова “Край родной”.

– объявление темы урока.

Алькеевский район – часть Западного Закамья. Край хлеборобов и животноводов. Привлекает к себе инвесторов и предпринимателей. На сегодняшнем уроке мы будем говорить об их успехах.

II. Актуализация знаний.

– вопросы для беседы:

1) Каково географическое положение района? (Ответ: Алькеевский район расположен на юге республики Татарстан и занимает площадь 1726,8 кв.км. Численность: 20 тыс. 915 человек. С севера граничит с Алексеевским, с востока Нурлатовским, с запада Спасским районами; с юга – Ульяновским и Самарским областями.)

2) Какие природные ресурсы имеются в Алькеевском районе? (Ответ: Лесные, водные, промысловые и агроклиматические ресурсы. Леса составляют 32,3 тыс. га. Относительно большие реки – Малый Черемшан, Актайка, Атаси. Кроме этих рек у каждого села имеются маленькие речушки и ключи.)

3) Какие условия имеются для развития сельского хозяйства? (Ответ: Равнинный рельеф, удобные агроклиматические ресурсы, плодородные почвы.)

Вывод. Значит, равнинный рельеф, плодородные почвы, теплый, а иногда жаркий климат и удобные природные условия помогают развивать сельское хозяйство, особенно его основные отрасли – полеводство и животноводство. Но иногда не хватает влаги, часто бывают засухи. Алькеевский район занимается выращиванием зерновых культур. Хозяйства района специализируются по выращиванию яровой пшеницы, ржи, гороха, ячменя. Многие хозяйства занимаются выращиванием технических культур, особенно сахарной свеклы, рапса, кукурузы, многолетних трав для корма животных и картофеля.

III. Объяснение нового материала.

Мы сегодня хотя бы в мечтах будем путешествовать по земле Алькеевского района.

Первая остановка – районный центр – село Базарные Матаки. Здесь живет более 5000 человек. Глава администрации – Давлетшин Фердинат Мидхатович, кандидат сельскохозяйственных наук. Администрацией Алькеевского района руководит с 1999 г. Он стремится сделать все, чтобы его земляки жили достойно. Верит в светлое будущее района.

С лица районной администрации выступает I ученик (выступления всех учащихся готовятся заранее, проверяются учителем).

Возрождение сельского хозяйства невозможно без реформ и внешних инвесторов. На земле должен быть хозяин – агробизнесмен. Алькеевские земли уже доказали правоту этого высказывания. Примером могут служить новые сельскохозяйственные объединения:

– ОАО “Красный Восток”,

– СХПК “Хузангаевский”,

– ООО “Южный Татарстан”,

– ООО “Новая сила” и т.д.

Эти объединения смогли решить главные проблемы сельского хозяйства и надежным путем продвигаются вперед.

Наша следующая остановка – агрофирма “Красный Восток”. Слово предоставляется представителю агрофирмы. (Выступает следующий предварительно подготовленный ученик.)

– В настоящее время сельские хозяйства, сельские поселения переживают большие социально-экономические изменения: на основе нового разделения земель возникают новые сельскохозяйственные кооперации, крестьянские (фермерские) хозяйства и др. Они могут продавать и покупать земли. Земля становится частной собственностью. На полях восемнадцати бывших совхозов и колхозов, объединившихся в агрофирму “Красный Восток – Агро”, работают трактора “Агротрон”, “Арес” и “К-700”, комбайны – “Мега-208”, “Лексион-560” и “Дон-1500”, кормоуборочные комбайны “Ягуар-830”, самоходные косилки “Мак Дон” и другая энергоэкономичная почвообрабатывающая техника и оборудование.

Продолжаем наше путешествие. Асфальтированные дороги Алькеевского района привели нас к мегакомплексу “Каргополь”. Ознакомимся с известным на всю страну молочным комплексом. (Слушаем выступление третьего ученика.)

– Ах, какой размах и возможности у мега-комплекса “Каргопольский”! Здесь содержится пока стадо в 1500 коров. Все оборудование и механизмы по содержанию, кормлению и доению животных – шведского производства (Де Лаваль), работает 51 человек и средняя зарплата не менее 8 тысяч рублей. В общей сложности (включая все сельскохозяйственное оборудование для полей и ферм) в агрофирме 642 единицы новой техники: трактора, машины, комбайны и агрегаты. Отсюда и результаты. В полеводстве товарность почти 56 процентов, в производстве молока – 97 процентов. Работает элеватор-автомат германского производства мощностью 84 тысячи тонн зерна.

Четвертая остановка – новые земли, новые люди, новые технологии. (Выступает четвертый ученик.)

Инвестором ООО “Новая сила” стало ЗАО “Стройсервис” (Казань). Инвестиции в первую очередь были направлены на расширение производства, выполнение социальных программ. Приобретены и действуют пилорама и мини-пекарня, восстановлена польская зерносушилка, запланировано строительство теплицы и т.д.

Пятая остановка – родная деревня великого чувашского поэта Педера Хузангая – Сихтерме-Хузангаево. (Слово передается пятому ученику.)

