Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
Образвательные:
- познакомить с основными понятиями алгебры логики;
- ввести понятие составного высказывания;
- познакомить учащихся с основными логическими операциями.
Развивающие:
- продолжить развитие познавательной деятельности;
- продолжить развитие умения анализировать, делать обобщающие выводы.
Воспитательные:
- воспитание активности, самостоятельности и настойчивости при достижении цели, овладении новым материалом
ХОД УРОКА
Этап |
Содержание |
||
Орг момент (3 минуты) |
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой довольно большой и сложной темы. На первый взгляд мало связанной с информатикой и компьютером, однако, на самом деле, во многом определяющей логику работы компьютера. Сегодня вводный урок и пройдет он в форме лекции. Мы познакомимся с основными понятиями темы. На доске вы можете видеть план урока. Ваша задача внимательно слушать и по необходимости записывать, в ходе объяснения я буду задавать вопросы, чтобы видеть степень усвоения, в конце урока вам будет предложено выполнить небольшое упражнение, на закрепление изученного. |
||
Новый материал План: 1. Алгебра логики (3 минуты) 2. Логическое высказывание (6 минуты) 3. Обозначение высказываний и их значений (3 минуты) 4. Составные высказывания. Логические связки (5 минут) 5. Логические операции (10 минут) |
Алгебра логики – математический аппарат, с помощью которого записывают, упрощают и преобразовывают логические высказывания. Создателем алгебры логики является английский математик Джорж Буль, в честь которого алгебра логики называется Булевой алгеброй высказываний. Логическое высказывание – это любое повествовательное предложение, в отношении которого можно однозначно сказать, истинно оно или ложно. Например: предложение Москва – Столица России – истинное, Рим – столица Франции – ложное. Конечно, не всякое предложение является логическим высказыванием. Например: ученик десятого класса – не высказывание потому, что ничего не утверждает об ученике. Информатика – интересный предмет – тоже не высказывание, потому что нельзя однозначно сказать истинное оно или ложное - для одних интересный для других нет. Попросить привести примеры Логических высказываний и предложений не являющихся логическими высказываниями. Чтобы обращаться к логическим высказываниям, будем назначать им имена (большие буквы), а чтобы обозначать значение высказываний (истина или ложь) воспользуемся алфавитом двоичной системы счисления 1- истина, 0 - ложь. В обычной жизни мы часто используем такие слова и сочетания слов как не, и, или, если … то, тогда и только тогда они служат нам для связи слов. Эти же слова позволят нам получать из заданных высказываний новые высказывания, и мы будем называть их логические связки. Высказывания, составленные из других высказываний с помощью логических связок, будем называть составными высказываниями. Физминутка. В алгебре логики каждая логическая связка рассматривается как операция над логическими высказываниями. Используя определения логических операций, заполняем таблицу (можно предложить учащимся часть таблицы заполнить самостоятельно по образцу): |
||
Название |
Обозначение |
Схема работы |
|
Операция, выражаемая словом "НЕ", называется отрицанием и обозначается чертой над высказыванием (или знаком ). Высказывание истинно, когда A ложно, и ложно, когда A истинно. |
|||
НЕ (отрицание) |
Не А - или |
||
Операция, выражаемая связкой "и", называется конъюнкцией (лат. conjunctio — соединение) или логическим умножением и обозначается точкой " . " (может также обозначаться знаками или &). Высказывание А. В истинно тогда и только тогда, когда оба высказывания А и В истинны. |
|||
И конъюнкция (логическое умножение) |
Точкой или знаками, &. |
||
Операция, выражаемая связкой "или" (в неисключающем смысле этого слова), называется дизъюнкцией (лат. disjunctio — разделение) или логическим сложением и обозначается знаком v (или плюсом). Высказывание А v В ложно тогда и только тогда, когда оба высказывания А и В ложны. |
|||
ИЛИ дизьюнкция (логическое сложение) |
Знаком v или + |
||
Операция, выражаемая связками "если ..., то", "из ... следует", "... влечет ...", называется импликацией (лат. implico — тесно связаны) и обозначается знаком . Высказывание ложно тогда и только тогда, когда А истинно, а В ложно. |
|||
ЕСЛИ ТО импликация |
знаком |
||
|
Операция, выражаемая связками "тогда и только тогда", "необходимо и достаточно", "... равносильно ...", называется эквиваленцией или двойной импликацией и обозначается знаком или ~. Высказывание истинно тогда и только тогда, когда значения А и В совпадают. |
||
ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА эквиваленция |
знаком или ~. |
||
Определения в таблицу не вписываем. |
|||
Закрепление (4 минуты) |
Упражнение на компьютере по определению истинности составных высказываний (программа Мир информатики 3-й год обучения). |
||
ДЗ (2 минуты) |
Упр 1, 2, 3 (б, г) (по учебнику Шауцуковой) |
||
Итог (2 минуты) |
Сегодня на уроке мы начали знакомство с алгеброй логики. Познакомились с логическими операциями, и пусть они вас не пугают, ведь когда то, в первом классе, вы познакомились с математическими операциями и они уже давно не вызывают у вас вопросов, а сейчас вы взрослее и умнее, чем были когда-то, и надеюсь, через несколько уроков, логические операции так же не будут вызывать у вас проблем. |