В развитие СХПК “Хузангаевкий” (инвестор – совхоз “Звениговский” Республики Мари Эл) вложено более 200 миллионов рублей. Построены мельница, цех по отжиму маслосемян, пекарня, крупорушка, столовая, восемь зерноскладов емкостью 15 тысяч тонн зерна, четыре ЗАВ, два крытых тока, зерносушилка, открыты четыре магазина, заасфальтированы территория тока и центральная улица, возведены средняя школа, фельдшеро-акушерский пункт, новая церковь, жилые дома и т.д. Построены зерносклады, завершено строительство комплекса ремонтной мастерской.

Внедрение глубокой переработки продукции в СХПК “Хузангаевский” главный козырь в повышении рентабельности всего кооперативного производства. К примеру, возделывание и переработка подсолнечника дали возможность с каждого введенного рубля получить один рубль 63 копейки дохода.

IV. Закрепление нового материала.

– Итак, мы заканчиваем заочное путешествие по Алькеевской земле. Сельхозобъединения, с которыми мы ознакомились, отличаются высокой производительностью труда, строгой дисциплиной, применением новейших технологий. Вспомним перспективные отрасли этих хозяйств:

– “Красный Восток” – полеводство,

– “Каргополь” – крупный рогатый скот,

– “Хузангаевский” – полеводство,

– “Новая сила” – социальная программа.

Выступления учеников об оказании бытовых услуг народу:

– первый ученик – торговля. В Алькеевском районе распространены розничная торговля, потребительская кооперация, частная торговля, находящиеся под государственным контролем. В то же время есть возможности для открытия новых торговых точек: опустевшие здания можно отремонтировать, оборудовать и использовать как новое торговое место. Районные торговые организации нуждаются в местах хранения пищевых продуктов, складах, больших холодильниках.

– второй ученик – общественное питание. Эта малая отрасль, удовлетворяющая каждодневные потребности народа, тесно связана торговыми организациями. Основная часть столовых, ресторанов, кафе и буфетов расположена в районном центре – Базарных Матаках. В последнее время народ мало ходит в столовые. Причина: повышение цен на пищевые продукты. В будущем реализация готовых кулинарных продуктов и полуфабрикатов увеличится, также повысится количество оказываемых услуг высокодоходным гражданам; рассматривается адресная защита малообеспеченных семей.

– третий ученик – связь. В отрасль связи входят все виды телефонной связи, телеграф, почта, телефакс, телевидение, радио и интернет. Все ее виды связаны между собой и создают информационное окружение человека.

В Алькеевском районе работают 13 АТС. Почтовые услуги целиком под контролем государства. Люди Алькеевского района могут смотреть и слушать несколько каналов радио– и телевизионных передач. Есть пользователи космической спутниковой связи.

V. Заключение.

1) Решение тестовых вопросов.

  1. Площадь Алькеевского района:
    а) 1892 кв.км,
    б) 1295 кв.км,
    в) 1703 кв.км,
  2. Количество населенных пунктов в Алькеевском районе:
    а) 82, б) 72, в) 73.
  3. Основная часть населения:
    а) русские,
    б) чуваши,
    в) татары.
  4. В Алькеевском районе развита промышленная отрасль:
    а) машиностроение,
    б) легкая промышленность,
    в) пищевая промышленность.
  5. Природные ресурсы района:
    а) агроклиматические,
    б) минеральные,
    в) рекреационные.
  6. Инвестор обеспечивает район:
    а) пищевыми продуктами,
    б) машинами,
    в) вносит капитал.
  7. Основная сельскохозяйственная культура, выращиваемая в Алькеевском районе:
    а) пшеница,
    б) картофель,
    в) кукуруза.
  8. Скотовод, работающий в комплексе “Красный Восток”, должен знать:
    а) компьютер,
    б) основы ветеринарии,
    в) экономику,
    г) все ответы верны.
  9. Самое инвестированное сельскохозяйственное предприятие:
    а) “Красный Восток”,
    б) “Хузангаевский”,
    в) “Новая сила”,
    г) “Салманово”.
  10. Отрасль, который приводит к экологическим проблемам в Алькеевском районе:
    а) промышленность,
    б) сельское хозяйство,
    в) транспорт.

2) Делаем выводы, подчеркивая важность знаний, полученных на уроке.

Сегодня мы ознакомились с экономикой Алькеевского района. Как вы видите, в продвинутых хозяйствах преобладает товарное сельское хозяйство. Ведутся работы по механизации и химизации самых важных отраслей, по введению в производство самых новых открытий генетики и селекции. Такой ход дела дает индустриальный характер сельскому хозяйству и называется агробизнесом.

В селах проблем много. И они ждут своего решения. Вы – работники, руководители и управляющие завтрашнего дня. Качество жизни в будущем зависит от ваших экономических знаний, от вашего умения работать. Значит, будущее начинается сегодня.

VI. Домашнее задание.

  1. Всем ученикам: сделать визитную карточку Алькеевского района.
  2. Сильным ученикам: подготовить доклад об экологических проблемах и их решении.
  3. Слабым ученикам: подготовиться к рассказу об известных людях – выходцах из нашего района.